Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Противоположностей
Одним из характерных представителей ренессансной филосо- фии был Николай Кузанский (1401 — 1464). Анализ его учения поз- воляет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.
Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с централь- ного для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность
«иному», не-единому. Эта характеристика восходит к пифагорей- цам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел — беспредельному. Кузанец, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «единое есть все» — формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.
Эта формула неприемлема для христианского теизма, принци- пиально отличающего творение («все») от творца (единого); но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплато- ников, которые никогда не отождествляли единое со «всем». Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противополож- ности, Кузанец делает вывод, что единое тождественно беспре- дельному, бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего не может быть, Кузанец поэтому называет его «максимумом»; единое же — это «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) — максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанец обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окруж- ности, более того — с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом доказывает- ся, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар. Совпадение противоположностей является важнейшим методо- логическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. У Пла- тона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы не нахо- дим учения о совпадении противоположностей, поскольку для древ- негреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого и беспредельного. Напро- тив, у Кузанца место единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно, совмещение противо- положностей — единого и беспредельного.
Проведенное, хотя и не всегда последовательно, отождест- вление единого с бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов не только античной философии и сред- невековой теологии, но и античной и средневековой науки — ма- тематики и астрономии.
Ту роль, какую у греков играло неделимое (единица), вносящее меру, предел как в сущее в целом, так и в каждый род сущего, у Кузанца выполняет бесконечное — теперь на него возложена
функция быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой, то парадокс оказывается синонимом точного знания. И в са- мом деле, вот что вытекает из принятых Кузанцем предпосылок: «...если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая — из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью были бы равны, по- скольку бесконечность не может быть больше бесконечности» '. Как видим, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому другому числу.
В геометрии, как показывает Николай Кузанский, дело обстоит так же, как и в арифметике. Различение рациональных и ирра- циональных отношений, на котором держалась геометрия греков, Кузанец объявляет имеющим значение только для низшей ум- ственной способности — рассудка, а не разума. Вся математика, включая арифметику, геометрию и астрономию, есть, по убежде- нию Кузанца, продукт деятельности рассудка; рассудок как раз и выражает свой основной принцип в виде запрета противоречия, то есть запрета совмещать противоположности. Николай Кузан- ский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности, с тем, однако, различием, что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложного знания, а Кузанец — средство созидания зна- ния истинного. Правда, само это знание имеет особый характер — оно есть «умудренное неведение».
Тезис о бесконечном как мере вносит преобразования и в астро- номию. Если в области арифметики и геометрии бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях в приблизи- тельное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и принцип относительности. И в самом деле: так как точное опре- деление размеров и формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть раз- личены центр и окружность.
Рассуждение Кузанца помогает понять связь между философ- ской категорией единого и космологическим представлением древ- них о наличии центра мира, а тем самым — о его конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельным раз- рушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела — это возможность различить в нем центр и периферию, «начало» и «конец». Согласно Кузанцу, центр и окружность космоса — это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыс- лить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.
' Николай Кузанский. Соч. В 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 73.
Date: 2015-05-05; view: 564; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|