Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спиноза: учение о субстанции





Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус
субстанций: с одной стороны, подлинным бытием обладала только
бесконечная субстанция — бог, а конечные, то есть сотворенные,
субстанции находились в зависимости от бесконечной. Это затруд-
нение попытался преодолеть Б. Спиноза (1632 —1677), испытав-
ший на себе сильное влияние Декарта, но не принявший его дуализ-
ма и создавший монистическое учение о единой субстанции, кото-
рую он назвал богом, или природой. Спиноза не принимает суб-
станциальности единичных вещей и в этом смысле противостоит
традиции номинализма и эмпиризма. Его учение — пример край-
него реализма (в средневековом его понимании), переходящего
в пантеизм. Спиноза определяет субстанцию как причину самой
себя (causa sui), то есть как то, что существует через само себя и
познается из самого себя. Именуя субстанцию богом, или приро-
дой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не бог теистических
религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могущест-
вом и волей, не есть творец природных вещей. Бог Спинозы — бес-
конечная безличная сущность, главным определением которой яв-
ляется существование, бытие в качестве, начала и причины всего
сущего. Представление о слиянии бога и природы, которое ле-
жит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом; Спиноза

1 Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. М., 1965. Т. 1. С. 498.


продолжает ту традицию, которая была намечена у Николая Кузан-
ского и развернута у Джордано Бруно. Пантеизм Спинозы есть
шаг на пути к материализму, и не случайно материализм XVIII и
XIX веков нередко апеллировал к учению Спинозы.

Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть атрибуты
субстанции, а единичные вещи — как мыслящие существа, так
и протяженные предметы — это модусы (видоизменения) субстан-
ции. Уже у Декарта было развито учение о своего рода паралле-
лизме материальной и духовной субстанций. Согласно Декарту,
каждому состоянию и изменению в материальной субстанции (нап-
ример, в человеческом теле) соответствует изменение в субстан-
ции духовной (в человеческих чувствах, желаниях, мыслях).
Сами субстанции, по Декарту, не могут непосредственно влиять
друг на друга, но их действия строго скорректированы благодаря
богу, наподобие того, как два (или несколько) часовых меха-
низма могут показывать одно и то же время, будучи заведены
мастером, который синхронизировал их часовые стрелки. Анало-
гичное рассуждение мы находим у Спинозы: все явления в физи-
ческом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развивают-
ся в той же последовательности, как и все модусы в сфере мыш-
ления. Поэтому порядок и связь идей, по словам Спинозы, соот-
ветствует порядку и связи вещей: и те, и другие суть только след-
ствия божественной сущности. Отсюда вытекает спинозовское оп-
ределение души как идеи человеческого тела.

Весь мировой процесс, таким образом, совершается в силу
абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в сос-
тоянии здесь изменить. Спиноза вообще не признает такой спо-
собности, как воля: единичная человеческая душа не есть нечто
самостоятельное, она не есть субстанция, дух человека — это
не что иное, как модус мышления, а потому, согласно Спинозе,
«воля и разум одно и то же» '. Человек может только постиг-
нуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою
жизнь и свои желания, полагает Спиноза. В этом сказалась изве-
стная близость спинозовского миросозерцания учению стоиков.
«Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать» — вот
максима спииозовской этики.

Лейбниц:

Date: 2015-05-05; view: 870; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию