Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Номинализм и эмпиризм. Знание — сила
Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих привер- женцев в Великобритании, был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 —1626). Как и большинство мыслителей его эпохи, Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее пони- мали в средние века. Цель научного знания — в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и прак- тике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой. Те, кто относились к природе созерцательно, склонны были, как правило,
видеть в науке путь к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. Такой подход был характерен для античности. Бэкон резко осуждает такое понимание науки. Нау- ка — средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы по- знать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей. «...Речь идет,— говорил Бэкон, имея в виду назначение науки,— не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о вся- ческом могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкова- тель природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом и размышлением; и свыше этого он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздро- бить цепь причин; и природа побеждается только подчинением ей. Итак, два человеческих стремления — к знанию и могущест- ву — поистине совпадают в одном и том же...» ' Бэкону принад- лежит знаменитый афоризм: «Знание — сила», в котором отрази- лась практическая направленность новой науки.
В бэконовском стремлении обратить взор науки к земле, к познанию природных явлений, которые нам открывают чувства, сказалась как общая духовная атмосфера нарождающегося капи- тализма, так и, в частности, протестантизм. Именно в протестан- тизме, начиная с самих его основателей — Лютера и Кальвина, акцент ставится на невозможность с помощью разума постигнуть то, что относится к сфере божественного, поскольку трансценден- тный бог составляет предмет веры, а не знания. Лютер был резким критиком схоластики, которая, по его мнению, пыталась с помощью разума дать рациональное обоснование истин откровения, доступ- ных только вере. Разведение веры и знания, характерное для про- тестантизма в целом, привело к сознательному стремлению огра- ничить сферу применения разума миром «земных вещей». Под этим понималось прежде всего практически ориентированное поз- нание природы.
Предоставив дело спасения души «одной вере», Лютер тем самым вытолкнул разум на поприще мирской практической дея- тельности — ремесла, хозяйства, политики. Применение разума в практической сфере тем более одобряется, что сама эта сфера, с точки зрения протестантских реформаторов, приобретает особо важное значение: труд выступает теперь как своеобразная мир- ская аскеза, поскольку монашеская аскеза протестантизмом не принимается. Отсюда уважение к любому труду — как крестьян- скому, так и ремесленному, как к деятельности предпринимателя, так и к деятельности землекопа. Отсюда же вытекает и призна- ние особой ценности всех технических и научных изобретений и усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс. Особенно ярко все это
1 Бэкон Ф. Соч. В 2 т. М., 1971. Т. 1. С. 83.
видно именно у Бэкона. Он ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает не- нужной роскошью.
Date: 2015-05-05; view: 546; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|