Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Номинализм и эмпиризм. Знание — сила





Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих привер-
женцев в Великобритании, был английский философ Фрэнсис
Бэкон (1561 —1626). Как и большинство мыслителей его эпохи,
Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного
познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее пони-
мали в средние века. Цель научного знания — в принесении
пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке
самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и прак-
тике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача
всех наук — увеличение власти человека над природой. Те, кто
относились к природе созерцательно, склонны были, как правило,


видеть в науке путь к более углубленному и просветленному
разумом созерцанию природы. Такой подход был характерен для
античности. Бэкон резко осуждает такое понимание науки. Нау-
ка — средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы по-
знать причинную связь природных явлений ради использования
этих явлений для блага людей. «...Речь идет,— говорил Бэкон,
имея в виду назначение науки,— не только о созерцательном
благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о вся-
ческом могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкова-
тель природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в
порядке природы делом и размышлением; и свыше этого он не
знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздро-
бить цепь причин; и природа побеждается только подчинением
ей. Итак, два человеческих стремления — к знанию и могущест-
ву — поистине совпадают в одном и том же...» ' Бэкону принад-
лежит знаменитый афоризм: «Знание — сила», в котором отрази-
лась практическая направленность новой науки.

В бэконовском стремлении обратить взор науки к земле, к
познанию природных явлений, которые нам открывают чувства,
сказалась как общая духовная атмосфера нарождающегося капи-
тализма, так и, в частности, протестантизм. Именно в протестан-
тизме, начиная с самих его основателей — Лютера и Кальвина,
акцент ставится на невозможность с помощью разума постигнуть
то, что относится к сфере божественного, поскольку трансценден-
тный бог составляет предмет веры, а не знания. Лютер был резким
критиком схоластики, которая, по его мнению, пыталась с помощью
разума дать рациональное обоснование истин откровения, доступ-
ных только вере. Разведение веры и знания, характерное для про-
тестантизма в целом, привело к сознательному стремлению огра-
ничить сферу применения разума миром «земных вещей». Под
этим понималось прежде всего практически ориентированное поз-
нание природы.

Предоставив дело спасения души «одной вере», Лютер тем
самым вытолкнул разум на поприще мирской практической дея-
тельности — ремесла, хозяйства, политики. Применение разума в
практической сфере тем более одобряется, что сама эта сфера, с
точки зрения протестантских реформаторов, приобретает особо
важное значение: труд выступает теперь как своеобразная мир-
ская аскеза, поскольку монашеская аскеза протестантизмом не
принимается. Отсюда уважение к любому труду — как крестьян-
скому, так и ремесленному, как к деятельности предпринимателя,
так и к деятельности землекопа. Отсюда же вытекает и призна-
ние особой ценности всех технических и научных изобретений
и усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и
стимулируют материальный прогресс. Особенно ярко все это

1 Бэкон Ф. Соч. В 2 т. М., 1971. Т. 1. С. 83.


видно именно у Бэкона. Он ориентирует науку на поиск своих
открытий не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов.
Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает не-
нужной роскошью.







Date: 2015-05-05; view: 546; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию