Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о множественности субстанций





Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой
являются все единичные вещи и существа, немецкий философ
Г. Лейбниц (1646—1716) противопоставил учение о множествен-

1 Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 447.


ности субстанций. Тем самым Лейбниц попытался провести в ра-
ционалистической метафизике XVII века восходящее к Ари-
стотелю номиналистическое представление о реальности единич-
ного.

Плюрализм субстанций Лейбниц сознательно противопоставил
пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существую-
щие субстанции получили у Лейбница название монад. (Напом-
ним, что «монада» в переводе с греческого означает «единое»,
или «единица».) Мы уже знаем, что сущность (субстанция) еще
начиная с античности мыслилась как нечто единое, неделимое.
Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей,
а потому неделима. Но это значит, что монада не может быть чем-
то материально-вещественным, не может быть протяженным, ибо
все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности.
Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой мо-
нады. Но в чем же состоит эта деятельность? Как поясняет Лейб-
ниц, она представляет собой именно то, что невозможно объяснить
с помощью механических причин: во-первых, представление, или
восприятие, и, во-вторых, стремление. Представление идеально, а
потому его нельзя вывести ни из анализа протяжения, ни путем
комбинации физических атомов, ибо оно не есть продукт взаимо-
действия механических элементов. Остается допустить его как
исходную, первичную, простую реальность, как главное свойство
простых субстанций.

Деятельность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывной
смене внутренних состояний, которое мы можем наблюдать,
созерцая жизнь собственной души. И в самом деле, наделяя монады
влечением и восприятием, Лейбниц мыслит их по аналогии с чело-
веческой душой. Монады, говорит Лейбниц, называются душами,
когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом.
В неорганическом же мире они чаще именовались субстанциаль-
ными формами — средневековый термин, в который Лейбниц
вкладывает новое содержание. Таким образом, все в мире ока-
зывается живым и одушевленным, и там, где мы видим просто
кусок вещества, в действительности существует целый мир живых
существ — монад. Такое представление, кстати, сегодня вряд ли
вызовет удивление, поскольку мы знаем, что в каждой капле воды
и в самом небольшом клочке почвы кишат невидимые нам мириа-
ды микроорганизмов. Нужно сказать, что монадология Лейбница
своим возникновением в немалой степени обязана именно откры-
тию микроскопа. Один из конструкторов микроскопа А. Левен-
гук изучал микроскопическую анатомию глаза, нервов, зубов;
ему принадлежит открытие красных кровяных телец, он же об-
наружил инфузории и бактерии, которых назвал латинским словом
«анималькули» — зверьки. Все это вызывало потребность в но-
вом воззрении на природу, и ответом на эту потребность была
монадология Лейбница.


Учение







Date: 2015-05-05; view: 904; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию