Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Натурфилософии __Возрождения





В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению
природы. Интерес к натурфилософии особенно усиливается к кон-
цу XV—XVI веку по мере того, как пересматривается средне-
вековое отношение к природе как началу несамостоятельному.
На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму
античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и
в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специ-
фику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа
трактуется пантеистически. В переводе с греческого «пантеизм»
означает «всебожие». Христианский бог здесь утрачивает свой
трансцендентный, внеприродный характер; он как бы сливается
с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобре-
тает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в антич-
ности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый не-
мецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493—1541), видят
в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами,
которые находят свое проявление не только в строении и функциях
живых существ — растений, животных, человека, ангелов и демо-
нов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает
особую систему аналогий между различными органами человека
и животных, с одной стороны, и частями растений, строением
минералов и движениями небесных светил, с другой. Вся приро-


да, по Парацсльсу, должна быть попята, исходя из трех алхими-
ческих элементов — ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу,
сера — душе, а соль — телу. Подобно тому как в человеке всеми
отправлениями тела «заведует» душа, точно так же в каждой
части природы находится некое одушевленное начало — архей,
а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть
этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и
научиться им управлять.

Такое магико-алхимическое понимание природы характерно
именно для XV—XVI веков, хотя оно и имеет точки соприкосно-
вения с античным представлением о природе как целостном и
даже одушевленном космосе, но существенно отличается от антич-
ного своим активистским духом, стремлением управлять природой
с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы
Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику
Аристотеля, которая представлялась им слишком рационали-
стичной и приземленной, поскольку была почти полностью ли-
шена магического элемента и проводила строгое различие между
одушевленными существами и неодушевленными стихиями —
огнем, воздухом, водой и землей. Гораздо ближе к возрожден-
ческому способу мышления был неоплатонизм, тем более что он
еще с XIII—XIV веков воспринимался как антитеза аристотелизма
поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимство-
вала понятие мировой души, которое было отвергнуто в средние
века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на
место трансцендентного христианского бога. С помощью этого по-
нятия натурфилософы стремились устранить идею творения:
мировая душа представала как имманентная самой природе жиз-
ненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность
и не нуждается больше в потустороннем начале.







Date: 2015-05-05; view: 586; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию