Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Византии





(IV—XV века)

Для Западной Европы началом средневековья принято считать
476 год — год завоевания Западной Римской империи германца-
ми. Восточная Римская империя — Византия избежала варвар-
ского завоевания; в ее истории трудно провести такую же четкую
грань между античностью и средневековьем, ибо все традиции
греко-римского мира и эллинистического Востока — экономиче-
ские, политические, культурные — сохранялись в Византии не
прерываясь. Благодаря этому на протяжении многих столетий
Византия стояла впереди других стран средневековой Европы как
центр высокой и своеобразной культуры.

Византийская культура представляла собой неповторимый
сплав живых античных, в том числе и философских, традиций с
древней культурой народов, населявших восточные области импе-
рии,— египтян, сирийцев, армян, других народов Малой Азии и
Закавказья, племен Крыма и поселившихся в империи славян,
а позднее отчасти арабов. Однако это не было хаотическое нагро-
мождение разнородных культурных элементов; напротив, един-
ство — языковое, конфессиональное и государственное — отличало
Византию от других государств средневековой Европы, в осо-
бенности в ранний период. В стране господствовала христианская
религия в ее православной форме.

К образованию и науке византийцы относились с большим ува-
жением. Известная всем поговорка «Ученье — свет, а неученье —
тьма» помещается знаменитым византийским богословом и фи-
лософом Иоанном Дамаскином (вторая половина VII века —
753 год) в самом начале его труда «Источник знания» и сопровож-
дается пространным доказательством. Византийские философы
сохранили античное понимание науки как чисто умозрительного
знания в противоположность знанию опытному и прикладному,
считавшемуся скорее ремеслом. В согласии с античной традицией
все собственно науки объединялись под именем философии. Иоанн
Дамаскин, объясняя, что такое философия, приводит шесть самых
важных ее определений, которые сложились еще в античности,
но кажутся ему совершенно правильными: 1) философия есть
знание природы сущего; 2) философия есть знание божественных
и человеческих дел, то есть всего видимого и невидимого; 3) фи-
лософия есть упражнение в смерти; 4) философия есть уподобле-
ние богу. А уподобиться богу человек может с помощью трех
вещей: мудрости, или знания истинного блага; справедливости,
которая заключается в распределении поровну и беспристрастии
в суждении; благочестия, которое выше справедливости, ибо
велит отвечать добром на зло; 5) философия — начало всех


искусств и наук; 6) философия есть любовь к мудрости. По-
скольку же истинная мудрость — это бог, то любовь к богу и есть
подлинная философия.

В отличие от Западной Европы, в Византии никогда не пре-
рывалась античная философская традиция; именно византийские
богословы усваивают и сохраняют все богатство мысли грече-
ских философов. Самым развитым и влиятельным философским
направлением поздней античности, последние представители кото-
рого жили в Византии, был неоплатонизм, систематизировавший
учение Платона об отдельно существующих умопостигаемых
идеях как единственно подлинном бытии с помощью методов
аристотелевской логики. Его главные представители — Плотин
(205-270), Ямвлих (245-330) и Прокл (412-485). Для нео-
платоников весь мир предстает как иерархическая система, в кото-
рой каждая низшая ступень обязана своим существованием выс-
шей. На самом верху этой лестницы помещается единое (оно же
бог, оно же благо, или иначе «то, что по ту сторону всего сущего»,
то есть, в латинском переводе, «трансценденция»). Единое есть
причина (прежде всего — целевая) всякого бытия (все сущее
существует постольку, поскольку стремится к единому, или ко
благу); само оно не причастно бытию и потому непостижимо
ни для ума, ни для слова — о боге нельзя сказать ничего. Вторая
ступень — это ум, как таковой, и находящиеся в нем умопости-
гаемые сущности — идеи; это — чистое бытие, порожденное
единым (ибо мышление и бытие в платонической традиции тож-
дественны). Ниже — третья ступень — душа; она уже не едина,
как ум, но разделена между живыми телами (душа космоса,
ибо космос для платоников живое существо, души демонов, людей,
животных, растений); кроме того, она движется: душа — источник
всякого движения и, следовательно, всех волнений и страстей.
Еще ниже — четвертая ступень — тело. Как душа получает луч-
шие свои свойства — разумность, гармонию — от ума, так и тело
получает благодаря душе форму; прочие же его качества —
безжизненность, косность, инертность — сродни материи. Материя,
или подлежащее,— субстрат чувственных вещей — это сама инерт-
ность, косность, бескачественность как таковая. Материя не су-
ществует; она ни в какой степени не причастна уму, то есть бы-
тию; поэтому она также не может быть постигнута разумом и
словом. О ее наличии мы узнаем чисто отрицательным путем:
если от всех тел отнять их форму (то есть все сколько-нибудь опре-
деленные их характеристики: качество, количество, положение и
проч.), то, что останется, будет материя.

Человек в системе неоплатонической философии мыслился
соответственно как соединение божественного, самотождественного
ума с мертвым и косным телом посредством души; естественно,
что цель и смысл жизни в таком случае — освободить свой ум,
дух от оков материи, или тела, чтобы в конечном счете совсем


отделиться от пего и слиться с единым великим Умом. Ясно, что
источник всяческого зла — материальное и телесное; источник
блага — умопостигаемое, возвышенное знание, философия. Чело-
век должен учиться мыслить, с одной стороны, и подчинять себе
свое тело путем упражнений, аскезы — с другой. Философия нео-
платоников — Плотина (II век), Ямвлиха (IV век), Прокла
(V век — 412—485 годы) оказала огромное влияние на христиан-
ских мыслителей Византии. Наиболее значительной фигурой из
них был Псевдо-Дионисий Ареопагит (V век), который изложил
христианское вероучение в терминах и понятиях неоплатонизма.
Сочинения Дионисия легли в основу дальнейшего развития
мистического направления в богословии и философии как Визан-
тии, так и Запада. Терминология и аргументация неоплатоников
используются и другими мыслителями ранней Византии —
каппадокийцами Василием Кесарийским, Григорием Назиан-
зином, Григорием Нисским.

Не все отрасли знания, входившие в состав античной филосо-
фии, разрабатывались византийскими мыслителями в одинаковой
степени. Так, в том, что касалось общих вопросов естествозна-
ния, космологии, астрономии, физики и в большой мере также
математики, византийская наука ограничивалась преимущественно
изучением и интерпретацией античных теорий. Зато в тех обла-
стях знания, которые были необходимы для решения собственно
богословских вопросов, византийцы создавали оригинальные уче-
ния. В так называемых «тринитарных спорах» (спорах о един-
стве бога в трех лицах) разрабатывалась философская онтология,
или учение о бытии; в спорах хрнстологических — антрополо-
гия и психология, учение о человеческой личности, о душе и
теле; позднее (в VIII — IX веках) в иконоборческих спорах разра-
батывалось учение об образе и символе. Построение догматиче-
ской системы требовало знания логики, не удивительно, что с
VI и до XII века логика переживает необычайный расцвет.

Начиная с X — XI веков в развитии богословско-философской
мысли Византии можно проследить две тенденции: рационалисти-
чески-догматическую и мистически-этическую.
Для первой харак-
терен интерес к внешнему миру и его устройству («физика»),
отсюда и к астрономии, которая в средневековом сознании связы-
валась с астрологией и пробуждала, в свою очередь, интерес к
оккультным наукам и демонологии, интерес и доверие к челове-
ческому разуму («логика»), а потому преклонение перед антич-
ной, языческой классикой. Для этой — рационалистической —
тенденции характерен и интерес к истории и политике, где уста-
навливаются рационалистические и утилитаристские принципы.
Именно таков круг интересов одного из самых блестящих деятелей
византийской культуры XI века Михаила Пселла — философа,
политика, историка, филолога. Другая тенденция — «исихазм»,
находившая выражение в сочинениях, в основном монашеских,


аскетических (один из самых популярных и почитаемых ее пред-
ставителей раннего периода — Иоанн Лсствичник, VII век; позд-
него периода — Григорий Палама, ок. 1297 —13GO), сосредоточила
основное внимание на внутреннем мире человека и на практиче-
ских приемах его усовершенствования в духе христианской этики
смирения, послушания и внутреннего покоя, или тишины (от
греч. слова «исихия» — покой, безмолвие, отрешенность). Борьба
мистического и рационалистического направлений особенно обо-
стрилась в последние века существования Византийской империи.
Учение Паламы завоевало огромную популярность в стране, в
особенности среди среднего и низшего духовенства. Против него
активно выступал калабрийский философ-гуманист Варлаам (ум.
в 1348), защищавший, хотя и не вполне последовательно, тезис
о примате разума над верой. В дальнейшем, в XIV —XV веках,
рационалистическое направление в философии и науке распростра-
няется в Византии все шире, обнаруживая идейное родство с
западноевропейским гуманизмом. Из его сторонников наиболее
известен Георгий Гемист Плифон (1355 — 1452) — выдающийся
платоник, а также солнцепоклонник и утопист, и его современ-
ники — Мануил Хрисолор, Виссарион Пикейский. Проповедь
индивидуализма, духовной самодостаточности человека, прекло-
нение перед античной культурой — характерные черты их миро-
воззрения. Эти ученые были тесно связаны с итальянскими гума-
нистами и оказали на них большое влияние.

Византийская богословская и аскетическая литература во
многом определила склад древнерусской духовной культуры. Она
оказала влияние и на формирование философии народов Кавказа
и Закавказья, входивших частично в состав Византийского госу-
дарства.

5.

Date: 2015-05-05; view: 470; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию