Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В Византии
(IV—XV века)
Для Западной Европы началом средневековья принято считать 476 год — год завоевания Западной Римской империи германца- ми. Восточная Римская империя — Византия избежала варвар- ского завоевания; в ее истории трудно провести такую же четкую грань между античностью и средневековьем, ибо все традиции греко-римского мира и эллинистического Востока — экономиче- ские, политические, культурные — сохранялись в Византии не прерываясь. Благодаря этому на протяжении многих столетий Византия стояла впереди других стран средневековой Европы как центр высокой и своеобразной культуры.
Византийская культура представляла собой неповторимый сплав живых античных, в том числе и философских, традиций с древней культурой народов, населявших восточные области импе- рии,— египтян, сирийцев, армян, других народов Малой Азии и Закавказья, племен Крыма и поселившихся в империи славян, а позднее отчасти арабов. Однако это не было хаотическое нагро- мождение разнородных культурных элементов; напротив, един- ство — языковое, конфессиональное и государственное — отличало Византию от других государств средневековой Европы, в осо- бенности в ранний период. В стране господствовала христианская религия в ее православной форме.
К образованию и науке византийцы относились с большим ува- жением. Известная всем поговорка «Ученье — свет, а неученье — тьма» помещается знаменитым византийским богословом и фи- лософом Иоанном Дамаскином (вторая половина VII века — 753 год) в самом начале его труда «Источник знания» и сопровож- дается пространным доказательством. Византийские философы сохранили античное понимание науки как чисто умозрительного знания в противоположность знанию опытному и прикладному, считавшемуся скорее ремеслом. В согласии с античной традицией все собственно науки объединялись под именем философии. Иоанн Дамаскин, объясняя, что такое философия, приводит шесть самых важных ее определений, которые сложились еще в античности, но кажутся ему совершенно правильными: 1) философия есть знание природы сущего; 2) философия есть знание божественных и человеческих дел, то есть всего видимого и невидимого; 3) фи- лософия есть упражнение в смерти; 4) философия есть уподобле- ние богу. А уподобиться богу человек может с помощью трех вещей: мудрости, или знания истинного блага; справедливости, которая заключается в распределении поровну и беспристрастии в суждении; благочестия, которое выше справедливости, ибо велит отвечать добром на зло; 5) философия — начало всех
искусств и наук; 6) философия есть любовь к мудрости. По- скольку же истинная мудрость — это бог, то любовь к богу и есть подлинная философия.
В отличие от Западной Европы, в Византии никогда не пре- рывалась античная философская традиция; именно византийские богословы усваивают и сохраняют все богатство мысли грече- ских философов. Самым развитым и влиятельным философским направлением поздней античности, последние представители кото- рого жили в Византии, был неоплатонизм, систематизировавший учение Платона об отдельно существующих умопостигаемых идеях как единственно подлинном бытии с помощью методов аристотелевской логики. Его главные представители — Плотин (205-270), Ямвлих (245-330) и Прокл (412-485). Для нео- платоников весь мир предстает как иерархическая система, в кото- рой каждая низшая ступень обязана своим существованием выс- шей. На самом верху этой лестницы помещается единое (оно же бог, оно же благо, или иначе «то, что по ту сторону всего сущего», то есть, в латинском переводе, «трансценденция»). Единое есть причина (прежде всего — целевая) всякого бытия (все сущее существует постольку, поскольку стремится к единому, или ко благу); само оно не причастно бытию и потому непостижимо ни для ума, ни для слова — о боге нельзя сказать ничего. Вторая ступень — это ум, как таковой, и находящиеся в нем умопости- гаемые сущности — идеи; это — чистое бытие, порожденное единым (ибо мышление и бытие в платонической традиции тож- дественны). Ниже — третья ступень — душа; она уже не едина, как ум, но разделена между живыми телами (душа космоса, ибо космос для платоников живое существо, души демонов, людей, животных, растений); кроме того, она движется: душа — источник всякого движения и, следовательно, всех волнений и страстей. Еще ниже — четвертая ступень — тело. Как душа получает луч- шие свои свойства — разумность, гармонию — от ума, так и тело получает благодаря душе форму; прочие же его качества — безжизненность, косность, инертность — сродни материи. Материя, или подлежащее,— субстрат чувственных вещей — это сама инерт- ность, косность, бескачественность как таковая. Материя не су- ществует; она ни в какой степени не причастна уму, то есть бы- тию; поэтому она также не может быть постигнута разумом и словом. О ее наличии мы узнаем чисто отрицательным путем: если от всех тел отнять их форму (то есть все сколько-нибудь опре- деленные их характеристики: качество, количество, положение и проч.), то, что останется, будет материя.
Человек в системе неоплатонической философии мыслился соответственно как соединение божественного, самотождественного ума с мертвым и косным телом посредством души; естественно, что цель и смысл жизни в таком случае — освободить свой ум, дух от оков материи, или тела, чтобы в конечном счете совсем
отделиться от пего и слиться с единым великим Умом. Ясно, что источник всяческого зла — материальное и телесное; источник блага — умопостигаемое, возвышенное знание, философия. Чело- век должен учиться мыслить, с одной стороны, и подчинять себе свое тело путем упражнений, аскезы — с другой. Философия нео- платоников — Плотина (II век), Ямвлиха (IV век), Прокла (V век — 412—485 годы) оказала огромное влияние на христиан- ских мыслителей Византии. Наиболее значительной фигурой из них был Псевдо-Дионисий Ареопагит (V век), который изложил христианское вероучение в терминах и понятиях неоплатонизма. Сочинения Дионисия легли в основу дальнейшего развития мистического направления в богословии и философии как Визан- тии, так и Запада. Терминология и аргументация неоплатоников используются и другими мыслителями ранней Византии — каппадокийцами Василием Кесарийским, Григорием Назиан- зином, Григорием Нисским.
Не все отрасли знания, входившие в состав античной филосо- фии, разрабатывались византийскими мыслителями в одинаковой степени. Так, в том, что касалось общих вопросов естествозна- ния, космологии, астрономии, физики и в большой мере также математики, византийская наука ограничивалась преимущественно изучением и интерпретацией античных теорий. Зато в тех обла- стях знания, которые были необходимы для решения собственно богословских вопросов, византийцы создавали оригинальные уче- ния. В так называемых «тринитарных спорах» (спорах о един- стве бога в трех лицах) разрабатывалась философская онтология, или учение о бытии; в спорах хрнстологических — антрополо- гия и психология, учение о человеческой личности, о душе и теле; позднее (в VIII — IX веках) в иконоборческих спорах разра- батывалось учение об образе и символе. Построение догматиче- ской системы требовало знания логики, не удивительно, что с VI и до XII века логика переживает необычайный расцвет.
Начиная с X — XI веков в развитии богословско-философской мысли Византии можно проследить две тенденции: рационалисти- чески-догматическую и мистически-этическую. Для первой харак- терен интерес к внешнему миру и его устройству («физика»), отсюда и к астрономии, которая в средневековом сознании связы- валась с астрологией и пробуждала, в свою очередь, интерес к оккультным наукам и демонологии, интерес и доверие к челове- ческому разуму («логика»), а потому преклонение перед антич- ной, языческой классикой. Для этой — рационалистической — тенденции характерен и интерес к истории и политике, где уста- навливаются рационалистические и утилитаристские принципы. Именно таков круг интересов одного из самых блестящих деятелей византийской культуры XI века Михаила Пселла — философа, политика, историка, филолога. Другая тенденция — «исихазм», находившая выражение в сочинениях, в основном монашеских,
аскетических (один из самых популярных и почитаемых ее пред- ставителей раннего периода — Иоанн Лсствичник, VII век; позд- него периода — Григорий Палама, ок. 1297 —13GO), сосредоточила основное внимание на внутреннем мире человека и на практиче- ских приемах его усовершенствования в духе христианской этики смирения, послушания и внутреннего покоя, или тишины (от греч. слова «исихия» — покой, безмолвие, отрешенность). Борьба мистического и рационалистического направлений особенно обо- стрилась в последние века существования Византийской империи. Учение Паламы завоевало огромную популярность в стране, в особенности среди среднего и низшего духовенства. Против него активно выступал калабрийский философ-гуманист Варлаам (ум. в 1348), защищавший, хотя и не вполне последовательно, тезис о примате разума над верой. В дальнейшем, в XIV —XV веках, рационалистическое направление в философии и науке распростра- няется в Византии все шире, обнаруживая идейное родство с западноевропейским гуманизмом. Из его сторонников наиболее известен Георгий Гемист Плифон (1355 — 1452) — выдающийся платоник, а также солнцепоклонник и утопист, и его современ- ники — Мануил Хрисолор, Виссарион Пикейский. Проповедь индивидуализма, духовной самодостаточности человека, прекло- нение перед античной культурой — характерные черты их миро- воззрения. Эти ученые были тесно связаны с итальянскими гума- нистами и оказали на них большое влияние.
Византийская богословская и аскетическая литература во многом определила склад древнерусской духовной культуры. Она оказала влияние и на формирование философии народов Кавказа и Закавказья, входивших частично в состав Византийского госу- дарства.
5.
Date: 2015-05-05; view: 503; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|