Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самого себя





Посмотрим теперь, чем возрожденческое понимание человека
отличается от античного и средневекового. Обратимся к рассужде-
нию одного из гуманистов XV века, Джованни Пико делла Миран-
дола (1463—1494), в его знаменитой «Речи о достоинстве чело-
века». Сотворив человека и «поставив его в центре мира», бог,
согласно этому философу, обратился к нему с такими словами:
«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собствен-
ного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и
обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей
воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пре-
делах установленных нами законов. Ты же, не стесненный ника-
кими пределами, определишь свой образ по своему решению, во
власть которого я тебя предоставляю» '.

Это совсем не античное представление о человеке. В антич-
ности человек был природным существом в том смысле, что его
границы были определены его природой и от него зависело только
то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и
интеллектуалистский, рационалистический характер древне-
греческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо
для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит
добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно
говоря, античный человек признает природу своей владычицей,
а не себя — владыкой природы.

У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому бог
дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу,
определить свое место в мире. Человек здесь — не просто природ-
ное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих
природных существ. Он господин над всей природой. Этот биб-
лейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Воз-
рождения постепенно ослабевает характерное для средневековья

' История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962. Т. 1. С. 507


убеждение в греховности человека и испорченности человеческой
природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной
благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает
себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается
и неограниченным господином над природой.







Date: 2015-05-05; view: 470; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию