Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И проблема уникальной индивидуальности
В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпо- рации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напро- тив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его об- щественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание соб- ственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового чело- века, который считал себя всецело обязанным традиции,— даже в том случае, когда он как художник, ученый или фило- соф вносил существенно новый вклад в традицию,— индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги са- мому себе.
Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся инди- видуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.
Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Тео- рия архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика — таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Альберти. В отличие от средневекового мастера, который при- надлежал к своей корпорации, цеху и т. д. и достигал мастерства именно в своей сфере, ренессансный мастер, освобожденный от кор- порации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои инте- ресы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих зна- ний и умений.
Тут, впрочем, необходимо учесть еще один момент. Мы теперь хорошо знаем, сколько всевозможных практических навыков и умений должен иметь любой крестьянин — как в средние века, так и в любую другую эпоху,— для того чтобы исправно вести свое хозяйство, причем его знания относятся не только к земле- делию, но и к массе других областей: ведь он сам строит свой дом, сам приводит в порядок нехитрую технику, разводит домаш- ний скот, пашет, шьет, ткет и т. д. и т. п. Но все эти знания и навыки не становятся у крестьянина самоцелью, как, впрочем, и у ремесленника, а потому не делаются предметом специаль- ной рефлексии, а тем более демонстрации. Стремлению стать
выдающимся мастером — художником, поэтом, ученым и т. д.— содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века — святых.
Эта атмосфера особенно характерна для кружков так называе- мых гуманистов. Эти кружки раньше всего возникли в Италии — во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозицион- ное отношение как к церкви, так и к университетам, бывшим тра- диционными центрами средневековой учености.
Date: 2015-05-05; view: 527; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|