Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема души и тела __ у Платона_____
У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами ис- следования оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проб- лемам этики: условием нравственных поступков греческий фило- соф тоже считает истинное знание. Именно поэтому Платон про- должает работу своего учителя по исследованию понятий, пытаясь преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного и для всех единого, то есть объективного, знания. Эта работа с понятиями, установление родо-видовых отношений между ними, осуществлявшаяся Платоном и его учениками, по- лучила название диалектики (греч. dialektike — беседовать, рас- суждать).
Знание подлинного бытия, то есть того, что всегда себе тож- дественно и неизменно,— а таков у Платона, как мы уже знаем, мир идей, являющихся прообразами вещей чувственного мира,— должно, по замыслу греческого философа, дать прочное основа- ние для создания этики. А последняя рассматривается Платоном как условие возможности справедливого общества, где люди будут добродетельны, а значит,— вспомним Сократа — и сча- стливы.
Этическое учение Платона предполагает определенное пони- мание сущности человека. Что же такое, по Платону, человек? Подобно тому как все сущее Платон делит на две неравноценные сферы — вечные и самосущие идеи, с одной стороны, и преходя- щие, текучие и несамостоятельные вещи чувственного мира, с другой,— он и в человеке различает бессмертную душу и смерт- ное, тленное тело. Душа, по Платону, подобно идее, едина и неде- лима, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души — не только в ее единстве, но и в ее самодвижении: все, движущее себя само, согласно Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то другим, конечно и смертно.
Тут у Платона, однако, возникает затруднение, с которым идеализм не в состоянии справиться. Если душа едина и неделима, если она есть нечто самостоятельное и нематериальное, то поче- му же она нуждается в теле? Как связаны между собой тело и душа? По Платону, человеческая душа состоит как бы из двух «частей»: высшей — разумной, с помощью которой человек созер- цает вечный мир идей и которая стремится к благу, и низшей — чувственной. Платон уподобляет разумную душу возничему, а чувственную — двум коням, один из которых благороден, а дру- гой — низок, груб и туп. Здесь телесное начало рассматривается не только как низшее по сравнению с духовным, но и как само по себе злое, отрицательное.
Платон — сторонник теории переселения душ: после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем — в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в земном мире,— вновь вселиться в какое-то другое тело (челове- ка или животного). И только самые совершенные души, по Платону, совсем оставляют земной, несовершенный мир и остают- ся в царстве идей. Тело, таким образом, рассматривается как тем- ница души, из которой последняя должна освободиться, а для этого очиститься, подчинив свои чувственные влечения высшему стрем- лению к благу. А это достигается путем познания идей, которые созерцает разумная душа.
С учением о предсуществовании душ связано представление Платона о познании как припоминании. Еще до своего воплощения в тело душа каждого человека пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте; поэтому и теперь для нее чувственные явления — лишь повод для того, чтобы прозревать за ними их подлинную сущность, идеи, которые душа тем самым как бы смутно припоминает. Учение о припоминании оказало большое влияние на развитие идеалисти- ческой теории познания не только в античности, но и в средние века, и в новое время.
Date: 2015-05-05; view: 613; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|