Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема души и тела __ у Платона_____





У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой
остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами ис-
следования оказываются человек, общество и государство. Платон
полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проб-
лемам этики: условием нравственных поступков греческий фило-
соф тоже считает истинное знание. Именно поэтому Платон про-
должает работу своего учителя по исследованию понятий, пытаясь
преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть
верного и для всех единого, то есть объективного, знания. Эта
работа с понятиями, установление родо-видовых отношений
между ними, осуществлявшаяся Платоном и его учениками, по-
лучила название диалектики (греч. dialektike — беседовать, рас-
суждать).

Знание подлинного бытия, то есть того, что всегда себе тож-
дественно и неизменно,— а таков у Платона, как мы уже знаем,
мир идей, являющихся прообразами вещей чувственного мира,—
должно, по замыслу греческого философа, дать прочное основа-
ние для создания этики. А последняя рассматривается Платоном
как условие возможности справедливого общества, где люди
будут добродетельны, а значит,— вспомним Сократа — и сча-
стливы.


Этическое учение Платона предполагает определенное пони-
мание сущности человека. Что же такое, по Платону, человек?
Подобно тому как все сущее Платон делит на две неравноценные
сферы — вечные и самосущие идеи, с одной стороны, и преходя-
щие, текучие и несамостоятельные вещи чувственного мира, с
другой,— он и в человеке различает бессмертную душу и смерт-
ное, тленное тело. Душа, по Платону, подобно идее, едина и неде-
лима, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и
состоит из частей. Сущность души — не только в ее единстве, но
и в ее самодвижении: все, движущее себя само, согласно Платону,
бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то
другим, конечно и смертно.

Тут у Платона, однако, возникает затруднение, с которым
идеализм не в состоянии справиться. Если душа едина и неделима,
если она есть нечто самостоятельное и нематериальное, то поче-
му же она нуждается в теле? Как связаны между собой тело и
душа? По Платону, человеческая душа состоит как бы из двух
«частей»: высшей — разумной, с помощью которой человек созер-
цает вечный мир идей и которая стремится к благу, и низшей —
чувственной. Платон уподобляет разумную душу возничему, а
чувственную — двум коням, один из которых благороден, а дру-
гой — низок, груб и туп. Здесь телесное начало рассматривается
не только как низшее по сравнению с духовным, но и как само
по себе злое, отрицательное.

Платон — сторонник теории переселения душ: после смерти
тела душа отделяется от него, чтобы затем — в зависимости от
того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в
земном мире,— вновь вселиться в какое-то другое тело (челове-
ка или животного). И только самые совершенные души, по
Платону, совсем оставляют земной, несовершенный мир и остают-
ся в царстве идей. Тело, таким образом, рассматривается как тем-
ница души, из которой последняя должна освободиться, а для этого
очиститься, подчинив свои чувственные влечения высшему стрем-
лению к благу. А это достигается путем познания идей, которые
созерцает разумная душа.

С учением о предсуществовании душ связано представление
Платона о познании как припоминании. Еще до своего воплощения
в тело душа каждого человека пребывала в сверхчувственном
мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте;
поэтому и теперь для нее чувственные явления — лишь повод
для того, чтобы прозревать за ними их подлинную сущность, идеи,
которые душа тем самым как бы смутно припоминает. Учение о
припоминании
оказало большое влияние на развитие идеалисти-
ческой теории познания не только в античности, но и в средние
века, и в новое время.








Date: 2015-05-05; view: 613; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию