Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Добродетели





Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению
содержания понятий «справедливость», «добро» и т. д. В центре
внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы че-
ловеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общест-
венного устройства. Философия понималась Сократом как позна-
ние того, что такое добро и зло. Отыскивание знания о добром
и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими
собеседниками само по себе создавало как бы особые этиче-
ские отношения между людьми, собравшимися вместе не ради
развлечения и не ради практических дел, а ради обретения
истины.

Но философия — любовь к знанию — может рассматриваться
как нравственная деятельность в том только случае, если знание
само по себе уже и есть добро. Именно такой этический рацио-
нализм составляет сущность учения Сократа. Безнравственный
поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек
знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно —
таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отож-
дествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает
ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное
зло идет от незнания, значит, знание — источник нравственного
совершенства. Вот почему философия как путь к знанию стано-
вится у Сократа средством формирования добродетельного
человека и соответственно справедливого государства. Знание
доброго — это, по Сократу, уже и значит следование доброму, а
последнее ведет человека к счастью.

Однако судьба самого Сократа, всю жизнь стремившегося
путем знания сделаться добродетельным и побуждавшего к тому же
своих учеников, свидетельствовала о том, что в античном обще-
стве V века уже не было гармонии между добродетелью и счасть-
ем. Сократ, пытавшийся найти противоядие от нравственного
релятивизма софистов, в то же время пользовался многими из
приемов, характерных для них. В глазах большинства афинских
граждан, далеких от философии и раздраженных деятельностью
приезжих и своих собственных софистов, Сократ мало отличался
от остальных «мудрецов», подвергавших критике и обсуждению
традиционные представления и религиозные культы. В 399 году
до н. э. семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит
богов, признанных государством, и вводит каких-то новых богов;
что он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих
отцов. За подрыв народной нравственности Сократа приговорили


на суде к смертной казни. Философ имел возможность уклониться
от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел смерть и в при-
сутствии своих друзей и учеников умер, выпив кубок с ядом.
Тем самым Сократ признал над собой законы своего государства —
те самые законы, в подрыве которых он был обвинен. Характерно,
что, умирая, Сократ не отказался от своего убеждения в том, что
только добродетельный человек может быть счастливым: как
повествует Платон, Сократ в тюрьме был спокоен и светел, до
последней минуты беседовал с друзьями и убеждал их в том, что
он счастливый человек.

Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только
его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу
философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека
такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять
здание нравственности, права и государства после того, как
старый — традиционный — фундамент был уже подточен инди-
видуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не
приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консервато-
ры: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя
устоев», а защитники традиций — «нигилиста» и разрушителя
авторитетов.







Date: 2015-05-05; view: 457; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию