Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выявление и присвоение интроектов⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Интроекция — процесс некритического присвоения идей, способов реагирования и отношения, является неотъемлемой и необходимой частью процесса социализации. В тоже время каждая конкретная сложная жизненная ситуация требует уникального, присущего ей способа реакции или отношения. В этом слу чае активизируется конфликт между побуждениями, возникающими под влиянием «логики ситуации» и ранее некритически усвоенными социальными нормами. Они проявляются в автоматическом внутреннем диалоге в форме долженствований и запретов — «интроектов». В отличие от убеждений, которые человек вырабатывает сам в процессе жизни, интроекты препятствуют более гибкому и адаптивному способу отношения (Лебедева Н.М., Иванова Е.А, 2004). Интроецированные послания опосредуют негативное отношение к себе, и как следствие, депрессивный тип реагирования. Терапевт стремится, чтобы интроекты были выведены на осознаваемый уровень и критически переосмыслены. Приведенное ниже упражнение иллюстрирует технику выявления интроектов. • Осознавание внутреннего критика Сядьте и закройте глаза...Представьте, что смотрите на самого себя, сидящего напротив—Создайте образ как если бы вы отражались в зеркале...В какой позе он сидит...Как он одет...Какое у него выражение лица? Молча критикуйте этот образ как будто вы обращаетесь к другому человеку... Начинайте фразы словами «Ты должен» или требованиями равнозначными этим... Создайте большой список этих требований... Слушайте свой голос... Как он звучит... Какие мысли протекают при этом... Теперь представьте, что вы поменялись с образом местами. Что вы говорите в ответ? Что выражает тон вашего голоса? Что вы чувствуете, отвечая на критику...? Теперь поменяйтесь ролями и снова станьте своим критиком... Отмечайте все, что происходит с вашим телом. Отмечайте разность телесных ощущений в каждой роли. В чем разность и различие? Узнаете ли Вы кого-нибудь еще в голосе, произносящем — «Ты должен»? Интроекты часто переживаются человеком как собственные мысли. Терапевт может уточнить моменты, во время которых появляются подобные мысли-долженствования и озвучить мысль, так как она звучала бы, если была выражена голосом. Терапевт может модифицировать работу с интроектами, произнося интроективные высказывания собственным голосом, и попросив клиента «режиссировать» произношение- темп, интонации, и отслеживать возникающий при этом у самого клиента «телесный отклик». В интонациях может быть узнан кто-либо из авторитетных фигур личного прошлого, чаще один из родителей, либо старших братьев или сестер, которому принадлежит «авторство» интроекта. «Установление авторства» позволяет по-новому проанализировать роль ранее неосознаваемых установок, их историогенез и относительный характер, а также выработать собственное отношение к ним. Облегчить осознавание интроекции может и эксперимент в котором участники группы преувеличивают свою склонность к интроекции, поочередно проигрывая полярность «интроецирующий-интроецируемый». Например, участнику, склонному к морализаторству или научению других, в эксперименте предлагается «поучить жить» каждого участника группы в течение нескольких минут, а затем собрать обратную связь, присвоив ответственность за вызываемые этим чувства других людей. А участнику склонному к зависимости может быть предложено запросить оценку или совет по отношению к действию или ситуации, в которых он сам абсолютно уверен, у каждого из участников группы. Тем самым становится очевидной патологическая роль интроекции и субъективизм оценок и выборов других. Иногда в работе с интроецированными родовыми посланиями применяется техника генограмм, которая позволяет отследить корни иррациональных установок в предшествующих поколениях и точнее понять их ранее приспособительный, но в настоящем устаревший дисфункциональный характер. Исследование генетических аспектов родовых посланий позволяет легче отделиться от интроективных (построенных на жесткой нормативности) способов саморегуляции и облегчить осознанный выбор в актуальной жизненной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ ВЕДЕНИЕ 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИК ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДА 5 1. СУПРЕССИВНЫЕ ТЕХНИКИ 6 1.1. Отказ от повествовательности 7 1.2. Конкретизация высказываний 8 1.3. Отказ от интерпретации 8 1.4. Отказ от долженствования 10 1.5. Фокусирование на настоящем моменте 11 1.6. Континуум осознавания 12 1.7. Фокусирование на переживаемых ощущениях в теле 13 1.8. Перевод вопросов в утверждение 15 2. ЭКСПРЕССИВНЫЕ ТЕХНИКИ 16 2.1. Инициализация действия 17 2.2. Обеспечение неструктурной ситуации 18 2.3. Усиление прямой экспрессии (амплификация) 19 2.3.1. Простое повторение 20 2.3.2. Преувеличение и развитие экспрессивного акта 20 2.3.3. Усиление противоположной экспрессии (техника реверса) «Тяни-толкай» — преувеличение сопротивления в работе с ретрофлексией 21 2.3.4. Выявление и передача эмоционального содержания 22 2.3.5. Проигрывание (идентификация и исполнение роли) 23 2.4. Поощрение прямых высказываний 26 2.5. Субъективизация высказываний 27 2.6. Оборачивание ретрофлексии 28 2.7. Завершенность экспрессии 30 3. ТЕХНИКИ ИНТЕГРАЦИИ 32 3.1. Ассимиляция проекций 32 3.2. Внутриличностное столкновение (работа с полярностями) 35 3.3. Отождествление с симптомом 38 3.4. Выявление и присвоение интроектов 39 Date: 2015-05-04; view: 2170; Нарушение авторских прав |