Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Отождествление с симптомом





С позиций гештальт-подхода, если мы работаем с невротическим симптомом изолировано, в отрыве от системы отношений, в условиях которой он возник, то рискуем лишь усилить регрессивные тенденции, переживание беспомощности у пациента и неэффективности усилий терапевта. Поэтому начальным шагом к преодолению породившего симптом расщепления Эго могут быть техники отождествления с симптомом. Применение этих техник уже на вводном этапе может способствовать переводу пациента от пассивно-зависимой, симптом-ориентированной модели отношений «пациент-терапевт» к конвенционально-сотрудничающей модели отношений «клиент-терапевт» (Энрайт Д., 1992). «Каждое заболевание, каждый беспокоящий симптом-это сигнал организма о неблагополучии...Он имеет целью донести до сознания что в нашей жизни что то происходит не так... Выберите наиболее беспокоящий Вас симптом из подготовленного вами списка... Попробуйте вспомнить все его проявления... Постарайтесь пережить его так как если бы Вы переживали его прямо сейчас... Какие у вас возникают ощущения?... Может быть Вы отметите детали, которые не осознавали раньше..? Попробуйте отметить и усилить их... Оставаясь в переживании, попробуйте отметить свои чувства... Как мог бы выглядеть Ваш симптом?... На что он был бы похож?... Теперь представьте, что Вы стали этим симптомом...Что вы делаете в этой роли...? Каковы ваши характерные черты...? Что вы как симптом делаете с этим человеком...Что бы вы сказали ему... Теперь станьте собой и попробуйте поговорить с симптомом... Осознавайте, что Вы говорите ему... Какие чувства Вы испытываете при этом? А теперь снова станьте симптомом...Что вы делаете для этого человека... Чем вы полезны для него и чем облегчаете его жизнь... Что вы помогаете ему избежать...? Что вы еще можете сказать... Что вы как симптом могли бы сказать своим близким...? Как меняется поведение Ваших близких, когда появляется этот симптом..? Поговорите от имени симптома с Вашими родителями, детьми, друзьями, начальником... Расскажите о том как вы на них влияете в этой роли...Что они бы могли сказать ему..? Что меняет в Вашей жизни, когда симптом появляется?.. Что исчезает... А что может быть приходит...? Есть ли в этих переменах что-то, что может быть, как ни странно Вы хотели бы сделать сами?..



Далее участники делятся своими переживаниями в настоящем времени от первого лица. Затем продолжается дискуссия, дополняемая комментариями ведущего.

Арт-терапевтические техники в работе с симптомом

В работе с психосоматическими расстройствами прямое осознавание эмоционального опыта затруднено из-за алекситимии. Побуждения пациента говорить о переживаемых эмоциях приводят к усилению сопротивления. Работа в визуальной модальности позволяет распознать символический смысл симптома, что облегчает, в последующем, свободное выражение эмоций («Если бы кто-то другой делал то, что с Вами делает Ваша болезнь, что бы он мог чувствовать?»). В модели комплексной гештальт-терапии применяемой для лечения соматоформных расстройств желудочно-кишечного тракта пациентам предлагается, используя пастель, изобразить «болезненное состояние», «болезнь» и рассказать о своих переживаниях по поводу изображения (Царева Е.В., 2005).

Терапевт фокусирует внимание пациента на деталях рисунка — цветовой гамме, штрихах, отдельных элементах, предлагая отождествляться с ними, и организовывать взаимодействие. Подобное использование «переходного объекта» позволяет также раскрыть символическое значение симптома.








Date: 2015-05-04; view: 608; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию