Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завершенность экспрессии





Техника «пустого стула»

Острая психическая травма активизирует систему примитивных защит, направленных на избегание переживания болезненной ситуации (отрицания, вытеснения, диссоциации). В дальнейшем усиление диссоциации приводит к появлению аффек тивной и психосоматической патологии, а само содержание травмы хранится в отщепленной диссоциированной форме и становится доступным в сновидениях, «флеш-бэк» феноменах, отражается в эпизодах импульсивной агрессии и тревоги.

Техники, направленные на завершенность экспрессии позволяют провести отреагирование болезненных чувств, связанных с пережитой травмой и тем самым достичь интеграции переживаний. К. Наранхо сравнивает использование техник, направленных на завершенность экспрессии с феноменами гипнотического транса, во время которых клиент наблюдает свое поведение и реагирование как бы со стороны, не неся за него ответственность и не переживая всей полноты душевной боли.

Таким образом, при проигрывании незавершенной ситуации можно добиться отреагирования болезненных переживаний в безопасном контексте. В ранней модели гештальт-терапии в качестве основной техники, направленной на завершение экспрессии, применялась техника пустого cтула(«empty chair»).

В современной модификации техника пустого стула эффективно применялась Л. Гринбергом (2005) в психотерапевтической работе с пациентами с психогенными депрессивными реакциями, связанными с пережитой утратой. В частности, пациенту предлагалось прямо обратится к тому, кого он утратил, и рассказать о своих переживаниях, акцентируя внимание на тот опыт отношений, который остался незавершенным (конфликты, неясности, противоречия).

Ф.С. Перлз указывал три основных направления завершения отношений с кем-либо через проживание процесса прощения, прощания и выражения благодарности. Согласно пословице «что имеем, не храним, потерявши плачем» многие теплые чувства некоторые люди оставляют при себе (ретрофлексируют) в надежде на более удачный контекст выражения, особенно в противоречивых и неоднозначных межличностных отношениях.

Конфликты и противоречия с другим человеком также остаются незавершенными. Добиваясь полноты экспрессии, терапевт способствует высвобождению заблокированных противоречивых чувств, и поощряет целительную «работу горя». В случае острой психической травмы связанной с пережитым насилием, терапевт поощряет выражение агрессии, и при повторном переживании ситуации обращает внимание клиента на незавершенные элементы ситуации. Что хотелось бы изменить в ситуации, ка кие действия хотелось произвести? Во время проигрывания клиент может символически завершить опыт и отреагировать негативные агрессивные чувства, уменьшив тем самым переживание беспомощности.

С. Гингер (2004) считает, что подобная проработка незавершенного гештальта психической травмы до времени первого сновидения существенно снижает риск отдаленных последствий в виде посттравматического расстройства или депрессии.







Date: 2015-05-04; view: 937; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию