Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Завершенность экспрессии
• Техника «пустого стула» Острая психическая травма активизирует систему примитивных защит, направленных на избегание переживания болезненной ситуации (отрицания, вытеснения, диссоциации). В дальнейшем усиление диссоциации приводит к появлению аффек тивной и психосоматической патологии, а само содержание травмы хранится в отщепленной диссоциированной форме и становится доступным в сновидениях, «флеш-бэк» феноменах, отражается в эпизодах импульсивной агрессии и тревоги. Техники, направленные на завершенность экспрессии позволяют провести отреагирование болезненных чувств, связанных с пережитой травмой и тем самым достичь интеграции переживаний. К. Наранхо сравнивает использование техник, направленных на завершенность экспрессии с феноменами гипнотического транса, во время которых клиент наблюдает свое поведение и реагирование как бы со стороны, не неся за него ответственность и не переживая всей полноты душевной боли. Таким образом, при проигрывании незавершенной ситуации можно добиться отреагирования болезненных переживаний в безопасном контексте. В ранней модели гештальт-терапии в качестве основной техники, направленной на завершение экспрессии, применялась техника пустого cтула(«empty chair»). В современной модификации техника пустого стула эффективно применялась Л. Гринбергом (2005) в психотерапевтической работе с пациентами с психогенными депрессивными реакциями, связанными с пережитой утратой. В частности, пациенту предлагалось прямо обратится к тому, кого он утратил, и рассказать о своих переживаниях, акцентируя внимание на тот опыт отношений, который остался незавершенным (конфликты, неясности, противоречия). Ф.С. Перлз указывал три основных направления завершения отношений с кем-либо через проживание процесса прощения, прощания и выражения благодарности. Согласно пословице «что имеем, не храним, потерявши плачем» многие теплые чувства некоторые люди оставляют при себе (ретрофлексируют) в надежде на более удачный контекст выражения, особенно в противоречивых и неоднозначных межличностных отношениях. Конфликты и противоречия с другим человеком также остаются незавершенными. Добиваясь полноты экспрессии, терапевт способствует высвобождению заблокированных противоречивых чувств, и поощряет целительную «работу горя». В случае острой психической травмы связанной с пережитым насилием, терапевт поощряет выражение агрессии, и при повторном переживании ситуации обращает внимание клиента на незавершенные элементы ситуации. Что хотелось бы изменить в ситуации, ка кие действия хотелось произвести? Во время проигрывания клиент может символически завершить опыт и отреагировать негативные агрессивные чувства, уменьшив тем самым переживание беспомощности. С. Гингер (2004) считает, что подобная проработка незавершенного гештальта психической травмы до времени первого сновидения существенно снижает риск отдаленных последствий в виде посттравматического расстройства или депрессии. Date: 2015-05-04; view: 937; Нарушение авторских прав |