Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ассимиляция проекций
Экспрессивные техники позволяют выявить скрытые психические конфликты, существующие в форме полярностей в поведении мышлении, отношении. С одной частью поляризованной пары человек отождествляется, а противоположную часть он отчуждает в форме межличностной проекции или проективной идентификации. Под влиянием этих процессов реагирование может принимать ригидный и деструктивный характер, приводя к тупиковым жизненным ситуациям. Ассимиляция (присвоение) спроецированного материала восстанавливает более полное восприятие ситуации и способность осознанного выбора возможной реакции. • Отождествление с внешними объектами Где бы вы ни находились, отпустите ваше сознание и отмечайте что-то, что выделяется вниманием, или что-то, к чему вы возвращаетесь и часто замечаете... Теперь сфокусируйте свое осознавание на том, на что обращено сейчас ваше внимание, и начните лучше сознавать это. Какое оно?... Какие у него отличительные признаки?... Что оно делает?... Уделите немного времени тому, чтобы открыть больше деталей... Теперь отождествитесь с этой вещью и станьте ею. Представьте, что вы — эта вещь. Какой вы в качестве этой вещи?... Какие у вас свойства?... Опишите себя; про себя скажите: «Я...» Что вы делаете и каково ваше бытие?... Посмотрите, что еще вы можете открыть про ваш актуальный опыт пребывания этим объектом... Теперь спокойно осознайте этот опыт. Если вы начинаете анализировать его или думать о нем, просто вернитесь к самому опыту. Объяснение только уводит вас в сторону от опыта. Если вы действительно хотите понять вашу жизнь, научитесь просто оставаться в контакте со своим осознаванием... Теперь я хочу, чтобы вы спросили себя, в какой степени вы действительно были включены в этот опыт и как много вы узнали из него о себе? В какой степени вы можете принять ваше переживание как реально существующее и верно отражающее некоторые аспекты вашего бытия? Чувствуете ли вы «да, это я» или ощущаете некоторые сомнения и отдаленность, как будто переживания были где-то «не здесь»? Сознавали ли вы какие- то сильные телесные ощущения или испытывали равнодушие и отдаленность от эксперимента? Люди различаются по степени готовности отказаться от своей версии о себе и принять себя такими, какие есть на самом деле. Попробуйте такой же эксперимент с чем-нибудь другим и посмотрите, можете ли вы войти в еще более сильное ощущение отождествления и действительно стать этой вещью... Этот метод отождествления является основой идеи буддизма о том, что глубокая концентрация и медитация на чем-либо ведет к познанию нашей внутренней природы. Вначале это какое-то искусственное отождествление с чем-то внешним и отличающимся от вас, но затем оно может перерасти в естественный индивидуальный опыт очень глубокого сознавания. Эту технику можно использовать как в виде сфокусированного упражнения, так и в ходе сеанса. Модификацией данной техники, предложенной Ф.С. Перлзом, является работа с игрушками. Терапевт заранее приносит с собой набор детских игрушек, просит совершить выбор, используя несфокусированное, свободно плавающее внимание. И после того, как одна из игрушек привлечет внимание («станет доминирующей фигурой восприятия»), клиенту предлагается совершить уже осознанный выбор и отождествившись с нею, поговорить от ее имени. В качестве объектов отождествления могут использоваться и элементы сновидения. • Отождествление с образами сновидения Содержание сновидения согласно теории гештальт-терапии опосредуется процессами ретрофлексии (что-то не полностью выраженное в жизни находит выражение и продолжает развиваться в сновидении) и проекции (неосознанное и отчужденное влечение или тенденция проецируется на объекты сновидения). Отождествление с образами сновидения, проговаривание монологов от их имени, столкновение и взаимодействие их между собой позволяет достичь целостности переживаний, принять ранее отторгаемое поведение или осознать ранее отчуждаемую тенденцию. Ф.С. Перлз предложил использовать технику повторного проживания сновидения за счет последовательного отождествления с элементами сновидения. При этом клиент полностью отождествляется с атрибутами образа сновидения — говорит от его имени, двигается, взаимодействует. Отождествление производится в форме нескольких последовательных интервенций. Инструкция: Клиент рассказывает сон в настоящем времени и от первого лица. Терапевт обращает внимание на подъемы эмоциональной энергии клиента при этом рассказе. Выделяются наиболее энергетизированные элементы сновидения. Клиенту предлагается последовательно отождествиться с каждым значимым объектом сновидения, и произнести монолог от его имени, подробно описав его признаки и отличительные черты. Далее возможны организация диалога и взаимодействия между образами сновидения. Ориентируясь на схожесть переживания «драмы сновидения» и процессов в реальной жизни терапевт предлагает установить «челночный мостик» между ними — «на что это похоже в реальной жизни?». В модификации И. Фрома сновидение рассматривается преимущественно как результат ретрофлексии. Поэтому в работе с кошмарами клиенту предлагается продолжить «досматривать сновидение наяву», продолжая в фантазии развивать события сновидения с того места, на котором они прервались из-за пробуждения. • Ассимиляция проекций в группе — «чтение мыслей» В групповой терапии клиентов с социальной тревогой в эксперименте предлагается дифференцировать и присвоить проекции при помощи проговаривания своих фантазий о внутреннем диалоге участников («чтения мыслей»). Затем терапевт предлагает клиенту разделять феномены восприятия другого участника группы, не искаженные рефлексией (позу, голос, мимику) и их субъективную интерпретацию. При работе с проекцией можно предложить проиграть отношение другого, и установить связь с реальным травматическим опытом либо спроецированным отношением к себе. Ключевым вопросом терапевта на этом этапе является вопрос «как ты об этом узнаешь сейчас?», что позволяет выйти на осознавание собственных потребностей и конфликтов проецирующего участника. Классическим способом работы с проекцией является отождествление со спроецированными качествами — «стань таким, как его описываешь». Проигрывание роли позволяет присвоить ранее отчуждаемые части собственной личности и вытесненные способы активности. Присваивая проекцию, клиент может осознать, что рассматривает участника в группе как носителя норм и правил (интроектов) и найти сходство между ним и родительскими фигурами. Обратная связь участников способствует восстановлению реалистичности восприятия других и коррекции межличностных отношений. Date: 2015-05-04; view: 1335; Нарушение авторских прав |