Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Оборачивание ретрофлексии





Социализация поведения в процессе развития личности сопровождается усилением и усложнением контроля эмоциональной экспрессии. По сути дела важная часть научения в любой культуре — обучение ритуалам выражения эмоций и суждений. Нормативное поведение поддерживается за счет привычных, ставших неосознаваемыми механизмов сдерживания (ретрофлексии — поворота на себя энергии изначально направленной на внешний объект). Став неосознаваемыми, ретрофлексивные процессы блокируют возбуждение, которое необходимо для реальных поведенческих изменений. Согласно теории гештальт-терапии, даже такие процессы как мышление и интроспекция носят ретрофлексивную природу. И чем меньше человек выразил себя в контакте с ситуацией, тем интенсивнее будет вестись внутренний диалог.

Осознавание внутреннего диалога

Сядьте удобнее, закройте глаза... Постарайтесь отметить телесные напряжения и не пытайтесь расслабиться, просто осознавайте их... Обратите внимание на окружающие вас звуки... Сконцентрируйте свое внимание на своих мыслях... Попробуйте озвучить их про себя, как если бы вы говорили это вслух... Как звучит Ваш голос в этой роли... Высокий он или низкий... Женский или мужской?... Как бы вы выглядели, если бы говорили это... Узнаете ли Вы еще кого-нибудь в этих интонациях?...». Далее пациентам давался следующий комментарий: «...интенсивность внутреннего диалога зависит от того сколько «незавершенных дел» есть в нашей жизни. Все невыражаемые чувства, сдерживаемые высказывания, все, что вы хотели выразить, но не смогли, остается внутри в форме внутреннего диалога и превращается в наше душевное, мыслительное беспокойство. Осознавая свои мысли, пробуйте узнавать о каких важных и незаконченных делах Вашей жизни они Вам сообщают?».

Запрет на самовыражение

«Теперь остановите беседу и молча посмотрите на партнера. Осознавайте, что вы подвергали цензуре,— вещи, которые вы заметили в партнере, но по каким-то причинам о них ему не рассказали. Осознайте, что вы представляли какие-то неприятные последствия — он может опечалиться, ему будет неприятно, он может разозлиться или отвергнуть это и т.д. Кроме того, осознайте, что эти ваши фантазии подавляли или не допускали полное выражение вашей осведомленности, что это сдерживание является некоторым видом нечестности: вы отказываетесь полностью открыть свое осознавание партнеру... Снова сфокусируйте внимание на том, что вы подвергаете цензуре, ... а теперь закройте глаза и вообразите, что рассказываете партнеру об этом... Что происходит сейчас? Отпустите ваше воображение и подробно узнайте о том, чего вы боитесь, что может случиться, если рассказать партнеру об этих вещах?... Какой катастрофы вы ждете и как вы себя чувствуете, представляя эту катастрофу?... Теперь откройте глаза. Сейчас я хочу, чтобы вы рассказали партнеру, что бы случилось, если бы вы сказали ему о тех вещах, которые подвергаете цензуре. Скажите: «Если я расскажу то, что цензура не позволяет рассказать...» — и закончите фразу тем, что, по вашему, может произойти. После того как вы оба выполните это, дайте партнеру обратную связь по поводу его катастрофических ожиданий и обсудите, были ли эти ожидания реальны, действительно ли это нечто ужасное, или это просто некоторое неудобство. Если есть желание, расскажите друг другу о нескольких вещах, которые не сообщали, и сравните ваши ожидания с тем, что актуально происходит, когда вы это делаете. Начинайте...Посидите молча и осознайте опыт и знания, полученные в этих экспериментах... Теперь уделите 5-10 минут тому, чтобы поделиться своим опытом с партнером... В какой степени вы действительно были с партнером в контакте, разговаривая с ним в течение последних пяти минут? Смотрели вы друг на друга во время разговора или избегали контакта глаз, оглядываясь по сторонам, или глядя на руки, или разглядывая стены... Говорили вы откровенно с этим человеком или сорили словами и говорили общие фразы?... Обсудите это в течение пяти минут...



Таким образом, некоторые психопатологические феномены могут быть рассмотрены сквозь призму участия ретрофлексии. Так негативный внутренний диалог может быть составляющей когнитивного компонента тревоги или депрессии, сдерживаемые импульсы в теле, как составляющие компоненты развития психосоматических расстройств, интроспекция и проверки при ипохондрии как развернутый на себя контроль внешней среды. В отношении ретрофлексии возможны две стратегии. Первая состоит в использовании вышеописанных техник прямого преувеличения сдерживаемого импульса (техника амплификации), и обратного усиления механизмов сдерживания (техника реверса), что позволяет раскрыть и отреагировать блокированный импульс.

Вторая стратегия заключается в осознавании самого процесса ретрофлексии (в каком контексте возникает сдерживание, какими феноменами опосредуется, какое внутреннее обоснование имеет). Следующей техникой, позволяющей раскрыть суть процесса ретрофлексии, является оборачивание ретрофлексии. Клиент отождествляется с механизмом сдерживания и «проигрывает» его на терапевте или в психодраматической форме с другими участниками группы. «Отождествись с напряжением в груди, попробуй сжать мою руку с такой же интенсивностью и продолжительностью, как сжимается у тебя в груди. Теперь подбери слова той части своей личности, которая сжимает руку. Попытайся делать это с моей рукой и осознавать таким образом, что ты делаешь с собой».

Далее терапевт выясняет, на кого или на что именно может быть направлен этот импульс в жизни и что останавливает от его прямого выражения.








Date: 2015-05-04; view: 537; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию