Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мемориалв Ульяновске. Арх. Б. Мезенцев, 1970 г[1 НОЙ эры — математике и механике. В связи с чем тогда и сложи-I лась в науке механико-математическая картина мира, а соответ-' ственно, и в образовании она проявила себя как ведущая. В то время не только К. Маркс, но и многие ученые считали математику вершиной наз^чного знания: «Только тогда наука становится наукой, когда она достигает высот математики». Все профессиональные сферы стремились к этому идеалу. И архитектура не осталась в стороне: в вуз входит огромный блок математических дисциплин во главе с начертательной геометрией. Механические представления, как и математика, тоже стали одним из основных критериев истинности знаний. Д. Максвелл предложил даже формулу: «То, что не может быть наглядно представлено, не обладает реальностью». В архитектурном образовании так же активизируются и средства рационализации, и средства наглядной демонстрации создаваемых решений; с одной стороны, это блок инженерно-технических дисциплин (теоретическая механика, сопромат и др.), а с другой стороны — блок художественных дисциплин (рисунок, живопись, скульптура и др.). Так, идеологически сопровождался процесс становления в вузе базовых сегодня дисциплин, знаний, умений. В действительности же ни начертательная геометрия, ни другие разделы математики, ни рисунок — не рационализировали архитектурное творчество, не повысили степень управляемости им. Они не увеличили его продуктивность, например, в сравнении с античными или древнерусскими мастерами, или с теми современными школами (в Канаде, США, Германии и др.), которые последние годы работают уже по иным программам (или без рисунка, или без живописи, или без скульптуры, или без начертательной геометрии, или без математики). Более того, даже в тех школах, где эти «базовые дисциплины» включены в учебный процесс, они все равно стоят несколько в стороне от непосредственного процесса освоения творчества. В связи с этим Г Глава 2. Высшее архитектурное образование
жи-вет- можно заключить: великий эксперимент по рационализации бытия и образования, начавшийся еще в Новое время, завершил свой логический круг. В частности, рационалистические i^ устремления на поиск самой оптимальной модели образования] не привели к искомому результату.
Сегодня в мире — более 800 высших архитектурных школ, и среди них нет двух одинаковых. Равно как и поиск некоего магического посредника, «базового средства», освоение которого открывало бы любому человеку путь в творчество, не привел к желаемому результату. Многовековой поиск такого «зо-S лотого ключика» убеждает только в одном: «философский ка- с мень» творчества есть само творчество. А все околотворческие ^ знания и умения — по сути есть или установочные сведения, { или справочная информация, или тренинговые, разминочные, упражнения. Архитектурному творчеству учат, хотя и методически по разному, но концептуально все же одинаково: учат, главным образом, практически, путем введения ученика непосредственно в творческий процесс. Об}^ение творчеству, равно как и само творчество, — далеко не рационализируемые процессы. В практике, в творчестве и обучении творчеству есть нечто, что не может отразить теория. Это — сама жизнь творца. творческой деятельности и эмоционально ценностных отношений, который призван формировать черты творческой деятельности. Одну из черт творческой деятельности можно назвать «переносами» (ближними, дальними}. Нужно, чтобы люди умели осуществлять переносы из одной структуры знаний в другую. Таково название одной из черт, которое можно формировать в первом классе любого учебного предмета, можно делать даже на спичках, можно делать на любых гуманитарных предметах. Другая черта творческой деятельности — видение новой функции объекта. Ребятам (маленьким в первых классах, пятых и девятых) давали доску, молоток, клещи, гвоздики, спички, спичечный коробок и свечку. И просили сделать так, чтобы свеча была с подсвечником и закреплена на доске. И в первых классах, и в пятых, и в девятых число решивших эту задачу одинаково по отношению к тем, сколько принялось за решение этой задачи. Многие ребята прибивали эту свечку гвоздиком (!) к доске, что практически невозможно. А вот те, кто выбросил из спичечного коробка все что там было и прибил его вначале к доске, а потом закрепил свечку, решили эту задачу. То есть они решили эту задачу, выбросив из себя законы привычного, увидев в этом коробке новую функцию. Таким образом, и в первых, и в пятых, и в девятых классах людей, отошедших от привычного, очень немного, практически одинаковое число. Значит, речь идет о том, что с помощью содержания образования любого учебного предмета можно формировать черты творческой деятельности. Если они будут сформированы, мы должны сделать то, что в школе в принципе никогда не происходит. Школа эту область человеческой деятельности изъяла из себя. И если у нас еще есть люди творчески работающие, то это жизнь их заставила: они действуют вопреки школе, школа к этому не готовит. Мы знаем, как часто именно в школе теряется интерес к чтению, интерес к учебе. И теперь это;г-уже в третьем классе, чего раньше не было. Нужно, чтобы в составе нашего содержания образования был еще один реальный содержательный компонент и касался бы он эмоции, касался бы личности. Ну, конечно, можно сказать, что сейчас в школе есть музыка, есть литература: вот они и должны это делать. Но ведь и рисование, и литература, и музыка в школе могут быть построены таким образом, что от рисования, литера- X. Часть II. Направление развития архитектурного образования туры и музыки остается только это, знание, умение и навыки. И вот в этом случае ничего творческого не обеспечивается, не обеспечивается состав этого предмета, а значит не обеспечивается и понимание его. Давайте вот по этой простой четырехмерной схеме проверим наши учебные предметы общеобразовательной школы. Если исходить из того, что в любом учебном предмете должны присутствовать обязательно вое эти вещи, то есть знания, умения навыки, обязательно творчество и обязательно ценности, то все-таки в разных учебных предметах что-то должно быть «ведущим», например, есть у нас предметы, в которых закономерно ведущим предметом является знание (физика, химия, биология, география). Есть учебные предметы, где ведущим компонентом являются умения и навыки. Здесь главное — результативная функция. К таким предметам относятся математика, черчение, языки. Русским языком мы тоже должны овладеть практически, а ведь до сих пор у нас строится русский язык с большим креном в сторону знаний. Есть и третья группа, где ведущим компонентом должны быть эмоционально-ценностные отношения. Такими предметами должны быть литература, музыка и, я думаю, архитектура. Предметы, обеспечивающие видение мира через собственную деятельность, через эмоции собственной оценки. Знания должны быть подчинены этому предмету. Бархин Б. Г.: Мне кажется, что вот эта система деления культуры на части, как, например, на такие четыре части, не переплетает, а изолирует одну от другой. Мы забываем нашу сегодняшнюю проблему. Проблема в том, что надо включить архитектурные познания во все образование в школе. Мы считаем, что архитектурное познание является общим знаменателем, который дает возможность сделать все Творец творит не руками, не глазами, не головой, а всей своей жизнью, мировоззрением и всей своей творческой практической активностью: переживая ситуацию, осмысливая ее, выражая и преображая доступными средствами. По этой причине практика обучения творчеству не строится и не может быть построена по какой-либо одной неизменной теории. Напротив, теория произрастает из практики, пытаясь объяснить последнюю, и сама совершенствуется, следуя за творческой практикой — вещью живой и динамичной. При попытках же заставить творческую практику «жить» по какой-либо неизменной теории происходит всегда одно и то же — стагнация творческой практики. Творчество порождается только творчеством, но творчеством всепроницающим: и практическим, и теоретическим, и педагогическим одновременно. И поэтому путь к творчеству может быть самым разнообразным: от «ремесленного», когда все «от А до Я» проделывает архитектор своими руками, до «дифференциального», когда архитектор выполняет только какие-то определенные виды работ. Поэтому попытки оценить систему обучения через используемые в ней средства или через наполненность учебной деятельности предметным содержанием — практически бесперспективны. Практическую систему можно оценить только через ее главных носителей — субъектов образования, — и прежде всего через их творческо-педагогический потенциал, проявляю-
|