Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование. Существовавшая система народного образования не удовлет­воряла социальному и экономическому развитию страны





Существовавшая система народного образования не удовлет­воряла социальному и экономическому развитию страны. Низ­кий уровень грамотности основной массы населения и дефицит образованных специалистов казывали на необходимость пере­мен. Поэтому реформа народного образования стала неотъем­лемой частью реформ 1860-х гг. Эпоха освобождения дала силь­ный толчок культурному развитию России, способствовала невиданному прежде росту числа сельских и городских школ.

Наследием крепостной эпохи был низкий уровень грамотно­сти народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. XIX в. доля негра­мотных (за исключением детей до 7 лет) составляла 44%. В Мос­кве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%.

По вопросу о среднем образовании велась длительная дискус­сия между сторонниками реального и классического направле­ний. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просве­щения Д. А. Толстого и И. Д. Делянова.

«Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ввело, кроме государственных, земские и воскресные учи­лища. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведения — гимназии — на классические и реальные с 7-летним сроком обучения. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 1890-х гг. — около 600.

В 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1%. При этом в городе грамотных было в 2 раза, чем в деревне. Гра­мотность была больше распространена среди мужчин (29,3%), чем среди женщин (13,1%).

18 июня 1863 г. был утвержден новый устав для университетов. Восстанавливалось университетское самоуправление. В поре­форменный период открылись новые университеты в: Одессе; Варшаве; Томске. В университетах преподавали такие выдающиеся ученые, как: А. М. Бутлеров; Д. И. Менделеев; И. М. Сеченов; С. М. Соловьев; К. А. Тимирязев и др.

Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически упразд­нял автономию университетов.

В 1858 г. появились и женские гимназии. До этого поступать женщинам в университеты запрещалось. В 1860—70-е гг. были организованы первые высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В. И. Герье) и в Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин).

После 1881 г. в сфере просвещения снова произошли измене­ния. А печально известный циркуляр Министерства народного просвещения от 5 июня 1887 г. («о кухаркиных детях») ввел огра­ничение на прием в гимназии, чтобы не допустить «поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. п. людей»; плата за обучение была повышена.

После разрешения в 1858 г. обсуждать в печати проблемы об­щественной жизни и деятельности правительства резко возросло число периодических изданий и наименований книг. «Времен­ные правила», утвержденные 12 мая 1862 г., даже разрешили пе-48 чатать критические материалы в дорогих изданиях, недоступных для простого народа. Но т. к. сильное беспокойство обер-проку­рора и цензора К. П. Победоносцева вызывали библиотеки и чи­тальни, в 1888 г. каталог книг, разрешенных для выдачи читате­лям, был пересмотрен.

Наука

2-я половина XIX в. стала периодом новых выдающихся от­крытий русской науки, для развития которой были созданы бла­гоприятные условия. Оживились контакты русских ученых с кол­легами из Западной Европы.

И. М. Сеченов 1829—1905) заложил основы отечественной физиологии. И. И. Мечников (1845—1916) основал школу микро­биологии и сравнительной патологии. К. А. Тимирязев (1843— 1920), исследуя процесс фотосинтеза, положил начало русской школе физиологии растений.

60—70-е гг. XIX в. называют золотым веком русской химии. Величайшим открытием этого времени стал периодический закон химических элементов (1869 г.), открытый Д. И. Менделее­вым (1834—1907) и зафиксированный им в виде таблицы. Разра­ботал фундаментальную теорию химического строения А. М. Бут­леров (1828—1886).

Мировую славу русским ученым принесли открытия в области техники. Это изобретения П. Н. Яблочкова (1847—1894) — дуговая лампа и разработанная им система электрического освещения; А. Н. Лодыгина (1847—1923) — электрическая лампа накаливания; А. Ф. Можайского (1825—1890) — первый в мире запатентован­ный самолет (1881 г.). А.Ф. Можайский изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми ма­шинами мощностью 20 и 10 лошадиных сил.

П. Л. Чебышев (1821—1894) сделал крупные открытия в об­ласти математического анализа, теории чисел, теории вероятно­стей. Он положил начало петербургской математической школе. В развитии физики выдающуюся роль сыграл А. Г. Столетов (1839—1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фото­электрических явлений, впоследствии использованных при со­здании современной электронной техники.


Открытием мирового значения было изобретение радиотеле­графа. А. С. Попов (1859—1905), занимавшийся этой проблемой, не смог полностью воплотить свои идеи: попытки наладить ра- диосвязь на военно-морском флоте натолкнулись на скептицизм и непонимание командования.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побы­вали в местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во 2-й по­ловине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827—1914), руководитель Рус­ского императорского географического общества, исследовал Тянь-Шань, организовал ряд крупных экспедиций в Централь­ную Азию (Н. М. Пржевальский), в Новую Гвинею (Н. Н. Миклу­хо-Маклай) и др.

Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей. К концу XIX в. заверши­лась эпоха географических открытий. И только ледяные просто­ры Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея, активное участие в которой приняли рус­ские исследователи, продолжалась в начале XX в.

В области исторической науки активно работали С. М. Соловьев (1820—1879) и его ученик В. О. Ключевский (1841—1911). В фи­лософии были созданы оригинальные труды: В. С. Соловьева; К. Н. Леонтьева; С. Н. Трубецкого.

Во 2-й половине XIX в. русские ученые добились значитель­ных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург во­шли в число мировых научных центров.

Литература и общественная мысль

Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жиз­ни, пути развития России — эти и другие темы волновали героев произведений И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толс­того. В 1880-е гг. появились первые рассказы А. П. Чехова. Тема народа была центральной в творчестве Н. А. Некрасова. Тонкие лирические произведения создали А. А. Фет, Ф. И. Тютчев.

В последней четверти XIX в. в России начинают широко рас­пространяться газеты. Но все же основным видом повременных изданий оставались журналы. В конце XIX в. газеты появились и в провинции.

Все более развивающейся отраслью предпринимательства ста­новилось книгоиздательское дело. Некоторые издатели стреми­лись придать своей деятельности просветительскую направлен­ность. И. Д. Сытин (1851—1934) начинал с издания лубочных картинок, сонников, оракулов, затем - буквари, ка­лендари, художественную и научно-популярную литературу — все по низкой цене.

«Энцик­лопедический словарь» Брокгауза и Ефрона (издательские фирмы: Ф. А. Брокгауза (Лейпциг), И. А. Ефрона (Петербург)) в 82 томах, вышел в свет в 1890—1907 гг. и стал лучшей российской энциклопедией.







Date: 2015-06-08; view: 478; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию