Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура, скульптура





В 1-й половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре было барокко. Для него характерно создание огромных ансамб­лей, отличающихся торжественностью, пышностью, обилием леп­нины, скульптур, колонн. Во 2-й половине XVIII в. на смену ба­рокко приходит классицизм.

Наиболее яркой фигурой середины XVIII столетия был В. В. Раст­релли (1700—1771). Его основными архитектурными шедеврами являются: дворец в Петергофе; дворцовый ансамбль в Царском Селе; Смольный монастырь под Петербургом. Он строил пышные дворцы, храмы, павильоны, загородные комп­лексы и т. п. В 1754—1762 гг. Растрелли возвел новый Зимний дво­рец примерно на том же месте, где стоял Зимний дворец Петра I.

Во 2-й пол. XVIII в. появляется ряд крупнейших русских зодчих. В. И. Баженов (1737—1799) — один из первых представителей русского класси­цизма. В 90-е гг. создал проект Михайловского замка, построенного для Павла I в 1797— 1800 гг. архитектором Бренна.

Здания общест­венного назначения: Адмиралтейство в Петербурге работы рус­ского архитектора И. К. Коробова (1700—1747). В строительство крупных общественных сооружений в Моск­ве большой вклад внес великий русский зодчий М. Ф. Казаков (1738—1812), ученик В. И. Баже­нова; Сенатское здание в Мос­ковском Кремле. В России успешно работа­ли и зодчие-иностранцы; шот­ландец Чарльз Камерон и итальянец Джакомо Кваренги.

Один из первых образцов классицизма - зда­ние Академии художеств (1763—1788 гг., арх. Ж. Б. Валлен-Деламот.

Архитектор И. Е. Старов (1745—1808), классицист (Тав­рический дворец князя Г. А. Потемкина-Таврического в Петер­бурге (1783—1789), собор Александро-Невской лавры). Старов создал классический тип дворца-усадьбы.

Скульпторы XVIII столетия. Ф. И. Шубин (1740—1805); тенденции реализма, острая пор­третная характеристика; живость и выразительность.

В области декоративной скульптуры работали: Ф. Г. Гордеев; М. И. Козловский; И. П. Прокофьев; Ф. Ф. Щедрин; И. П. Мартос (Памятник Минину и Пожарскому»). Особо следует отметить памятник Петру I, созданный французским скульптором Фальконе (1716—1791). В целом в конце XVIII—начале XIX вв. публика предпочитала скульптуры, выполненные на мифологические и исторические сюжеты (М. И. Козловский, 1753—1802).

37 Золотой век русской культуры. 1-я половина

Первую полови­ну XIX в. (начиная с победы в Отечественной войне, а заканчивая неудачной Крымской войной).

1-ю половину XIX в., время Пушкина, называют Золотым ве­ком русской культуры. Это эпоха классицизма в русской литературе и искусстве. После разгрома декабристов начался новый подъем общественного движения. Впечатляющих успехов в эти годы страна до­билась в области науки и особенно культуры. 1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гого­ля, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.

 

Развитие образования, литературы и науки

В период преобразований начала XIX в. была реформирована система народного просвещения. В 1803 г. было создано шесть учебных округов во главе с попечителями и четыре разряда учеб­ных заведений. По Уставу 1804 г., университеты становились центрами подготовки педагогических кадров, осуществляли ме­тодическое руководство школами в учебном округе. В 1802 г. был восстановлен Дерптский университет, в 1804 г. основаны универ­ситеты в Вильно, Казани, Харькове. Университеты пользовались значительными правами самоуправления.

В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян — лицеи (в Ярославле, Одессе, Царском Селе), открыва­лись высшие учебные заведения (Коммерческий институт, Ин­ститут путей сообщения).

Еще в начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о «любви к чтению в России». В 1813 г. в России было 66 типографий. Количество периодических изданий к середине века выросло с 64 наименова­ний до 200.

Опираясь на достижения европейской науки, крупных успе­хов добились русские ученые. Центрами научной мысли стали: Академия наук; университеты; научные общества.

Выдающихся успехов достигли математики: Н. И. Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии);

П. В. Чебышев; астроном В. Я. Струве; химик Н. Н. Зинин.

Уровню развития мировой науки соответствовали открытия и изобретения профессора В. В. Петрова (электрохимия и элект­рометаллургия), академика Б. С. Якоби (гальваника), П. Л. Шил­линга (электромагнитный телеграф), П. П. Аносова(металлургия). Новые идеи в медицине и физиологии выдвинул Н. И. Пирогов. Среди историков этого периода выделяется профессор Москов­ского университета Т. Н. Грановский.


В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головки­ным (1776—1831) обследовали Курильские острова. Ф. П. Литке (1797—1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Кам­чатки и Америки, основал Русское географическое общество. В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена (1778— 1852). Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г. И. Невельского (1813—1876).

В 1819 г. в университетах начались гонения, в них были учреж­дены богословские кафедры.Жесткий «чугунный» устав 1828 г. для низших и средних учебных заведений определил, что в приход­ских училищах должны обучаться дети «людей низших состоя­ний», в уездных училищах — дети купцов, ремесленников и дру­гих орожан, в гимназиях — дети дворян и чиновников. В 1835 г. университеты были лишены статуса научных центров, а также внутренней автономии. Для подготовки квалифицированных кадров открывались технические высшие учебные заведения: Московское ремесленное училище; Архитектурное училище; Медико-хирургическая академия в Петербурге; Лазаревский институт восточных языков в Москве; Духовные, военные училища и академии.

Общественная мысль в России начала XIX в. развивалась в традициях Просвещения. Распространялись идеи: Монтескье; Дидро; Вольтера; Руссо.

Однако лишь небольшая часть общества считала необходи­мым реформировать самодержавное правление и отменить кре­постное право. Основная масса дворянства и чиновничество были настроены консервативно.

1-я половина XIX в. стала временем формирования русского литературного языка. Расширялась русская научная терминоло­гия — при университетах были открыты словесные отделения. «Освободил язык от чуждого ига» Н. М. Карамзин. Последовате­ли Карамзина создали объединение «Арзамас» (1815—1818 гг.).

 

38 Литература и общественная мысль

В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления: классицизм; сентиментализм; предромантизм; романтизм; реализм. Создают свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лер­монтов, Н. В. Гоголь. Значение литературы в России 1-й половины века было огром­ным.

Важным этапом в развитии национального самосознания ста­ла Отечественная война 1812 г.

В 1814—1815 гг. в армии возникли первые тайные организа­ции, задачей которых было изменение существующего строя. В 1816 г. по инициативе братьев Муравьевых, С. П. Трубецкого, братьев Муравьевых-Апостолов и И. Д. Якушкина был создан Союз спасения ( 200 членов). 1821 г. Союз разделился, возникли конс­пиративные Северное и Южное общества. В 1824 г. Южное общество; программный документ «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество приняло «Конституцию» Никиты Муравьева. В 1824 г. на переговорах бы­ло решено собрать в начале 1826 г. съезд для объединения двух обществ. В 1825 г. скон­чался Александр I, 14 декабря 1825 г. была назначена присягаНиколаю Павловичу. Руководители Северного общества К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев решили действовать. Николаю I стало известно о заговоре. Из 579 человек, привле­ченных к следствию, 289 были признаны виновными. К. Ф. Ры­леев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский 13 июля 1826 г. были повешены. После разгрома декабристов цензурный устав 1826 г. запрещал все, что «ослабляет почтение» к властям.


В 30-е гг. XIX в. получает развитие: жанр повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоев­ский); исторический роман (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь). В поэзии выделяются авторы так называемой пушкинской плеяды.

Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг. XIX в. в России форми­ровались многочисленные тайные кружки. В Московском университете были созданы кружки: В. Г. Белин­ского, А. И. Герцена, Н. В. Станкевича и др. Большинство из них было разогнано полицией. В 1836 г. журнал «Телескоп» опубликовал одно из «Философических писем» П. Я. Чаадаева (1794—1856), яркого и самобытного мыслителя.

Ставший министром народного просвещения С. С. Уваров предложил ввести «истинно русское» просвещение, ос­нованное на трех неразрывных началах: православии, самодер­жавии, народности.

В 1830—40-е гг. формируются основные направления общест­венной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России: славянофильство, западничество; революционное.

 

 

39 Театр

Центрами театральной жизни были Малый театр в Москве (с 1824 г.) и Александринский в Петербурге (с 1832 г.). Театры су­ществовали во многих городах России. В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Были поставлены и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, и «Ревизор» Н. В. Гоголя. Такие компо­зиторы, как А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов, писали песни и романсы на стихи русских поэтов.

Становление русской национальной школы в музыке связано с именем М. И. Глинки (1804—1857), автора романсов, симфониче­ских произведений, классических опер «Жизнь за царя» (1836 г.), «Руслан и Людмила» (1842 г.). Новатором в музыке был А. С. Дар­гомыжский (1813—1869), создавший оперу-балет «Торжество Вакха», оперы «Русалка», «Каменный гость».

 

40 Живопись

Начало XIX столетия называют золотым веком русской живо­писи. Главенствовал исторический жанр.

Известным художником-портретистом этого времени был О. А. Кипренский (1782—1836). Его живопись привлекает теплыми золотистыми тонами в духе голландского художника Ремб­рандта. «Портрет Пушкина».

В. А. Тропинин (1776—1857) родился в семье крепостных графа Моркова; в 1823 г. граф под давлением общественности дал Тропинину вольную. Получив свободу, художник поселился в Москве. В период с 20-х по 40-е гг. XIX в. мастер был необыкновенно по­пулярен и написал много работ. Среди них портрет Пушкина (1827 г.) — очень простой и «домашний», «Автопортрет с палит­рой на фоне Кремля» (1846 г.) и др. «Кружевница» (1823 г.).

Знаменитый художник С. Ф. Щедрин (1791—1830). Его творчество предвосхитило открытия фран­цузских художников-импрессионистов. К. П. Брюллов (1799— 1852) сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтиче­скими веяниями.


Александр Иванов (1806— 1858); «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824 г., сюжет из «Илиады» Гомера) — академическая живопись. «Явление Христа Марии Магдалине» (1834—1836 гг.) - классическая поста­новка поз и жестов героев сочетается с христианской просветлен­ностью их лиц, ощущением чуда. За эту картину Иванов получил звание академика. Более 20 лет автор работал над картиной «Яв­ление Христа народу».







Date: 2015-06-08; view: 425; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию