Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архитектура, скульптура
В 1-й половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре было барокко. Для него характерно создание огромных ансамблей, отличающихся торжественностью, пышностью, обилием лепнины, скульптур, колонн. Во 2-й половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм. Наиболее яркой фигурой середины XVIII столетия был В. В. Растрелли (1700—1771). Его основными архитектурными шедеврами являются: дворец в Петергофе; дворцовый ансамбль в Царском Селе; Смольный монастырь под Петербургом. Он строил пышные дворцы, храмы, павильоны, загородные комплексы и т. п. В 1754—1762 гг. Растрелли возвел новый Зимний дворец примерно на том же месте, где стоял Зимний дворец Петра I. Во 2-й пол. XVIII в. появляется ряд крупнейших русских зодчих. В. И. Баженов (1737—1799) — один из первых представителей русского классицизма. В 90-е гг. создал проект Михайловского замка, построенного для Павла I в 1797— 1800 гг. архитектором Бренна. Здания общественного назначения: Адмиралтейство в Петербурге работы русского архитектора И. К. Коробова (1700—1747). В строительство крупных общественных сооружений в Москве большой вклад внес великий русский зодчий М. Ф. Казаков (1738—1812), ученик В. И. Баженова; Сенатское здание в Московском Кремле. В России успешно работали и зодчие-иностранцы; шотландец Чарльз Камерон и итальянец Джакомо Кваренги. Один из первых образцов классицизма - здание Академии художеств (1763—1788 гг., арх. Ж. Б. Валлен-Деламот. Архитектор И. Е. Старов (1745—1808), классицист (Таврический дворец князя Г. А. Потемкина-Таврического в Петербурге (1783—1789), собор Александро-Невской лавры). Старов создал классический тип дворца-усадьбы. Скульпторы XVIII столетия. Ф. И. Шубин (1740—1805); тенденции реализма, острая портретная характеристика; живость и выразительность. В области декоративной скульптуры работали: Ф. Г. Гордеев; М. И. Козловский; И. П. Прокофьев; Ф. Ф. Щедрин; И. П. Мартос (Памятник Минину и Пожарскому»). Особо следует отметить памятник Петру I, созданный французским скульптором Фальконе (1716—1791). В целом в конце XVIII—начале XIX вв. публика предпочитала скульптуры, выполненные на мифологические и исторические сюжеты (М. И. Козловский, 1753—1802). 37 Золотой век русской культуры. 1-я половина Первую половину XIX в. (начиная с победы в Отечественной войне, а заканчивая неудачной Крымской войной). 1-ю половину XIX в., время Пушкина, называют Золотым веком русской культуры. Это эпоха классицизма в русской литературе и искусстве. После разгрома декабристов начался новый подъем общественного движения. Впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно культуры. 1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.
Развитие образования, литературы и науки В период преобразований начала XIX в. была реформирована система народного просвещения. В 1803 г. было создано шесть учебных округов во главе с попечителями и четыре разряда учебных заведений. По Уставу 1804 г., университеты становились центрами подготовки педагогических кадров, осуществляли методическое руководство школами в учебном округе. В 1802 г. был восстановлен Дерптский университет, в 1804 г. основаны университеты в Вильно, Казани, Харькове. Университеты пользовались значительными правами самоуправления. В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян — лицеи (в Ярославле, Одессе, Царском Селе), открывались высшие учебные заведения (Коммерческий институт, Институт путей сообщения). Еще в начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о «любви к чтению в России». В 1813 г. в России было 66 типографий. Количество периодических изданий к середине века выросло с 64 наименований до 200. Опираясь на достижения европейской науки, крупных успехов добились русские ученые. Центрами научной мысли стали: Академия наук; университеты; научные общества. Выдающихся успехов достигли математики: Н. И. Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии); П. В. Чебышев; астроном В. Я. Струве; химик Н. Н. Зинин. Уровню развития мировой науки соответствовали открытия и изобретения профессора В. В. Петрова (электрохимия и электрометаллургия), академика Б. С. Якоби (гальваника), П. Л. Шиллинга (электромагнитный телеграф), П. П. Аносова(металлургия). Новые идеи в медицине и физиологии выдвинул Н. И. Пирогов. Среди историков этого периода выделяется профессор Московского университета Т. Н. Грановский. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головкиным (1776—1831) обследовали Курильские острова. Ф. П. Литке (1797—1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки и Америки, основал Русское географическое общество. В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена (1778— 1852). Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г. И. Невельского (1813—1876). В 1819 г. в университетах начались гонения, в них были учреждены богословские кафедры.Жесткий «чугунный» устав 1828 г. для низших и средних учебных заведений определил, что в приходских училищах должны обучаться дети «людей низших состояний», в уездных училищах — дети купцов, ремесленников и других орожан, в гимназиях — дети дворян и чиновников. В 1835 г. университеты были лишены статуса научных центров, а также внутренней автономии. Для подготовки квалифицированных кадров открывались технические высшие учебные заведения: Московское ремесленное училище; Архитектурное училище; Медико-хирургическая академия в Петербурге; Лазаревский институт восточных языков в Москве; Духовные, военные училища и академии. Общественная мысль в России начала XIX в. развивалась в традициях Просвещения. Распространялись идеи: Монтескье; Дидро; Вольтера; Руссо. Однако лишь небольшая часть общества считала необходимым реформировать самодержавное правление и отменить крепостное право. Основная масса дворянства и чиновничество были настроены консервативно. 1-я половина XIX в. стала временем формирования русского литературного языка. Расширялась русская научная терминология — при университетах были открыты словесные отделения. «Освободил язык от чуждого ига» Н. М. Карамзин. Последователи Карамзина создали объединение «Арзамас» (1815—1818 гг.).
38 Литература и общественная мысль В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления: классицизм; сентиментализм; предромантизм; романтизм; реализм. Создают свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Значение литературы в России 1-й половины века было огромным. Важным этапом в развитии национального самосознания стала Отечественная война 1812 г. В 1814—1815 гг. в армии возникли первые тайные организации, задачей которых было изменение существующего строя. В 1816 г. по инициативе братьев Муравьевых, С. П. Трубецкого, братьев Муравьевых-Апостолов и И. Д. Якушкина был создан Союз спасения ( 200 членов). 1821 г. Союз разделился, возникли конспиративные Северное и Южное общества. В 1824 г. Южное общество; программный документ «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество приняло «Конституцию» Никиты Муравьева. В 1824 г. на переговорах было решено собрать в начале 1826 г. съезд для объединения двух обществ. В 1825 г. скончался Александр I, 14 декабря 1825 г. была назначена присягаНиколаю Павловичу. Руководители Северного общества К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев решили действовать. Николаю I стало известно о заговоре. Из 579 человек, привлеченных к следствию, 289 были признаны виновными. К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский 13 июля 1826 г. были повешены. После разгрома декабристов цензурный устав 1826 г. запрещал все, что «ослабляет почтение» к властям. В 30-е гг. XIX в. получает развитие: жанр повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский); исторический роман (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь). В поэзии выделяются авторы так называемой пушкинской плеяды. Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг. XIX в. в России формировались многочисленные тайные кружки. В Московском университете были созданы кружки: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. В. Станкевича и др. Большинство из них было разогнано полицией. В 1836 г. журнал «Телескоп» опубликовал одно из «Философических писем» П. Я. Чаадаева (1794—1856), яркого и самобытного мыслителя. Ставший министром народного просвещения С. С. Уваров предложил ввести «истинно русское» просвещение, основанное на трех неразрывных началах: православии, самодержавии, народности. В 1830—40-е гг. формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России: славянофильство, западничество; революционное.
39 Театр Центрами театральной жизни были Малый театр в Москве (с 1824 г.) и Александринский в Петербурге (с 1832 г.). Театры существовали во многих городах России. В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Были поставлены и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, и «Ревизор» Н. В. Гоголя. Такие композиторы, как А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов, писали песни и романсы на стихи русских поэтов. Становление русской национальной школы в музыке связано с именем М. И. Глинки (1804—1857), автора романсов, симфонических произведений, классических опер «Жизнь за царя» (1836 г.), «Руслан и Людмила» (1842 г.). Новатором в музыке был А. С. Даргомыжский (1813—1869), создавший оперу-балет «Торжество Вакха», оперы «Русалка», «Каменный гость».
40 Живопись Начало XIX столетия называют золотым веком русской живописи. Главенствовал исторический жанр. Известным художником-портретистом этого времени был О. А. Кипренский (1782—1836). Его живопись привлекает теплыми золотистыми тонами в духе голландского художника Рембрандта. «Портрет Пушкина». В. А. Тропинин (1776—1857) родился в семье крепостных графа Моркова; в 1823 г. граф под давлением общественности дал Тропинину вольную. Получив свободу, художник поселился в Москве. В период с 20-х по 40-е гг. XIX в. мастер был необыкновенно популярен и написал много работ. Среди них портрет Пушкина (1827 г.) — очень простой и «домашний», «Автопортрет с палитрой на фоне Кремля» (1846 г.) и др. «Кружевница» (1823 г.). Знаменитый художник С. Ф. Щедрин (1791—1830). Его творчество предвосхитило открытия французских художников-импрессионистов. К. П. Брюллов (1799— 1852) сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями. Александр Иванов (1806— 1858); «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824 г., сюжет из «Илиады» Гомера) — академическая живопись. «Явление Христа Марии Магдалине» (1834—1836 гг.) - классическая постановка поз и жестов героев сочетается с христианской просветленностью их лиц, ощущением чуда. За эту картину Иванов получил звание академика. Более 20 лет автор работал над картиной «Явление Христа народу». Date: 2015-06-08; view: 425; Нарушение авторских прав |