Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование. Просвещение в России обретало все более четкий светский характер
Просвещение в России обретало все более четкий светский характер. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» была массовой и повсеместной. Увеличилось число солдатских гарнизонных школ. Основное внимание уделялось образованию дворян в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. — Морской шляхетский корпус. Помимо этого, дворянских детей обучали в частных пансионах, а также на дому. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов. Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России потребность в системе образования ощущалась все более остро. По инициативе императрицы разработка проектов школьного образования была поручена одному из ярких общественных деятелей того времени — И. И. Бецкому. Он был инициатором и женского образования. Для решения проблемы начального образования в 1782 г. организуется «Комиссия об учреждении училищ» (открылись 4-классные и 2-классныенародные училища в Петербургской губернии). Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений, в которых обучалось около 60 тыс. человек. Одно из главных событий сер. XVIII в. - открытие первого высшего гражданского учебного заведения — Московского университета. Куратором его был И. И. Шувалов. Однако идейным строителем Московского университета был М. В. Ломоносов (проект организации университета; он добивался того, чтобы университет был бессословным и светским (так как в нем не преподавалось богословие); его активное участие и в создании учебников). При университете - гимназия с двумя отделениями (для дворян и разночинцев). Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки. 33 Наука Значительного уровня развития достигла в XVIII в. русская наука. М. В. Ломоносов (1711—1768) был выдающимся ученым XVIII в., интересы которого охватывали различные области наук. Главная его заслуга состояла в основании и открытии Московского университета (1755 г.). В XVIII в. растет интерес российского общества к своему историческому прошлому, появляются историографические труды. Первый русский историк В. Н. Татищев (1686—1750) пишет «Историю Российскую с самых древнейших времен». Вслед за Татищевым появляются исторические труды: М. В. Ломоносова; М. М. Щербатова; И. Н. Болтина; И. И. Голикова; Г. Ф. Миллера и др. В 70—80-е гг. XVIII в. на страницах периодической печати публикуются исторические документы. Ряд интереснейших достижений характеризует развитие технической мысли в России. Но в большинстве случаев технические новшества не находили применения. Одним из известнейших изобретателей того времени был И. П. Кулибин (1735—1810). Широкое развитие получили физико-географические исследования и естествознание. В 1724 г. по приказу Петра I была снаряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым. Итоги этой экспедиций грандиозны: описаны богатства Урала, Сибири и Алтая, собраны материалы по географии, зоологии, ботанике, этнографии и т. п.
Литература и общественная мысль. Театр В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов. А. П. Сумароков (комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции). Ранний представитель классицизма XVIII в. — А. Д. Кантемир. Важным этапом в развитии русского классицизма явилось творчество придворного поэта В. К. Тредиаковского (1703—1769). Отстаивая чистоту русского литературного языка, М. В. Ломоносов создает учение о трех литературных «штилях». Крупнейшим русским поэтом конца XVIII в. был Г. Р. Державин (1743—1816). На исходе XVIII в. наблюдается отход от классицизма, преодоление сентиментализма и формирование реалистических тенденций. Раньше всего это проявилось в творчестве Д. И. Фонвизина (1745—1792) — создателя социальной комедии. Основоположник русского сентиментализма считается писатель, автор «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзин (1766—1826). Крупнейшей фигурой русской общественной мысли является А. Н. Радищев (1749—1802; занимал пост военного прокурора). В своем литературном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он осуществил переход от литературного жанра сентиментализма к критическому реализму. Во вт.пол. XVIII столетия в России происходит развитие журналистики. Первые частные журналы («Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова). В основном это были дворянско-сословные издания. В период прав- ления Екатерины II развернулась деятельность просветителя Н. И. Новикова (издатель сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», издатель словарей, детских, женских журналов). Театральное искусство. Известнейший театр с великолепной труппой крепостных актеров был у графов П. Б. Шереметьева и Н. П. Шереметьева. В труппе Шереметева блистала знаменитая крепостная актриса и певица П. И. Ковалева-Жемчугова (1768— 1803).
35 Живопись Характерная черта живописи XVIII в. — освобождение от культовой тематики. Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Реализм начинает проявляться в портретах А. П. Антропова (1716—1795). Успешно работал в жанре портрета крепостной художник Шереметева И. П. Аргунов (1729—1802). Русское портретное искусство этого времени имеет мировое значение, особенно выделяются три мастера: Дмитрий Левицкий; Владимир Боровиковский; Федор Рокотов. Наряду с пышным парадным портретом в творчестве Ф. С. Рокотова (1736—1808) появляется портрет неофициальный, интимный, все внимание в котором обращено не на пышные одежды, а на лицо человека. Многообразно и широко представлено творчество Д. Г. Левицкого (1735—1822). Парадные портреты Левицкого, восхищающие великолепием одежд, передают богатство предметной фактуры. Примеры тому — портрет заводчика П. А. Демидова; серия портретов воспитанниц Смольного института — подростков-девочек в образе светских дам (Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хру-щовой и др.). Д. Г. Левицкий писал портреты Дидро, Екатерины II. Продолжателем традиций Левицкого был В. Л. Боровиковский (1757—1825), в портретах которого искусство психологизма достигло вершины совершенства. Мастер близок к сентиментализму (портреты мечтательной и томной М. И. Лопухиной — один из лучших образцов этого жанра; царицы Екатерины II, гуляющей в саду в простой одежде, без всяких атрибутов ее царственного положения, за который Боровиковскому присудили звание академика).
Date: 2015-06-08; view: 466; Нарушение авторских прав |