Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская архитектура XVII в





Пос­ле Смутного времени каменное зодчество начинает возрождать­ся. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля; над главными его воротами, Спасскими, возводят красивую шатро­вую надстройку, что придает башне праздничный и торжествен­ный вид. В облике башни появляется еще одна новая деталь — ку­ранты. Основным строительным материалом по-прежнему остава­лось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII в. является роскошный царский дворец в Коломенском (1667—1668 гг.), ра­зобранный «за ветхостью» столетие спустя, при Екатерине II. Со­временники прозвали его восьмым чудом света. Гражданская архитектура. В невиданных прежде масштабах возводились: дворцы; административные сооружения; жилые дома; гостиные дворы.

Теремной дворец Московского Кремля, построенный в 1635— 1636 гг.; размерами, великолепием декора поражал современников. Больше строят из кирпича (правительственные учреждения, торгово-промышленные предприятия). Началось использование много­цветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство (XVII в, Ростовский кремль, завершилось оформ­ление Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского монастырей).

Быстро развивающаяся торговля нуждалась в современных торговых дворах для русских и иностранных купцов. Гостиный двор в Архангельске (1668—1684 гг.; включал в себя стены с башнями, различные помещения (складские, жи­лые, торговые) и церковь).

В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитектуры — московское барокко, использовавшееся для строительства не­больших церквей в усадьбах русских вельмож (церковь Покрова в Филях: башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для ос­новной кладки и белого камня для отделки; изящество и разнообразие декоративного убранства). Это «московское», или «нарышкинское» барокко. / Когда в Европе расцветало Возрождение, на Руси еще было глубокое Средневе­ковье. Архитектура нарышкинского стиля стала мостиком между старым и новым, между византийским и европейским/.

25 Культура эпохи Петра Великого

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневеко­вье и началось Новое время. В России этот исторический переход произошел стремительно — в течение жизни одного поколения. Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было секуляризироваться (превратиться из религиозного в светское), освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж), открыть совершенно новые для себя темы (в частно­сти, мифологическую и историческую). В силу этого разные сти­ли в искусстве существовали в России XVIII в. одновременно. Ре­формы, проведенные Петром I (1698—1725), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целями моло­дого царя были: поставить русское искусство в один ряд с европейским; просветить отечественную публику; окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живо­писцами. Образование, наука. Создание регулярной армии и флота, формирование бюрокра­тического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требо­вали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Петр I заста­вил российское дворянство учиться. Уже в 1699 г. в Москве была ос­нована Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась «школа математицких и навигацких наук». В петровское время была открыта Медицинская школа (1707 г.), а также школы: инженерные; кораблестроительные; штурманские; горные; ремесленные. Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет «Арифметика, сиречь наука числительная...» Л. Ф. Маг­ницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпусти­ли «Таблицы логарифмов и синусов».

Одновременно с реформой в сфере образования в 1-й четвер­ти XVIII в. бурное развитие получило издательское дело. В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт вместо старого церковно­славянского. Для печатания светской учебной, научной и спе­циальной литературы, а также законодательных актов были со­зданы новые типографии.

Развитие науки и техники в Петровскую эпоху отвечало преж­де всего практическим потребностям государства. Большие успе­хи были достигнуты в: геодезии; гидрографии; картографии; изучении недр и поиске полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Актив­но велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Е. П. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок). Известным механиком петровского времени был А. К. Нартов — изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.

В 1-й четверти XVIII в. был написан целый ряд ценных исследо­ваний по отечественной истории. По инициативе Петра I в России было положено начало собранию научных коллекций. Вершиной достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Акаде­мии наук (открыта она была уже после смерти Петра I в 1726 г.). Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При этом научном центре были открыты университет и гимназия.

Литература и театр

Этот пласт российской культуры был самым пестрым, самым мозаичным и разнородным; он практически не соприкасался с творчеством элиты.

В петровское время стало меньше гонений на традиционные языческие празднества с их бурными «гудениями», плясками, хо­роводами и т. п.

В этот период дворянство, и отчасти горожане, были непо­средственными свидетелями заметного увеличения печатных книг нерелигиозного содержания. В 1708 г. вышел образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики, где изобиловали голландские, немецкие слова, термины, выражения.

В рамках литературы происходит зарождение русского класси­цизма. Известнейшими произведениями этого жанра являются творения оратора, писателя, церковного и общественного деятеля эпохи Петра, главного сторонника церковной реформы Феофа­на Прокоповича. Основная тема Прокоповича — прославление армии, реформ и России. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого И. Т. Посошкова (1652—1726).

В 1702 г. на Красной площади Москвы был сооружен театр, открывший двери простой публике. В нем играли немецкие акте­ры, репертуар состоял из: немецких; французских; испанских пьес. Однако такой театр был редким явлением. Ко времени Петра относятся попытки создания публичных театров («комедиальных храмин») в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на истори­ческие темы и комедии (например, Ж.-Б. Пьера «Амфитрион» и «Доктор принужденный»).

В петровскую эпоху зарождается интерес к светской музыке, любительскому музицированию, развивается профессиональное хоровое искусство. Завоевывает популярность бравурная военно-строевая музыка.

Date: 2015-06-08; view: 437; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию