Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование и наука





Рост индустрии рождал спрос на образованных людей. Одна­ко уровень образованности изменился незначительно: перепись 1897 г. зафиксировала 21 грамотного человека на 100 жителей им­перии, причем в Прибалтике и Средней Азии, среди женщин и в селе этот уровень был ниже. Государственные ассигнования на школу увеличились с 1902 по 1912 гг. более чем в 2 раза. Уже с начала века ставится вопрос об обязательном начальном обра­зовании (на законодательном уровне он был принят в 1908 г.).

После революции 1905—1907 гг. произошла определенная демо­кратизация высшей школы: были разрешены выборы деканов и ректоров, начинают формироваться студенческие организации.

Быстро выросло число средних и высших учебных заведений: к 1914 г. их стало более 200. Был основан Саратовский универси­тет (1909 г.). Всего в стране к 1914 г. было около 100 вузов со 130 тыс. студентов.

В целом система образования не соответствовала нуждам страны. Не было преемственности между различными ступенями образования.

В сфере гуманитарных наук в начале XX в. происходит важ­ный перелом. Научные общества стали объединять не только на­учную элиту, но и любителей, всех желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью. Наиболее известными были: географическое; историческое; археологическое и другие общества.

Развитие естествознания проходило в тесном общении с ми­ровой наукой.

Самым ярким явлением становится зарождение русской ре­лигиозно-философской мысли, атрибута русской философии.

Русская историческая школа в начале XX в. завоевала мировое признание. Широкую известность в мире приобрели исследова­ния А. А. Шахматова по истории русского летописания, В. Клю­чевского (допетровский период русской истории). Достижения в исторической науке также связаны с именами: П. Н. Милюкова; Н. П. Павлова-Сильванского; А. С. Лаппо-Данилевского и др.

Модернизация страны требовала и свежего притока сил в сфе­ру естественнонаучных знаний. В России открывались новые тех­нические институты. Учеными мирового уровня были физик П. Н. Лебедев, математики и механики Н. Е. Жуковский и С. А. Чап­лыгин, химики Н. Д. Зелинский и И. А. Каблуков. Москва и Пе­тербург стали признанными научными столицами мира.

В начале века все еще продолжалось географическое «откры­тие» России. Огромные неисследованные просторы побуждали ученых и путешественников совершать рискованные экспеди­ции. Широкую известность получили путешествия В. А. Обруче­ва, Г. Я. Седова, А. В. Колчака. В ряду известных ученых этого времени стоит В. И. Вернадский (1863—1945) — энциклопедист, один из основателей геохимии, учения о биосфере, которое впоследствии легло в основу его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. В 1903 г. была опуб­ликована работа создателя теории ракетного движения К. Э. Циол­ковского (1875—1935). Существенное значение имели работы Н. Е. Жуковского (1847—1921) и И. И. Сикорского (1889—1972) в само­летостроении, И. П. Павлова, И. М. Сеченова и др.

Литература. Театр. Кинематограф

Развитие литературы шло в русле традиций русской класси­ческой литературы XIX в., живым олицетворением которой был Л. Н. Толстой. Русская литература начала XX в. представлена именами А. П. Чехова, М. Горького, В. Г. Короленко, А. Н. Куп­рина, И. А. Бунина и т. д.

Начало XX в. было расцветом русской поэзии. Рождались но­вые течения: акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев), символизм (А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов), футуризм (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский) и др.

Этот период характеризовался такими особенностями, как: модернистское мышление творцов культуры; сильное влияние абстракционизма; меценатство. Освобождение (1905 г.) печати от предва­рительной цензуры способствовало увеличению численности га­зет, росту их тиражей. Крупнейшие издательства — И. Д. Сы­тина, А. С. Суворина, «Знание» (возглавлял А.М.Горький) — выпускали дешевые издания. Каждое политическое течение имело свои органы печати.

Насыщенной была и театральная жизнь; лидеры - Большой (Москва) и Мариинский (Петербург) театры. В 1898 г. К. С. Станиславский и В. Н. Немирович-Дан­ченко основали Московский художественный театр (первоначаль­но — МХТ), на сцене которого ставились пьесы Чехова, Горько­го и др.

В начале XX в. внимание музыкальной общественности было обращено к творчеству таких талантливых русских композито­ров, как: А. Н. Скрябин; Н. А. Римский-Корсаков; С. В. Рахманинов; И. Ф. Стравинский.

Особой популярностью среди различных слоев городского на­селения пользовался появившийся на рубеже XIX—XX вв. кине­матограф (1908 г., первая русская игровая карти­на «Стенька Разин»); к 1914 г. в стране было выпущено свыше 300 картин.

53 Живопись

Реалистическое направление — И. Е. Репин, Товарищество передвижных выста­вок. Авангардные направления. В первые десятилетия XX в. художники объединялись для устроения совместных выставок: 1910 г. — выставка «Бубновый валет» — П. П. Кончаловский, И. И. Машков, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, Д. Д. Бурлюк и др. Среди известных художников этого периода — К. С. Малевич, М. З. Шагал, В. Е.Татлин. Боль­шую роль в становлении художников имели контакты с запад­ным искусством (Париж).

Заметную роль в развитии русского искусства сыграло худо­жественное направление «Мир искусства» (кон.XIX в. в Петербург). В 1897—1898 гг. С. Дягилев организовал и провел в Москве три выставки и, обеспечив финансовую под­держку, создал в декабре 1899 г. журнал «Мир искусства», кото­рый и дал название направлению. Вокруг журнала объединились художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст и др. Особенностью «мирискусников» был универсализм — они выступали как критики, искусствоведы, театральные режиссеры и декораторы, писатели.

М. В. Нестеров (1862—1942) - «церковный модерн», наполняющий канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом («Видение отроку Варфоломею» (1890), «Пустынник» 1989).

К. А. Коровин (1861—1939) - «русский имп­рессионист»; радостное восприятие жизни, стремление к передаче мимолетных ощущений, тонкой игре света и цвета; писал и парижские бульвары («Париж. Бульвар Капуцинок», 1906 г.), и эффектные морские виды, и среднерусскую природу; много работал для театра, оформлял спектакли.

В. А. Серов (1865—1911); в его творчестве есть место и реализму, и импрессионизму; прославился как портре­тист. С 1899 г. При­нимал участие в выставках объединения «Мир искусства» (историческая тема: эпоха Пет­ра I). В 1907 г. - путешествие по Греции («Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы», 1910 г.).

М. А. Врубель (1856—1910); представитель символизма и модерна; дробление формы на грани, мерцание «сине-лилового мирового сумрака». "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь" (1900), "Демон" (1890), "Демон поверженный" (1902; Третьяковская галерея). Автор изразцовых каминов с русскими богатырями, скамей с русалками, скульптур («Садко», «Снегурочка», «Берендей» и др.).

В. Э. Борисов-Мусатов (1870—1905) мно­го работал на пленэре (на природе). «Автопортрет с сестрой»; поэтический, идеализированный мир старых тихих «дворянских гнезд», далекий от всеобщего смятения современ­ной переломной эпохи.

Date: 2015-06-08; view: 394; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию