Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование и наука
Рост индустрии рождал спрос на образованных людей. Однако уровень образованности изменился незначительно: перепись 1897 г. зафиксировала 21 грамотного человека на 100 жителей империи, причем в Прибалтике и Средней Азии, среди женщин и в селе этот уровень был ниже. Государственные ассигнования на школу увеличились с 1902 по 1912 гг. более чем в 2 раза. Уже с начала века ставится вопрос об обязательном начальном образовании (на законодательном уровне он был принят в 1908 г.). После революции 1905—1907 гг. произошла определенная демократизация высшей школы: были разрешены выборы деканов и ректоров, начинают формироваться студенческие организации. Быстро выросло число средних и высших учебных заведений: к 1914 г. их стало более 200. Был основан Саратовский университет (1909 г.). Всего в стране к 1914 г. было около 100 вузов со 130 тыс. студентов. В целом система образования не соответствовала нуждам страны. Не было преемственности между различными ступенями образования. В сфере гуманитарных наук в начале XX в. происходит важный перелом. Научные общества стали объединять не только научную элиту, но и любителей, всех желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью. Наиболее известными были: географическое; историческое; археологическое и другие общества. Развитие естествознания проходило в тесном общении с мировой наукой. Самым ярким явлением становится зарождение русской религиозно-философской мысли, атрибута русской философии. Русская историческая школа в начале XX в. завоевала мировое признание. Широкую известность в мире приобрели исследования А. А. Шахматова по истории русского летописания, В. Ключевского (допетровский период русской истории). Достижения в исторической науке также связаны с именами: П. Н. Милюкова; Н. П. Павлова-Сильванского; А. С. Лаппо-Данилевского и др. Модернизация страны требовала и свежего притока сил в сферу естественнонаучных знаний. В России открывались новые технические институты. Учеными мирового уровня были физик П. Н. Лебедев, математики и механики Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин, химики Н. Д. Зелинский и И. А. Каблуков. Москва и Петербург стали признанными научными столицами мира. В начале века все еще продолжалось географическое «открытие» России. Огромные неисследованные просторы побуждали ученых и путешественников совершать рискованные экспедиции. Широкую известность получили путешествия В. А. Обручева, Г. Я. Седова, А. В. Колчака. В ряду известных ученых этого времени стоит В. И. Вернадский (1863—1945) — энциклопедист, один из основателей геохимии, учения о биосфере, которое впоследствии легло в основу его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. В 1903 г. была опубликована работа создателя теории ракетного движения К. Э. Циолковского (1875—1935). Существенное значение имели работы Н. Е. Жуковского (1847—1921) и И. И. Сикорского (1889—1972) в самолетостроении, И. П. Павлова, И. М. Сеченова и др. Литература. Театр. Кинематограф Развитие литературы шло в русле традиций русской классической литературы XIX в., живым олицетворением которой был Л. Н. Толстой. Русская литература начала XX в. представлена именами А. П. Чехова, М. Горького, В. Г. Короленко, А. Н. Куприна, И. А. Бунина и т. д. Начало XX в. было расцветом русской поэзии. Рождались новые течения: акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев), символизм (А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов), футуризм (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский) и др. Этот период характеризовался такими особенностями, как: модернистское мышление творцов культуры; сильное влияние абстракционизма; меценатство. Освобождение (1905 г.) печати от предварительной цензуры способствовало увеличению численности газет, росту их тиражей. Крупнейшие издательства — И. Д. Сытина, А. С. Суворина, «Знание» (возглавлял А.М.Горький) — выпускали дешевые издания. Каждое политическое течение имело свои органы печати. Насыщенной была и театральная жизнь; лидеры - Большой (Москва) и Мариинский (Петербург) театры. В 1898 г. К. С. Станиславский и В. Н. Немирович-Данченко основали Московский художественный театр (первоначально — МХТ), на сцене которого ставились пьесы Чехова, Горького и др. В начале XX в. внимание музыкальной общественности было обращено к творчеству таких талантливых русских композиторов, как: А. Н. Скрябин; Н. А. Римский-Корсаков; С. В. Рахманинов; И. Ф. Стравинский. Особой популярностью среди различных слоев городского населения пользовался появившийся на рубеже XIX—XX вв. кинематограф (1908 г., первая русская игровая картина «Стенька Разин»); к 1914 г. в стране было выпущено свыше 300 картин. 53 Живопись Реалистическое направление — И. Е. Репин, Товарищество передвижных выставок. Авангардные направления. В первые десятилетия XX в. художники объединялись для устроения совместных выставок: 1910 г. — выставка «Бубновый валет» — П. П. Кончаловский, И. И. Машков, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, Д. Д. Бурлюк и др. Среди известных художников этого периода — К. С. Малевич, М. З. Шагал, В. Е.Татлин. Большую роль в становлении художников имели контакты с западным искусством (Париж). Заметную роль в развитии русского искусства сыграло художественное направление «Мир искусства» (кон.XIX в. в Петербург). В 1897—1898 гг. С. Дягилев организовал и провел в Москве три выставки и, обеспечив финансовую поддержку, создал в декабре 1899 г. журнал «Мир искусства», который и дал название направлению. Вокруг журнала объединились художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст и др. Особенностью «мирискусников» был универсализм — они выступали как критики, искусствоведы, театральные режиссеры и декораторы, писатели. М. В. Нестеров (1862—1942) - «церковный модерн», наполняющий канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом («Видение отроку Варфоломею» (1890), «Пустынник» 1989). К. А. Коровин (1861—1939) - «русский импрессионист»; радостное восприятие жизни, стремление к передаче мимолетных ощущений, тонкой игре света и цвета; писал и парижские бульвары («Париж. Бульвар Капуцинок», 1906 г.), и эффектные морские виды, и среднерусскую природу; много работал для театра, оформлял спектакли. В. А. Серов (1865—1911); в его творчестве есть место и реализму, и импрессионизму; прославился как портретист. С 1899 г. Принимал участие в выставках объединения «Мир искусства» (историческая тема: эпоха Петра I). В 1907 г. - путешествие по Греции («Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы», 1910 г.). М. А. Врубель (1856—1910); представитель символизма и модерна; дробление формы на грани, мерцание «сине-лилового мирового сумрака». "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь" (1900), "Демон" (1890), "Демон поверженный" (1902; Третьяковская галерея). Автор изразцовых каминов с русскими богатырями, скамей с русалками, скульптур («Садко», «Снегурочка», «Берендей» и др.). В. Э. Борисов-Мусатов (1870—1905) много работал на пленэре (на природе). «Автопортрет с сестрой»; поэтический, идеализированный мир старых тихих «дворянских гнезд», далекий от всеобщего смятения современной переломной эпохи. Date: 2015-06-08; view: 428; Нарушение авторских прав |