Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Если ребенок сочиняет
Ребенок сочиняет... Рассказал какую-то неслыханную сказку, написал стихотворение, выдумал историю. Ребенок сочиняет — не такое уж редкое в нашей жизни явление. Но, что стоит за этим? Как нам, взрослым (для ребенка, значит, умным, знающим, авторитетным), относиться к этим сочинениям? Обычно встречаешься с двумя типовыми, если можно так выразиться, вариантами такого отношения. ...Бабушка 9-летней Леночки милая, добрая, во внучке души не чает. «Вы знаете, у нее уже целая тетрадка стихов! Она у нас с 6 лет в рифму говорит. И не думайте — никто ей не помогает, не заставляет, она сама сочиняет! Мне ко дню рождения, маме к Восьмому марта... Или учительница попросит иногда — она сразу откликается... И читает как выразительно! Такая талантливая!» ...У 10-летнего Андрюши тоже есть толстая заветная тетрадка. В ней — начало «научно-фантанстического» романа, уже целых шесть глав. Но тетрадка тайная, достает ее Андрей только когда никого нет дома. Потому что стоит папе застать сына за сочинительством, как слышится: «Опять ты этой ерундой занимаешься! Исправь сначала тройку по математике, а потом уж сочиняй! Писатель из тебя все равно не выйдет, а вот без математики...» Две крайности: умиление и пренебрежение, возведение первых творческих попыток в ранг таланта и полное отрицание права ребенка на самостоятельное творчество. Как же найти между ними «золотую середину»? Надо сказать, что литературным способностям «не везет» особенно. Даже если родители не уверены в танцевальных возможностях ребенка, они не очень-то сомневаются в том, что занятия в хореографическом кружке принесут ему пользу («Хоть двигаться научится»). И музыка обычно не вызывает в таких случаях возражений («Музыку культурный человек должен любить и знать»). Но вот с литературными способностями дело почему-то обстоит несколько иначе. Редко кому в голову приходит предпринимать что-нибудь для их специального развития, так сказать, «частным порядком»: есть в школе такой предмет — литература, вот там пусть способности и развивают. Далее, с первых же творческих попыток ребенка взрослые почему-то склонны видеть в ребенке будущего поэта, прозаика. Потому и стремятся вынести приговор сразу — или в таланты, или в «бездари». Но справедливо ли это? Возьмем хотя бы самую практическую, бытовую сторону проблемы. Кому не приходится постоянно быть читателем, писать письма близким людям, убеждать друг друга в чем-то, 360 отстаивать в споре свою точку зрения, готовить выступление на собрании? И если честно: хорошо ли мы справляемся с этими малыми задачами, от решения которых порой многое зависит в нашей жизни? Не слишком ли часто, решая их, мы наталкиваемся на какой-то невидимый барьер, заслоняющий от нас ясные, краткие и точные слова в письменной речи? Кому не приходилось переживать страх, не позволяющий оторваться от бумажки с текстом во время доклада? Где и когда мы потеряли так остро ощущаемую каждым индивидуальность речи? Была ли она вообще, эта индивидуальность? И не являются ли наши взрослые трудности следствием неразвитости наших литературных способностей, к тому же именно творческих способностей? Потому что и складное письмо, и содержательный доклад, и острый спор, построенный на рассуждении и убеждении, — это, конечно же, творчество. Каждодневное, незаметное, но, может быть, и особо значимое поэтому. И для того чтобы каждый человек был готов к нему, 361 творческие литературные способности должны развиваться у каждого ребенка. А если так, то и отношение к детскому сочинительству следует определить однозначно: его следует поощрять и поддерживать, не ставя в зависимость от того, получится ли, по нашему мнению, из ребенка литератор или нет. Более того, нужно, чтобы и те дети, которые и не пытаются сочинять по собственной инициативе, с нашей помощью прошли школу литературного творчества, ощутили все его трудные радости, сделали первые шаги к самовыражению в слове. Еще в 30-е гг. талантливый педагог М. Н. Рыбникова, всю свою жизнь посвятившая совершенствованию методики преподавания литературы, кратко сформулировала путь и цель творческого обучения: «от маленького писателя к большому читателю». А ведь большой читатель, о встрече с которым мечтает каждый писатель, — это и есть человек, способный к сотворчеству, человек с развитым вкусом, воображением, чувством слова. 362 Откуда взяться всем этим качествам у того, кто ни разу в жизни не придумал ни одной истории, не нашел ни одного сравнения, не мучился над фразой в поисках того единственного, самого главного слова? Конечно, поощряя творческие попытки детей, нужно помнить, что многое из того, что они сочиняют, имеет, так сказать, субъективную ценность, значимо только для самого сочиняющего и разве что для близких ему людей, для которых немудреные его стихи и рассказы — знак роста, окошечко в усложняющийся внутренний мир. Часто это только игра в творчество, еще чаще — подражание известному образцу, понравившемуся юному автору. В этом смысле можно говорить об известной вторичности детского творчества, об отражении в нем того слоя художественной литературы, который осваивает ребенок в том или ином возрасте. Поэтому, например, дошкольники и младшие школьники сочиняют почти исключительно стихи и сказки. Подростки храбро берутся за научно-фантастические повести и приключенческие романы, старшие школьники — почти все лирики. Настоящее художественное творчество, творчество, нужное не только самому творящему, но и значимое для других, начинается не с подражания, а со сложного процесса самостоятельного видения, самостоятельной оценки того, что никем еще не оценивалось, точнее — так не оценивалось. Воспитание способности к собственной эстетической оценке — дело возможное, хоть и трудное и медленное, как и всякое воспитание. Оно к тому же требует от воспитывающего и специальных знаний, и хорошего эстетического вкуса, и влюбленности не только в своего ребенка, но и в искусство. Многие ли из нас обладают всеми этими качествами? А потребность сочинять испытывают многие дети. Как же помочь им? Прежде всего помнить: умение, скажем, легко рифмовать еще не талант, а только одно из самых маленьких слагаемых таланта. Поэтому разумно умерить свои восторги и ожидания по поводу складных строчек и вдуматься поглубже в их содержательную сторону. Скорее всего, литературное творчество вашего ребенка имеет пока субъективную, а не объективную значимость. Соответственно этой значимости и нужно к нему относиться: внимательно, но не предсказывая не только великого литературного будущего, но и литературной профессии. Однако, трезво оценивая произведения маленького автора, важно поддержать в нем огонек творчества, даже если он, по вашему мнению, не станет пламенем таланта. Хорошо, если вы сумеете не только убедить ребенка в ценности и необходимости негромкого творчества «для себя», но и создать условия, убеждающие его в этом. Домашняя стенная газета, журнал, концерт в выходной день — это и желанная встреча с читателем и слушателем, и значимый результат, без ориентировки на который сохнет и вянет любое творчество, результат, получающий скромное признание, убеждающее, однако, автора в том, что его творчество нужно еще кому-то. Внимательной, спокойной заинтересованности близких часто бывает достаточно, чтобы утолить «авторские» чувства 363 ребенка. Если же интерес к литературному творчеству у него со временем растет и перерастает игру в «творчество», постарайтесь помочь ему записаться в литературный кружок или привлеките себе в помощь кого-нибудь, профессионально связанного с литературой, и не обязательно писателя; дельную консультацию ведь может дать и учитель, и библиотекарь, и просто читатель... Date: 2015-06-08; view: 587; Нарушение авторских прав |