Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Увидеть прекрасное





Восприимчивость к красоте делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Он видит много интересного там, где другие дети ничего не замечают. Он способен восхищаться славными делами и благородными поступками людей, его волнует красота природы. Такой ребенок постепенно осознает, что красоту природы, человека, созданий труда людей надо ценить, оберегать и защищать. Воспитывая эстетическую восприимчивость, мы оберегаем ребенка от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое впоследствии может сделать жизнь его бесцельной и скучной, бесполезной и для самого человека, и для общества.

Эстетическую восприимчивость детей невозможно развивать в «часы от и до». Время для этого — всегда; место для этого — везде: на прогулках по городу и в загородных поездках семьей, в лесу, на речке, дома — у радиоприемника и телевизора, в театре, на концерте, в музее. Во всех случаях внимание к красивому самих родителей — главное условие. Если вы с интересом следите за четким ритмом работы строителей соседнего дома, если вас заставляет остановиться горящее золотом осеннее дерево, если вы внимательно наблюдаете за изящными прыжками белки, то и ваш сын или дочка на вашем примере научится видеть и ценить красивое в жизни, а затем и в искусстве.

Взрослые часто будто стесняются вслух высказать свое восхищение красотой. А ребенок хочет знать: почему папа долго смотрит на эту картину, что взволновало маму в этой музыке, что побудило родителей выбрать для привала вот эту поляну... Взрослые не должны в таких случаях забывать, что рядом с ними дети, которые ждут их пояснений.

Вы с ребенком гуляете по городу. Вас привлекло красивое здание. Объясните ему, что пропорции этого дома отличаются стройностью, а лепные украшения так легки и изящны, что кажутся сделанными из кружева. Расскажите о прошлом и настоящем этого здания. Дети должны понимать, что красота архитектуры помогает людям интересно работать и приятно отдыхать. Поэтому в нашей стране прекрасные здания отданы под Дома пионеров и школьников, клубы и Дворцы культуры, санатории.

В саду, в парке, в лесу учите детей наблюдать жизнь природы, видеть ее целесообразность и красоту.

А эстетические качества человеческого труда? Ребенок может и должен увидеть, что труд прекрасен не только потому, что направлен на благо людей, но и самим своим «устройством». Не упускайте малейшей возможности

356

обратить внимание ребенка на гармонию труда ловкого, умелого, спорого.

Давайте прислушаемся к мыслям одной матери: «Я стараюсь находить и показывать красоту в самой обыденной жизни. Моешь, скажем, посуду, а дочурка помогает — вытирает и складывает тарелки. И вот, приучая девочку к первым трудовым шагам, говоришь ей: «Танюша, ты складывай маленькие тарелочки к маленьким, мелкие к мелким, глубокие к глубоким, а то смотри, как некрасиво да и неудобно, когда все вперемежку».

Я видела, как отец с сыном на даче складывали дрова. Отец учил сынишку класть устойчивый штабель и при этом говорил: «Хорош штабелек: красавец прямо, и не упадет!»

Сажаем с девочками помидоры. Папа вбивает два колышка, к ним привязывает веревку, и посадка идет «по шнурку». Вырастают стройные ряды, смотреть любо и ухаживать удобно.

Из этих простых примеров можно сделать вывод: красота не только ласкает взгляд, она и целесообразна».

Искусство развивает чувства детей. Оно многообразно. Дети любят песни и веселую развлекательную музыку. Но этого мало. Серьезные музыкальные произведения дают ребенку эстетические переживания, помогают почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которых раньше он и не замечал. По вашему поведению ребенок поймет, что слушать произведения Глинки и Чайковского, Моцарта и Прокофьева между делом, без внимания и сосредоточенности нельзя. Усадите ребенка рядом с собой, сделайте так, чтобы в квартире стало тихо. Слушайте музыку! А потом поговорите с сыном или дочерью о том, что они поняли, что им понравилось, какие музыкальные произведения они слышали раньше в школе, на концерте, дома по радио...

А сколько возможностей соприкоснуться с настоящим искусством дает телевидение и радио — если, разумеется, ведется отбор программ, которые надо смотреть и слушать!

В музее, на выставке или в книге по искусству можно обратить внимание сына или дочери на несколько картин, которые нравятся вам и могут быть интересны ребенку. Книжки для детского чтения украшены рисунками. Работы таких мастеров, как Ю. Васнецов, Т. Маврина, В. Конашевич, дают возможность обратить внимание на художественные достоинства иллюстраций.


Особая роль в становлении эстетической восприимчивости принадлежит книге. Способность маленького школьника эмоционально-непосредственно воспринимать прочитанное, сопереживать героям произведения, особая способность чувствовать искусство слова — все это обязательно должно быть поддержано. Найдите время для общих семейных чтений вслух. Это, вероятно, наилучший путь для пробуждения и укрепления тяги ребенка к чтению, на потерю которой жалуются многие родители. (Но, жалуясь, они не всегда готовы самокритично признать, что все их попытки «приохотить» детей к книге заключаются в постоянных призывах: «Читай! Ну когда же ты сядешь читать?»)

357

Теперь во многих городах страны работают детские театры — драматические, кукольные, музыкальные; есть спектакли для детей в репертуаре «взрослых» театров; стала традиционной ежегодная неделя «Театр — детям». Все это дает возможность активно приобщать младшего школьника и к пониманию искусства театра. Порой папы и мамы вполне довольствуются тем, что их дети отправляются вместе со всем классом на коллективный просмотр спектакля; в лучшем случае спросят потом: «Про что пьеса?» Не ставя под сомнение пользу таких культпоходов, хочется высказать пожелание, чтобы в театр дети приходили вместе с родителями. Опыт внеклассной работы многих педагогов — энтузиастов эстетического воспитания средствами театра — убеждает в том, как это важно. Ребенок получает возможность по-настоящему поделиться с родителями своими впечатлениями, обсудить с ними увиденное. И родители могут поддержать этот разговор — ведь они тоже видели спектакль. В таких совместных обсуждениях может постепенно вырабатываться у ребенка понимание особенностей театрального искусства, специфически «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя»...

Пожаловаться на недостаток тяги к кино, пожалуй, никто не может. К сожалению, очень часто вырастают не кинозрители, а «киноглотатели». При этом вкус к настоящим произведениям киноискусства не развивается; дети склонны смотреть лишь то, что привлекает их острым сюжетом («А он ка-ак даст...»); девочки проявляют склонность к слезливым мелодрамам. В полной мере это становится ясным уже позже, в подростковом возрасте, однако корни — в первых впечатлениях от кино, в том, как складывается с первых школьных лет отношение к нему — как только к зрелищу или как к настоящему искусству, от которого можно получить такое же эстетическое наслаждение, как от хорошей книги, от серьезной музыки, от картины великого художника.

Разумеется, ничего нельзя возразить ни против приключенческих лент, ни против мелодрам, ни против комедий... Дело ведь не в жанре — кинокартина любого жанра может быть эстетически полноценной, а может быть беспомощной подделкой. Просто надо учить детей понимать, что есть кино хорошее, а есть плохое. И если ты что-то не понял в картине, то это не значит, что она плохая, — быть может, ты не привык, не научился вдумываться и вчувствоваться в то, что смотришь? А если в картине есть погони и стрельба — это еще не значит, что она хорошая — вот ты посмотрел ее, а ни в сердце, ни в уме ничего от нее не осталось...


Конечно, легко сказать: «Учите детей отличать хорошее кино от плохого». А вот как это сделать? Путь для родителей здесь один: самим больше размышлять, самим больше читать про кино, стараться ориентироваться на признанные шедевры (даже если они поначалу кажутся скучными — ведь и серьезную музыку многие объявляют скучной просто потому, что не научились слышать ее). Не смотрите все подряд, что идет по телевидению, ведь это еженедельно десятки фильмов, и если вы смотрите их без какого-либо отбора, не ждите, что дети не

358

будут следовать вашему примеру. Конечно, до поры до времени вы сможете им это запрещать, но в конце концов, когда они станут старше, установившийся в семье стиль отношения к кино как к пище для глаз все равно возьмет свое.

Не стоит перегружать ребенка обязательными и частым беседами об искусстве. Родители воспитывают своего ребенка уже тем, что знают и любят музыку или театр, живопись или архитектуру — и не «скрывают» этой своей любви от ребенка.

Не каждый ребенок станет художником, музыкантом, но в любом деле человеку помогает творческая активность, воображение, наблюдательность, способность понимать людей, отзываться на их радости и печали. Все эти важные качества вызревают в художественной деятельности самих детей. Если ваш ребенок любит рисовать или лепить, помогите ему: дайте бумагу, краски, кисти. Отведите место для работы. Похвалите его рисунки. Не пугайтесь пролитой на пол воды и пятен краски на руках и на одежде — со временем ребенок приучится быть аккуратным. Пусть ваш сын, ваша дочь обязательно посещают хотя бы один кружок, студию или класс детской художественной самодеятельности. Что это дает ребенку — покажем на примере, не требующем комментариев.

...Мальчик рос избалованным, неусидчивым, учился неважно. Родительских собраний в этой семье боялись: каждый раз упреки и за успеваемость сына, и за его поведение. Даже на уроках рисования, его любимом занятии, мальчик получал замечания. По совету учителя пытались сына чем-нибудь заинтересовать. Записывали в спортивную школу, в детски кружки Дома культуры, но мальчик нигде не задерживался.

В прошлом году узнали о художественной школе, открывшейся в городе. Решили: любит рисовать — пускай рисует. Заметили, что, возвращаясь с занятий, сын переполнен впечатлениями: «Там знаете как интересно! Сегодня лепил тигра из глины. До среды он сохнуть будет. Потом моего тигра в печку поставят и раскалят докрасна, чтобы твердый был. Я его особыми, невидимыми красками разрисую — и опять в печку. Там краски станут настоящими, будут блестеть. Когда тигра вынут из печи, он станет рыжим и полосатым. Скорее бы среда!»

Неуемные восторги сына обеспокоили родителей: «раньше плохо учился, а теперь только о рисунках думает, совсем забросит учебу». Но этого не случилось. Напротив, постепенно и учеба выправилась и замечаний стало меньше. Изменились и интересы ребенка. Раньше он был какой-то равнодушный. Теперь буквально рвется рассказать о чем-нибудь интересном, что сам увидел, открыл. Пришел к ним гость, а он его в темную комнату тянет: «Смотрите, сейчас будет фокус. Сейчас из окна все серое видно... Раз, два, три, зажигаю свет, и все стало голубым».

К таким «фокусам» сына родители стали привыкать. Но вот недавно шли они с отцом по бульвару. Вдруг мальчик остановился, отца за руку тянет, а сам на пожилого человека показывает и говорит шепотом: «Посмотри, как грустно он сидит. У него что-нибудь случилось плохое. Видишь, все время в

359

землю смотрит, может быть, потерял что-нибудь. Спроси его. Я поищу!»

Изменился мальчик. И родители с гордостью говорят об этом...







Date: 2015-06-08; view: 417; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию