Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движения совершенствуются





Тело человека и его конечности обладают огромными возможностями совершать движения любой сложности — так совершенна конструкция двигательного аппарата и прежде всего суставов и множества мышц. Такое богатство возможностей — условие прекрасных достижений человека в труде, спорте и искусстве. Но, с другой стороны, сделать возможность действительностью весьма сложно — человек должен научиться всем этим движениям; именно потому, что они сложны, нелегок и путь учения.

Ребенок приходит в школу, умея выполнять достаточно разнообразные движения. На протяжении всех школьных лет, и в частности в младших классах, количество движений пополняется; растет удельный вес специально организованных движений — на уроках физкультуры дети овладевают специальными упражнениями, на уроках труда получают новые навыки...

По мере совершенствования двигательных навыков движения становятся более свободными и ненапряженными. Организм стремится полнее использовать возникающие при движении силы инерции, вовремя и заблаговременно регулируя работу различных мышечных групп. Но для того, чтобы эффективно управлять двигательным аппаратом, центральной нервной системе надо получать информацию обо всем происходящем во внутренней и внешней среде.

Надо отметить, что природа хорошо позаботилась об оснащении двигательного аппарата соответствующими датчиками. В мышцах, сухожилиях суставов заложены рецепторы, оповещающие регуляторные центры о длине мышц и степени мышечного сокращения, о скорости движения и об угле отклонения различных звеньев тела. В регуляции движения принимают участие рецепторы других анализаторов: зрительного, вестибулярного, тактильного, слухового. В итоге информация о движении поступает в соответствующие отделы центральной нервной системы, где она анализируется, запоминается, сопоставляется с уже имеющимся двигательным опытом, после чего мышцам выдаются уточненные или новые программы действия в соответствии с условиями данного момента... И все это занимает в десятки, а то и в сотни раз меньше времени, чем то, которое ушло у вас на чтение этого абзаца.

К 7 годам у детей имеются предпосылки для достаточно совершенного управления движением, мышечным тонусом, для овладения многими сложными координированными движениями. К этому возрасту у детей двигательная область коры больших полушарий головного мозга приобретает в общих чертах основные особенности строения, свойственные мозгу взрослого человека; усиливаются связи двигательной зоны с

377

другими областями коры, и не только коры; достигают значительной зрелости и рецепторы, заложенные в мышцах, связках и суставах.

На этой основе у детей младшего школьного возраста и продолжается развитие двигательных функций. В частности, продолжаются совершенствоваться (этот процесс идет вплоть до подросткового возраста) механизмы, обеспечивающие прямостояние.

Известно, что умение поддерживать равновесие тела чрезвычайно важно: без такого умения не обойтись при выполнении любых двигательных действий — связаны ли они со спортом, с трудом или просто необходимы в повседневной жизни.

Известно, что точно по прямой человек, не глядя, идти не в состоянии. Непосредственная причина этого — неравномерный разворот стоп левой и правой ног. С возрастом угол разворота стоп постепенно увеличивается (это, понятно, обеспечивает лучшую устойчивость при ходьбе), а асимметрия этого разворота становится меньше. У детей к 11—12 годам — и у мальчиков, и у девочек — характер отклонений при ходьбе примерно такой же, как у взрослых.

Мы ходим и бегаем всю жизнь, не особенно задумываясь о том, в чем, собственно, состоят отличительные особенности этих движений. Но присмотримся к ходьбе и бегу: если при ходьбе тело перемещается таким образом, что одна из ног непременно на опоре, то в беге есть такой момент, когда тело человека отрывается от опоры полностью, как бы летит. Эта фаза движения так и называется — «фаза полета».

Следует отметить, что изменение с возрастом многих динамических показателей бега у детей связано не только с ростом тела в длину, но и с повышением гибкости суставов и амплитуды движении в них: углы размаха движения бедра и голени возрастают от 2 до 10 лет примерно в 2 раза.

С возрастом удлиняется продолжительность фазы полета при беге — ведь сила мышц ног растет, ребенок может отталкиваться от земли более интенсивно.

Скорость бега к 10—11 годам становится уже в 4 раза больше скорости ходьбы. Но максимальную скорость бега ребенок может сохранить недолго, около двух секунд: выносливость хотя и растет, но еще недостаточна.


От 7—8 до 11—12 лет у детей значительно повышается точность прыжков, а также их дальность и высота. Но координация движений при прыжках еще несовершенна. Так, в момент отталкивания, выполняемого двумя ногами, ноги в коленных суставах сгибаются явно недостаточно; при завершении прыжка правая и левая нога касаются опоры неодновременно.

В прыжках важна согласованность работы органов зрения и движения. Установлено, что от 7—8 до 10—11 лет дети все лучше оценивают на глаз удаленность предметов — это способствует повышению точности двигательных действий.

Дальность броска, например, теннисного мяча с развитием силы мышц возрастает. При этом даже не специалист, а просто внимательный наблюдатель может отметить, что есть отличия в координации движений не только у детей разного

378

возраста, но и у мальчиков и девочек, а также в зависимости от того, выполняется бросок правой или левой рукой.

С возрастом броски становятся все более меткими. Вообще точность движений существенно нарастает — в этом смысле промежуток от 7 до 10 лет имеет особое значение: ни в какое другое время ошибки движений у детей не снижаются столь интенсивно. Позднее, в 12—13 лет наступает известная стабилизация.

Для всестороннего совершенствования движений очень важно развитие мышечной силы. От 7—8 до 11—12 лет сила мышц возрастает в среднем на 30—60%. Различия в силе между мальчиками и девочками пока еще не очень значительны. Более выраженный прирост силы у мальчиков будет отмечаться с 11—12 лет.

Важно не просто уметь развивать большое мышечное усилие. Мышечное усилие должно быть соразмерно задаче; значит, ребенку надо учиться развивать усилия разной степени. У детей младшего школьного возраста умение дифференцировать мышечные усилия развито довольно слабо, механизмы тонкой регуляции мышечного напряжения еще недостаточно сформированы. Поэтому величина ошибок достигает (как у мальчиков, так и у девочек) 25—30%.

Абсолютные показатели выносливости в младшем школьном возрасте сравнительно невысоки. Но вот темпы прироста этого физического качества от 7—8 до 10—11 лет довольно высокие. Мышечная выносливость определяется возможностью ребенка совершать ту или иную физическую работу максимально длительное время. Различают выносливость при динамической работе (когда мышцы попеременно сокращаются и расслабляются) и выносливость к статическим усилиям (здесь мышцы длительное время находятся в напряженном состоянии).

Выносливость детей 7—11 лет при динамической работе развита недостаточно; лишь к 12 годам мальчики и девочки становятся заметно более выносливыми.

Повышается выносливость сгибателей мышц кисти рук, что связано с тренировкой этих мышечных групп в процессе письма. А вот мышцы — разгибатели туловища обладают вплоть до 11 лет заметно меньшей выносливостью. На этот факт следует обратить особое внимание: большие нагрузки статического характера, которые испытывают мышцы туловища (уроки, подготовка домашних заданий), могут способствовать сначала функциональным, а затем и органическим нарушениям осанки.

Итак, оценивая особенности развития движений у младших школьников, можно отметить, что дети 7—8 лет еще не обладают достаточными возможностями регулировать свои действия. Они еще не могут поддерживать требуемый темп движений, распознавать тонкие изменения ритма, различать и дозировать мышечные усилия разной степени. Но развитие всех этих важных качеств идет весьма интенсивно. Именно в начальные годы школьного детства ребенок начинает овладевать многими навыками, требующими хорошей координации и быстроты движений.

379







Date: 2015-06-08; view: 454; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию