Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как учить искусству?





Вряд ли вызовет особые возражения утверждение, что главное в художественном творчестве — это создание некоторого целостного образа. При этом такой образ как некоторая «генеральная идея» возникает у его создателя раньше деталей (вне которых образ, разумеется, жить не может). Картина, музыкальная пьеса или стихотворение «видятся» художником как нечто законченное. Для живописца первые мазки цвета (отвечающие замыслу) определяют и даже диктуют весь цветовой строй картины. Первые строчки стихотворения (возникающие, по свидетельству одного великого поэта, из некоего созвучного образу «внутреннего гула») влекут за собой размер, ритм, рифму всех последующих строк. Композитор находит мелодическую основу, из которой развивается весь музыкальный строй произведения.

Гармония не возникает сама по себе. Для достижения ее творцу необходимо определенным образом построить материал, найти его композицию. (Этот момент, кстати, нашел свое отражение в том, что творцов-музыкантов мы называем композиторами.) Выделить и построить композицию (гармонию) необходимо в любой форме художественной деятельности.

Критерий гармоничности касается любой художественной деятельности — от простейшей до наисложнейшей. Схватывание гармонии требует своеобразного эмоционального мышления. Про человека, ощущающего соразмерность или несоразмерность в художественном произведении, говорят: «У него есть чувство гармонии» или «Он обладает способностью ощущать гармонию». Отметим, что не случайно речь идет о чувствах и способностях человека.

349

Воспитание эстетических чувств и художественных способностей детей нередко тормозится убеждением взрослых в их природной предопределенности, в том, что или способности есть, или их нет; отсюда: «Воспитывай, не воспитывай — природа свое возьмет». Как надежда на природную одаренность, так и ссылки на отсутствие у ребенка художественных способностей приводят к пассивности в воспитании — этим наносится большой урон развитию личности.

Но если даже исходить из врожденной природы таланта, то, как минимум, необходимо создать условия, чтобы он проявился. А это значит — заниматься с ребенком тем или иным видом искусства.

Большинство родителей, заметивших у своих детей склонность, интерес к музыке, живописи, танцу, так и поступают.

Сложнее с теми, кто считает сына или дочь «не способными к искусству». Они решают не тратить зря времени на художественную самодеятельность ребенка, чем наносят ему большой вред. Опыт многих педагогов убедительно показывает, что если правильно организовать занятия искусством, то у любого ребенка художественные способности можно развить до высокого уровня, что детей, абсолютно неспособных к искусству, нет. И «неспособность» человека почти всегда объясняется тем, что в детские годы он не получил надлежащего целенаправленного эстетического воспитания.

Еще более скептически многие родители относятся к возможности того, чтобы их «рядовой», «ничем не замечательный» ребенок был в состоянии решать творческие задачи. Это напрасный скептицизм. Разумеется, дети (во всяком случае дети того возраста, о котором идет здесь речь) вряд ли могут создавать нечто новое, чего до них в искусстве не создали. То новое, что создают дети, — новое лишь для их собственного художественного развития. И все-таки в творческой деятельности ребенка (в отличие от деятельности воспроизводящей, которая воссоздает что-то уже существующее в его опыте, в его переживаниях) создается что-то такое, чего этот ребенок ранее не знал, не видел и не чувствовал.

Распространенное мнение об исключительности творческих способностей (творчество якобы удел избранных людей, одаренных особым талантом) глубоко неверно. В большей или меньшей степени каждый ребенок способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству в конечном счете развивается у ребенка опять-таки взрослыми, педагогами и родителями. Вместе с тем признаем: это очень тонкая и деликатная область воспитания; растить творческие способности ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальных черт, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Если мы серьезно хотим способствовать творческому развитию младших школьников, мы не можем довольствоваться тем, что просто поощряем его, так сказать, естественное «творческое поведение» — оно должно быть преобразовано в собственно художественное творчество, отвечающее уже закономерностям самого искусства, особенностям тех


350

художественных форм, которые выработаны в искусстве. Ребенок должен учиться действовать с живописным цветом, музыкальным звуком, художественным словом.

Знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетаются в его художественную деятельность — без этого она не может стать творческой. Конечно, взрослые, задавшись целью «построить» художественную деятельность детей, дать им общие средства и способы такой деятельности, в той или иной степени направляют выбор детьми того или иного конкретного рисунка, стихотворения, сценки. Но насколько осторожными следует быть, «задавая» тему или сюжет! Каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание.

Словом, необходимо постоянно учитывать два главных условия. Одно из них — то, что существуют развитые в традициях искусства средства и способы художественной деятельности. Другое — то, что ребенок обладает индивидуальным опытом переживаний. Только при естественном слиянии этих двух условий и возможно полноценное эстетическое воспитание. А это ставит перед теми, кто ведет такое воспитание, сложную задачу: надо, чтобы каждое художественное средство ребенок усваивал как свое собственное, делал средством своей творческой деятельности. Без самовыражения художественное творчество обойтись, разумеется, не может. Но с помощью чего самовыражаться ребенку? Где взять средства самовыражения, как их применять? Если не учиться ни тому ни другому, ни о каком творчестве не может быть и речи. Один из показателей несостоятельности призыва обеспечить ребенку прежде всего свободу творчества — вопросы самих детей, хорошо знакомые, например, учителям начальной школы; когда на уроках рисования ребятишкам предлагают рисовать на свободную тему, они спрашивают: «А что рисовать?»







Date: 2015-06-08; view: 406; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию