Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физическое воспитание





«...База для всего остального»

Серьезное отношение и родителей и педагогов к физическому воспитанию детей, всемерное участие в этой работе совершенно необходимы. Вспомним слова А. В. Луначарского: «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения».

Физическая культура оказывает глубокое и разностороннее влияние на организм ребенка. Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют его развитию. У детей, систематически занимающихся физкультурой и спортом, отмечается большая, чем обычно присуще данному возрасту, погодовая прибавка в весе, росте, в окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и силе мышц. Да и только ли в этом дело? Можно ли сбросить со счетов то общее положительное влияние, которое испытывает личность ребенка в результате занятий физкультурой и спортом?

Двигательный режим школьников строится с учетом их анатомо-физиологических особенностей, а также гигиенических рекомендаций. Известно, например, что к органам, которые участвуют в работе, усиливается приток крови, а это сопровождается оттоком ее от других органов и тканей. Именно по этой причине нельзя, скажем, играть в футбол сразу после обеда. Особенно опасно после еды плавание. Обильное наполнение кровью сосудов желудка и работающих конечностей вызывает уменьшение кровоснабжения сосудов мозга, что может привести к потере сознания в воде. Вообще надо взять за правило: к физическим упражнениям не следует приступать раньше, чем через час-полтора после еды.

Младший школьник может отправляться в длительные пешеходные прогулки, выступать в соревнованиях по бегу, участвовать в спортивных играх, но только в том случае, если он достаточно подготовлен ко всему этому. Не стоит забывать, что соревнования лишь подводят итог проделанной работе. Без надлежащей подготовки, без предварительных занятий соревнования могут нанести вред растущему организму. По этой причине не допускаются к зачетным упражнениям, к сдаче норм ГТО те дети, которые по каким-либо причинам пропустили несколько занятий — пока они не наверстают упущенное, не догонят товарищей.

373374

Всегда следует внимательно следить, чтобы во время занятий физическими упражнениями и в играх у детей не наступало переутомление. Как только появились признаки сильного утомления, необходимо умерить пыл играющих или на время прекратить игру. Но что считать признаками утомления? Хотя бы вот это: лицо сильно побледнело или покраснело; губы приобрели пятнистую окраску или посинели; ребенок сильно потеет, хотя температура воздуха не высока; дыхание чрезмерно учащенное, поверхностное и прерывистое; движения неточные и вялые, походка замедленна, ребенок буквально раскачивается на ходу; пульс слишком учащен и никак не успокаивается.

Надо иметь в виду, что разучивание новых упражнений или незнакомая игра утомляют быстрее, чем привычные действия. Движения с резкой сменой скорости и направления бега (салочки, футбол) больше действуют на организм, чем ритмичные, хотя и более продолжительные (бег на лыжах, езда на велосипеде). Более утомительна однообразная деятельность. Упражнения для мышц ног (приседания, прыжки, бег) оказывают большее физиологическое воздействие на организм, чем упражнения для рук и туловища.

Занятия физической культурой необходимы для нормальной работы дыхательной системы. Бег, прыжки, метания, ходьба на лыжах, на коньках, плавание, гребля улучшают легочную вентиляцию, а значит, увеличивают работоспособность организма. Вот почему надо стремиться занятия физкультурой проводить на свежем воздухе.

Очень важно правильное дыхание; надо иметь в виду, что ритм дыхания должен соответствовать ритму движения. Вдох следует делать при движениях, расширяющих грудную клетку (при разведении рук, выпрямлении туловища, прогибании спины, поднимании рук вперед), и выдох — когда грудная клетка сжимается (при наклонах туловища вперед, опускании рук, сведении плеч вперед). Надо объяснить этот принцип ребенку — он лежит в основе всех физических упражнений, которыми ему придется заниматься.

Чтобы восстановить сбившееся дыхание, нужно сделать один-два резких выдоха. Вдыхать и выдыхать лучше через нос: тогда воздух поступает в легкие предварительно согретым и очищенным. Конечно, есть и исключения, например, во время бега на короткую дистанцию или во время рывка в игре короткий и сильный вдох выполняется через рот.

Задержка дыхания в момент мышечного напряжения неблагоприятно сказывается на работе сердца; упражнения, которые могут быть связаны с такими задержками, младшим школьникам противопоказаны. При беге, прыжках, приседаниях даже кратковременные задержки дыхания снижают содержание кислорода в крови, а значит, ухудшается энергетическое обеспечение организма. Поэтому во время выполнения этих упражнений учите ребенка дышать ритмично и непрерывно, не задерживать дыхания.

Когда физическая нагрузка повышается, должна усилиться вентиляция легких. Так вот, у нетренированных ребят это происходит главным образом за счет учащения дыхания, у

375

тренированных же — за счет углубления дыхания и лишь сравнительно небольшого его учащения. Особенно быстро растет жизненная емкость легких и уменьшается частота дыхания в первый год регулярных занятий физическими упражнениями.

Организм принял и перенес большую физическую нагрузку. Ребенок должен узнать от вас важное правило: выполнив упражнение, сразу останавливаться нельзя. До тех пор пока не установится дыхание и ритм его не станет близким к нормальному, нельзя садиться, ложиться, принимать водные процедуры и т. д. Для того чтобы дыхание успокоилось, лучше всего сделать несколько полных вдохов, а потом медленно походить, глубоко и равномерно дыша через нос.

Таким образом, регулярные занятия физической культурой — при правильном подходе — помогают ребенку овладеть навыками правильного и глубокого дыхания.

Физические упражнения оказывают большое влияние на развитие костно-мышечной системы ребенка: объем и сила мышц увеличиваются, все тело делается красивее. Какие нагрузки наиболее целесообразны для развития мышц? Не надо думать, что предельные. Лучше всего давать нагрузки на треть меньше максимальных, а упражнения выполнять в среднем темпе.

Особо надо сказать о работе над осанкой. Конечно, важны и предупредительные гигиенические меры, но следует вспомнить и о том, что формированию правильной осанки весьма способствуют сильные мышцы груди и спины. А сильными они могут стать благодаря физическим упражнениям. И лучше, если это произойдет в младшем школьном возрасте.

Теперь о том, по какому принципу строятся занятия физическими упражнениями. Прежде всего, особого внимания заслуживает предварительное разогревание организма — «разминка». Мышцы, связки, сухожилия достаточно прочны. Так, ахиллово (пяточное) сухожилие выдерживает груз в несколько сот килограммов, но без предварительной разминки при больших физических нагрузках (особенно, если температура воздуха низкая) возможны растяжения связок и даже более тяжелые травмы.

После каждого силового упражнения следует давать упражнение на растягивание или на расслабление. Скажем, сначала приседание, потом — махи ногами. Сначала — сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамье, потом — скрещение и разведение (рывки) руками в стороны или потряхивание расслабленными руками.

Начинать и заканчивать занятия рекомендуется простыми по координации и легкими по нагрузке упражнениями (потягивание вначале, ходьба в конце).

В каждое занятие необходимо включать упражнения для мышц-разгибателей (поскольку они у детей всегда слабее) и для мышц брюшной стенки и спины (ведь именно они образуют естественный мышечный корсет и формируют у ребенка правильную осанку).

Упражнения, требующие большой физической нагрузки, чередуются с менее интенсивными.

376

Если упражнение требует особой подвижности в суставах, его надо предварить специальной «разминкой на гибкость».

Для предупреждения наступающего утомления надо своевременно выполнять упражнения на расслабление.

Date: 2015-06-08; view: 487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию