Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цвет, звук, слово





Выше мы говорили о гармонии как о том, к чему стремится человек в любом виде искусства. Он достигает ее, комбинируя звуки, цвета, слова — все то, что составляет средства художественной деятельности. Если композиция или гармония — это общий способ деятельности человека в искусстве, то ее средства в каждом из видов искусства (в музыке, живописи, графике, скульптуре, поэзии) своеобразны.

Различие между средствами разных видов искусства заключено уже в том простом факте, что они воздействуют на человека через определенный орган чувств: музыка — через слух звуками; живопись — через цветовое зрение и т. д. Вместе с тем средства искусства — результат исторического развития культуры. Музыкальный звук отличается от звука природного, физического, а живописный цвет нельзя отождествлять с каким-либо из цветов солнечного спектра.

351

Примером может служить цвет как средство живописи. Цвет в природе, или физический цвет, — это часть спектра солнечного луча: красный, желтый, синий и т. д. В быту мы также описываем эти отдельные цвета, добавляя такие названия, как бордовый, беж, салатный и многие другие. Живописный же цвет не бывает единичным. Он существует только в сочетании и в зависимости от того, что это за сочетание; роль его в картине может быть разной; совершенно иным предстает цвет в «одиночестве».

Исходные сочетания выработаны как средства выразительности во всех видах искусства. В музыке это лад, в графике — сочетание белого и черного, в скульптуре — соотношение объемов (форма) и т. д. Живописец, музыкант, скульптор, поэт действуют и мыслят на основе этих средств. От зрителя или слушателя они нередко скрыты за сюжетом, деталями, жанровыми особенностями произведений искусства, но именно через них искусство воздействует на мысли и чувства человека. В наиболее открытом виде средства выразительности представлены в музыке, наиболее скрыты они в литературе.

В каждом виде искусства и в каждом конкретном произведении эти средства всегда выражены через определенные, знакомые зрителю или слушателю реальные объекты или повседневные ситуации. Например, в живописи это не просто цвет, а цвет неба, моря, земли; в музыке это не абстрактное сочетание звуков, а мелодия, вызывающая у человека какие-то ассоциации и через них то или иное переживание. И все это укладывается в определенную сюжетно-тематическую линию произведения.

Если бы мы не посчитались с этим в эстетическом воспитании детей, мы достигли бы немногого.

Итак, у каждого искусства — свой язык. Но можно выделить и то, что для них служит общим основанием. Идея единства различных видов искусства привычна для эстетики и педагогики. Комплексное обучение искусствам особенно важно на начальном этапе, когда у детей только складываются общие средства и способы художественной деятельности. Такое обучение позволяет ребенку схватить многие и на первый взгляд не похожие друг на друга средства выразительности. Например, средства изобразительных искусств могут помочь ребенку «наладить контакт» с музыкой.

Первоклассники получили общее представление о «теплых» и «холодных» цветах и теперь учатся составлять различные по ритму и контрастности сочетания их. Сочетания эти должны отражать определенный опыт переживаний детей. Помочь им найти в собственных эмоциях то, что должно быть передано сочетаниями цветов, может музыка. Например, детям дают послушать две музыкальные пьесы, имеющие различную ритмику (например, «Смелый всадник» Р. Шумана и «Болезнь куклы» П. И. Чайковского), и предлагают выразить особенности музыки при рисовании по впечатлению. Слушая музыку, дети воспринимают музыкальные ритмы и музыкальные контрасты через призму своих представлений о цвете. И хотя названия пьес детям не

352

сообщаются, в их рисунках довольно ясно отражается общая эмоциональная характеристика музыки.

В формировании у детей (речь идет о младших школьниках) общих основ художественной деятельности изобразительное искусство занимает особое положение. Это связано с тем, что собственная практика (и при этом творческая), деятельность ребенка в области, скажем, музыки и литературы затруднена особой сложностью выразительных средств, характерных для этих видов искусства. К тому же исполнение музыкальных, литературных и драматических произведений связано с неизбежным повторением одного и того же, а это часто приводит детей к копированию, подражанию, имитации, а сами средства и способы художественной деятельности остаются в тени. Занятия же рисунком и живописью позволяют детям 7—11 лет в сравнительно полном объеме и в ясной форме сохранить одно из важнейших качеств художественной деятельности — ее творческий характер. (Разумеется, сказанное не означает, что не следует заниматься другими искусствами, сокращать объем времени, которое уделяется им в школе и в семье.)

Разнообразие видов, форм и жанров изобразительного искусства дает исключительно широкие возможности для того, чтобы показать детям различные закономерности художественной деятельности; при этом в занятия могут включаться и элементы других видов искусства, особенно музыки и художественной литературы.

Но ведь для многих детей в младшем школьном возрасте главными становятся занятия вовсе не рисунком, а, скажем, музыкой или хореографией. Конечно, это реальность, с которой следует считаться, помня, однако, о задаче комплексного освоения основ искусства. Семье всячески следут поощрять интерес ребенка и к другим искусствам, не рассматривать его как «маленького профессионала». Родителям полезно учитывать опыт тех музыкальных школ, где впечатления детей от исполняемой ими музыки находят отражение в живописных рисунках, в лепке, в сочинении стихов (и наоборот, к рисунку сочиняется музыкальная реплика).







Date: 2015-06-08; view: 470; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию