Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В школе, как до школы?
Родители часто не обращают внимания на трудности в эстетическом воспитании маленького школьника — прежде всего потому, что во внешнем поведении детей эти трудности выражены слабо. Дети по-прежнему с удовольствием танцуют, поют — и, главное, делают все это так, как велят взрослые. У педагогов и родителей нет видимых причин для беспокойства. Но нередко именно в это время незаметно снижается интерес детей ко всему, что связано с эстетическими особенностями окружающей их действительности. И отрицательные 339 результаты этого отчетливо выявляются позже, в подростковом возрасте. Как наилучшим образом вести эстетическое воспитание младших школьников? Родителям следует знать, что в настоящее время и в практике, и в теории существуют разные подходы к этой проблеме. Одни специалисты исходят из того, что школа должна давать детям минимум знаний, умений и навыков в основных видах искусства — и делать это в принципе такими же способами, какие применяются при обучении детей основам наук. 340 Достоинства этого направления понятны. Педагоги в таком случае стремятся выработать у детей устойчивые практические навыки в рисовании, пении, танце и т. д. Но, как правило, это относится лишь к таким ученикам, способности которых до школы и во время учения развиваются более интенсивно — потому ли, что в семье сложились благоприятные условия, потому ли, что школьные занятия поддерживаются занятиями в каком-либо кружке, студии. Но значительная часть детей в отведенное учебным планом время, к сожалению, не успевают усвоить даже минимальных практических знаний и навыков. Недостаток этого подхода обнаруживает себя в сужении общего эстетического кругозора школьников и не оправдывает себя, когда речь идет об эстетическом воспитании всех детей. Другие педагоги и деятели искусства считают, что эстетическое развитие 7—10-летнего ребенка должно проходить в основном так же, как и в дошкольном периоде: нужно стараться создать благоприятные условия для художественной деятельности детей, беседовать с ними о красоте окружающего мира, закреплять самостоятельно найденные ребенком средства художественной выразительности. Исходным при этом считается необходимость сохранить художественную индивидуальность ребенка. Это направление значительно обогатило педагогику эстетического воспитания детей. Младшие школьники обнаруживают успехи в художественном развитии: они делают выразительные рисунки, хорошо поют, сочиняют стихи, танцуют... Нет сомнения в том, что таким образом обогащается личность ребенка. Но, как свидетельствует опыт, к 12—13 годам многие дети теряют интерес не только к собственной художественной деятельности, но и к искусству вообще. Объяснить все это только особенностями переломного возраста невозможно. Дело, очевидно, в другом: то, что приобрел ребенок в эстетическом отношении в младшем школьном возрасте, оказывается совершенно недостаточным в свете той жизненной позиции, которую стремится занять подросток, — слишком детским на фоне его тяготения к взрослости. Какой же вывод надлежит нам сделать из этого? Было бы неверным отрицать, что некоторые особенности отношения к красоте, приобретенные ребенком еще до школы, сохраняются и в последующие годы. Но это не значит, что эстетическая деятельность самого ребенка не должна претерпевать существенных изменений. В представлении ребенка дошкольного возраста понятия «красивое», «доброе», «правильное» почти всегда совпадают, все это он называет словом «хорошее». Ценность такого представления трудно переоценить: единство красоты, добра и истины изначально заложено в эстетических нормах; оно определяет многие стороны эстетического сознания ребенка. Мы это не всегда учитываем, о чем хорошо сказала в свое время Н. К. Крупская: «Взрослые так часто не понимают ребенка, характера его восприятия, характера его выражения 341342 себя... Например, понимают ли взрослые неотделимость для ребенка содержания от формы? Посмотрите, как слушает ребенок сказку: он не позволит вам при повторении сказки изменить ни единого слова, — если первый раз девочка была в голубом платье, то потом уже нельзя сказать никак, что она была в розовом... Ребенок воспринимает и форму и содержание в целостности». Эта целостность восприятия художественного образа выражается у детей и в том, как они рисуют, поют, слушают музыку, смотрят спектакли или фильмы. Естественно, потери ребенком столь ценного качества (а это порой случается) допускать не следует. Вместе с тем и оставить ребенка на том уровне эстетического развития, который он приобрел к школе, также невозможно — и не нужно. Ведь единство эстетического отношения ребенка к миру сочетается со значительной неопределенностью его представлений о вещах. Так, дети 6—9 лет восприимчивы ко всему внешне эффектному, яркому, красочному, громкому и т. д. Все то, что просто «физически» выделяется, поражает их и нередко включается в понятие о красоте, наделяется признаками «правильного» и «доброго». А это может привести к формированию искаженных эстетических и нравственных представлений. Когда дошкольник играет, когда он занимается конструированием, лепкой, рисованием (эти тесно связанные с игрой виды деятельности психологи называют продуктивными), он чувствует себя участником воображаемых событий в воображаемой обстановке. Отсюда способность детей к сопереживанию, соучастию — способность, без которой невозможно полноценное эстетическое восприятие мира. Когда малыш поет, сочиняет сказку, изображает что-то на листе бумаги, он сам участвует во всем, что там происходит, он как бы перевоплощается в тех героев, которые созданы его воображением. Нередко мы можем наблюдать и внешние свидетельства такого перевоплощения. Рисуя, он говорит за персонажей своего рисунка, выясняет свои взаимоотношения с ними, объясняет, почему они действуют так, а не иначе. Он делает все это не только за людей, но и за животных, за деревья, за облака. Он дает им неожиданные характеристики: «Солнышко, оно такое веселое, что все красное-красное» или «Тут прилетела туча... Такая злая, круглая, как бомба, и вся грязная». С этой способностью детей связано своеобразие их воображения. Личный жизненный опыт ребенка невелик. С количественной, так сказать, стороны воображение у малышей беднее, чем у взрослых. Но почему же мы, взрослые, поражаемся яркости детского воображения, когда малыш самозабвенно поет, рассказывает сказку или выразительно рисует? Да потому, что соучастие детей во всем этом чрезвычайно полно, потому, что их художественное выражение непосредственно и глубоко лично. Вместе с тем мы должны отдавать себе отчет в том, что контроль за своим художественным выражением у детей еще слаб. Малыши сознательно не стремятся что-то передать нам через пение, музыку, рисунок. Результат работы если и 343 осознается ими как значимый для других людей, то только «внешне» — через выставки, концерты, конкурсы; и когда взрослые высоко оценивают достижения ребенка, то эту оценку он относит не к тому, что он делал, не к рисунку, пению или танцу, а к самому себе. Для него более важен процесс творчества, чем его результат. Поэтому способность видеть себя со стороны, трезво оценить достоинства и недостатки своей деятельности у малышей проявляется слабо. На определенном этапе эта черта психического облика оказывается полезной, она способствует раскованности воображения, но только на определенном этапе. Итак, в дошкольный период у ребенка формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения. Все эти качества непременно нужно сохранить и в школьные годы; но они должны быть отлиты в иные формы, поскольку с поступлением в школу меняется уклад жизни ребенка, его жизненная позиция, его интересы. 344 Не упрощенное «детское искусство» Между тем, и став школьниками, значительную часть эстетических представлений дети получают не в школе, а через телевидение, кино, радио, театр, книги, журналы. Дети много знают — и это хорошо. Но ведь не только запас сведений определяет то, как будет складываться сознание детей. В потоке этих сведений не отделено ценное от менее ценного и просто лишнего, а подчас и вредного. Школа частично может регулировать влияние на ребенка этого потока. Многое может и должна сделать семья. Признаем, что единую направленность эстетического воспитания в семье и в школе установить сложно: эстетические вкусы, как никакие другие, индивидуальны. Против индивидуальности вкуса как таковой возразить ничего нельзя. Но подчас за мнимым своеобразием эстетических оценок скрываются субъективные, поверхностные, а то и антихудожественные взгляды на красивое в жизни и в искусстве. «Противоядие» против этого не единообразие, но единство в подходе к развитию эстетического сознания ребенка, единство, к которому надо стремиться и в школе, и в семье. Для этого важно ясно представлять основные цели и возможности эстетического воспитания ребенка-школьника. Эстетическое воспитание не может идти в отрыве от воспитания умственного, трудового, нравственного, физического. Единство их определяется в первую очередь единством конечной цели — задачей формирования всесторонне развитой личности. Сейчас имеется много доказательств того, что при полноценном эстетическом развитии ребенка лучше идет формирование его умственных способностей, глубже усваиваются нравственные нормы поведения. Полноценное эстетическое развитие человека невозможно вне сочетания с воспитанием его идейно-нравственных, трудовых, интеллектуальных качеств. Но было бы ошибкой полагать, будто оно выступает лишь как средство формирования других сторон личности, пусть даже таких важных, как идейные и нравственные. Хочется вспомнить слова первого наркома просвещения А. В. Луначарского, горячо ратовавшего за расширение и углубление эстетического воспитания и много делавшего для этого: «Культура, образование, наука, искусство — это не только средства, путем которых мы идем к намеченной цели. Это вместе с тем самая высокая цель». Как только эстетическое воспитание теряет свои собственные цели, рассматривая их лишь как служебные, оно неизбежно перестает благотворно влиять и на другие стороны духовного формирования ребенка. Судить об успешности воспитания мы можем по тому, удалось ли сформировать у ребенка определенные потребности личности: потребность овладевать знаниями, потребность трудиться, потребность вести себя по отношению к другим людям 345 согласно требованиям морали. Важнейший признак наличия у ребенка эстетических потребностей — его стремление к созданию и «потреблению» красоты. Заметим, что младший школьный возраст создает для родителей и педагогов исключительно благоприятные возможности — здесь относительно легко организовать самодеятельность детей в различных видах искусства, а именно посредством этой самодеятельности формируются их эстетические потребности. Date: 2015-06-08; view: 475; Нарушение авторских прав |