Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хочу знать!





В этой книге уже говорилось о том, как важно развивать в детях наблюдательность. Это драгоценное свойство человека, благодаря которому он способен ориентироваться в окружающем, воспринимать богатые краски мира природы, правильно строить свои отношения с разными людьми. Наблюдательность тесно связана со многими качествами личности. Она как бы впитывает в себя пытливость, любознательность и внимание. Наблюдательный человек больше увидит, а значит, больше узнает.

Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы — могучий толчок для стремительного потока мысли. В. А. Сухомлинский

Развитие наблюдательности идет повседневно; для нее не отведешь каких-то специальных часов. Как и во всяком серьезном деле, здесь должна быть своя система, но это не значит, что она должна представлять из себя что-то сухое, надоедливое и скучное. Напротив, она должна опираться на эмоциональное начало, порождающее у ребенка удивление, восхищение, радость от пережитого, желание новых встреч.

323324

И здесь невозможно переоценить значение встреч ребенка с природой.

Постарайтесь открыть для себя и для детей красоту багряных красок осени, переплетенных золотыми нитями, украшенными темной зеленью сосен. Полной грудью вдохните запах грибов и прелых листьев, поищите паучьи тенета с каплями росы, соберите коллекцию листьев, столь многообразных по форме и окраске, найдите сучки и коряжки, похожие на фигурки зверей и людей...

Выйдите на поляну или просеку. Посмотрите, как заманчива таинственная даль, зовущая в глубь леса. Обратите внимание на перспективу, на небо, облака, выскажите свои ощущения. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует вас, создает особое настроение.

Отнесите гостинцы лесным зверькам. Постарайтесь в самом укромном месте сделать привал. Замрите, затаитесь. Может быть, вам посчастливится увидеть проворного мышонка или белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями-синичками. Радость встречи с живым существом надолго останется в памяти детей.

К сожалению, таких прогулок в природу у нас бывает не так уж много. Мы еще плохо осознаем, что обедняем себя и, главное, детей, когда свободное от работы время посвящаем только дому. Надеяться только на прогулки и школьные учебные экскурсии тоже нельзя.

В начальных классах дети должны ежедневно вести наблюдения в природе, отмечать увиденное в особом календаре. Постарайтесь поддержать в ребенке постоянный интерес к этой важной работе. У ребят часто не хватает терпения заниматься наблюдениями ежедневно. А без этого дневник теряет свой смысл. Ведь его цель — научить терпеливо вести записи и тогда, когда видимых изменений в природе нет (стоит, скажем, однообразная погода), и тогда, когда происходят интересные события, связанные, например, со сменой сезонных явлений природы.

Но если эта работа сведется к регистрации фактов, она будет малоценна. Важно побуждать детей устанавливать связи природных явлений. Вот некоторые из них: солнце выше на небосводе — день длиннее, ночь короче, на улице теплее. Больше света и тепла — все тронулось в рост. Нет дождя, нет влаги — и теплое солнышко не помогает жизни растений. После первого дождя все сразу зазеленело, потому что напоенные влагой почки лопнули и открылись нежные листочки. Ветер с запада приносит дожди, северный — похолодание, а южный — зной и засуху. Стоит только постоянно ставить в календаре стрелки, обозначающие направление ветра, как можно будет делать довольно точные предсказания перемены погоды.

И растения предсказывают погоду. Они то пахнут сильнее, то закрывают свои лепестки перед дождем, то начинают ронять «слезы» с листьев. В разную погоду и ваш Барсик спит по-разному. Он то укрывает нос лапкой и жмется к теплу, то разнежится на полу и раскинет лапки.

В каждом времени года, в каждом из его двенадцати

325

месяцев есть свое неповторимое чудо, своя прелесть, свои радости. Календарь ведется для того, чтобы дети прониклись гармонией изменений и связей в природе, поняли ее мудрый ритм.

Разумеется, дети, живущие в сельской местности, естественно, раньше и полнее схватывают эту гармонию, с малых лет наблюдая труд взрослых, связанный в огромной мере именно с природными изменениями, да и лично участвуя в таком труде, скажем, на приусадебном участке. Но и у городской семьи есть в этом отношении кое-какие возможности. Природа ведь входит и в городской дом — в виде декоративных растений, рыбок в аквариуме, домашних певчих птиц... И это тоже дает простор развитию наблюдательности.

С наблюдательностью тесно связана любознательность. Она и побуждает развитие наблюдательности, и как бы питается ею. Жизнь природы, как правило, не оставляет детей

326

равнодушными; увиденное вызывает немало вопросов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Для чего оно?» и, наконец, «Почему?»

На вопросы такого рода нужно ответить вполне серьезно и по возможности доступно. Нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом. Особенно следует дорожить детскими «Зачем?», «Почему?» и «Отчего?». В этих вопросах выражается качественно новый этап развития их мышления.

Если вначале детские вопросы были результатом того, что ребенок еще только осматривался в мире, узнавал его: «Кто это?», «Как мне к нему отнестись?», то вопросы почемучек показывают, что их ум требует раскрытия связей явлений, осмысливания закономерностей природы. Важно не упустить этот момент, не пройти мимо него, ибо может случиться и так: ребенок, получив первые, как бы «номенклатурные» сведения об окружающем и не подозревая, что за каждым словом «камень», «кошка», «облако» скрыто богатство изменяющихся форм жизни, начнет думать, будто он уже достаточно умудрен знаниями. И тогда наступает фаза затухания познавательного интереса, еще не успевшего развиться и созреть. Поэтому так важно отвечать на вопросы «Зачем?» и «Почему?». За этим идет проникновение ребенка в глубину и суть явлений.

Надо сказать, что первенство здесь, как и во многом другом, принадлежит семейному укладу. Но может случиться, что родители сами не очень любят и мало знают природу; они — дети урбанизации, и даже цветы представляют себе не иначе, как стоящими в витринах специальных магазинов.

Хочется все-таки посоветовать таким папам и мамам: постарайтесь перестроиться. Хотя бы ради детей — потом вы увидите, что и вам самим это много даст.

Наряду с этим нужно дать детям возможность познакомиться с чудесными книгами М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скребицкого, Э. Сетона-Томпсона и многих других писателей, которые учат понимать и любить природу. Кроме того, есть специальная справочная, а также научно-популярная литература, которая в краткой, доступной форме рассказывает о самом важном. Среди них на первое место надо поставить трехтомник «Что такое. Кто такой», Детскую энциклопедию и различного рода школьные, а также общедоступные определители растений, животных, минералов. Научить младшего школьника работе с такого рода изданиями — это значит повысить его общую культуру, дать в руки средство для самостоятельной познавательной работы.

«Логика природы... самая доступная»

Важный совет родителям и педагогам оставил К. Д. Ушинский. Проявляя заботу о развитии логического мышления детей, он считал необходимым в этом важном вопросе на первое место поставить природу. «Логика природы, — писал он, — есть самая доступная для детей логика».

Эта мысль не случайна. Она имеет серьезное философское

327

основание. Логическое мышление возникло в процессе преобразования человеком природы и познания ее законов. Когда мы говорим «логично», то тем самым подтверждаем, что это соответствует реально существующему, не противоречит тем связям и взаимоотношениям, которые характерны для природы и для нашей практической деятельности.

Развитие наблюдательности тесно связано с формированием логического мышления. Для того чтобы ребенок умел хорошо наблюдать и видеть вещи такими, какие они есть, его нужно учить умению выделять и разделять существенные и несущественные свойства предметов, а это умение характерно для мыслительной деятельности человека.

...Ранней весной найдите в лесу первоцветы. Рассмотрите их, вместе с ребенком вслух подумайте о том, почему подснежник может первым зацвести, когда еще так мало тепла и земля не полностью согрета. Оказывается, луковица, из которой навстречу первым весенним лучам тянется цветонос с пучком голубых бутонов, имеет так много питательных веществ, что растению не надо ждать, когда окончательно пробудятся живительные соки еще дремлющей почвы. Вы раскрыли тайну одного из первоцветов, позволили понять ребенку логику жизни лесного растеньица. Пусть теперь он сам, увидев тюльпаны, построит свое предположение.

328329

330

— А у тюльпанов тоже луковка? Он ведь тоже самый ранний?

Вот на раскрывшийся цветок села бабочка. Ребенок любуется ею, рассматривает. В глаза бросаются в первую очередь ее яркие крылышки.

— Витя, на какое живое существо похожа бабочка?

— На стрекозу.

— А еще?

После раздумья:

— На птичку?

— Быть может. А чем?

— Птичка летает и бабочка. У птички крылышки и у бабочки... У бабочки четыре, а у птички два. Бабочка маленькая, а птичка большая.

— А про ножки ты забыл?

— У птички две, а у бабочки много.

— А сколько это много? У бабочки, у комара, у стрекозы, у жука по шесть ног.

Вы пришли с рынка или из магазина и принесли свежие овощи. Попросите дочку, чтобы она выложила на кухонный стол овощи в определенном порядке: те, что похожи, надо положить рядом. Обсудите с ней, почему она в одну кучку положила укроп, петрушку и морковь. Какие из этих растений больше похожи по форме листьев, по форме корнеплодов, по цвету? А что общего у них в строении? По какому из признаков можно сразу отличить это растение?

При изучении курса природоведения, как уже говорилось, дети начинают ставить опыты. Это позволяет им вступить на новый путь познания окружающего мира — опыты позволяют не просто созерцать предмет, а учат ставить и разрешать определенные познавательные задачи: как найти причины и следствия того или иного явления, как отличить главное от второстепенного, как увидеть действие того или иного фактора.

Среди родителей еще распространена, к сожалению, недооценка опытов, проводимых детьми в школе и дома, — слишком уж они, мол, элементарны. Но как много эти «элементарные» опыты дают детям? Вот первоклассников спрашивают, что они знают о воде.

— Воду пьют.

— В воде купаются.

— Вода — в реке.

— Вода — это дождь. Она мокрая.

— Воду получают при таянии снегов.

Дети рассказали о воде не так-то много. Но когда учитель вместе с детьми провел несколько опытов, представления детей об этом, таком простом и привычном веществе существенно обогатились. Дети обнаружили, что большинство предметов в воде тонет, но масло плавает на поверхности; при нагревании вода высыхает, испаряется; при нагревании из снега и льда получается вода; через воду все видно, даже если ее подкрасить; если в воду положить соль, сахар, соду, то они расходятся, растворяются в воде, а сама вода при этом становится тяжелее.

331

Они сумели самостоятельно осмыслить обнаруженное и сделать верные выводы. А когда их спросили: «Что вам сегодня особенно понравилось в школе?» — ребята отвечали:

— Нам показывали интересные фокусы.

— Нам дали интересные загадки про воду.

Большинство детей не знали слово «опыт», они живо схватили суть. И разве не верно то, что загадки природы раскрываются в результате опытов, а фокусы построены на основе опытов? Опыты близки детям тем, что связывают их предшествующую деятельность (занимательные загадки, увлекательные фокусы — веселые, умные и полезные) с будущим, с извлечением посредством их нового знания. И поэтому ошибаются те, кто считает, что понимание смысла опытов доступно только старшим школьникам.

Уже в начальных классах ребята могут вести посильную опытническую работу с растениями. На занятиях по природоведению они знакомятся со свойствами песка, глины, твердых предметов. При этом в каждой семье есть условия для того, чтобы позволить ребенку хотя бы на некоторое время превратиться в исследователя пусть известных, но им самим еще не открытых истин.

Что для этого надо?

Во-первых, нужно разрешить ребенку делать такие необходимые опыты на кухне и в ванной. Пусть только будет аккуратен и все убирает за собой сам.

Во-вторых, и вы сами используйте любой повод для нового опыта. Например, вы пересаживаете комнатные растения и просите сына принести немного песку.

— Зачем он? Ведь на песке все растет плохо.

Можно, конечно, просто пояснить, что для лучшей водопроницаемости в земляную смесь надо добавлять песок. Но лучше поставить опыт, показывающий, что в горшочке с большим количеством глины вода застаивается на поверхности, а сухая глина трескается и может порвать корни растений; в горшочке, в который насыпано много песку, земля рыхлая, она быстро пропускает воду и быстро пересыхает.

Подобные занятия не займут много времени, но, безусловно, заинтересуют ребят, создадут атмосферу увлеченности.

В-третьих, надо помнить, что обсудить опыт не менее важно, чем его провести. Беседуя с ребенком, важно выяснить, что он хотел узнать в результате опыта («Я хотел узнать, какая из лодок лучше держится на воде»); какие условия проведения опыта он избрал и соответствуют ли они поставленной задаче («Почему же ты взял разный материал для лодок, а не разную форму?»); все ли явления в ходе опыта были отмечены («А ты заметил, что лодку из коры больше покачивало?»); каковы причины возникших явлений («Почему же плоскодонка потонула раньше других?»); какие выводы и обобщения можно сделать из опыта.

332

Date: 2015-06-08; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию