Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фундамент нравственности
«Всё дело воспитания...» Наверное, нет необходимости еще раз подчеркивать, что от того, какими будут первые шаги ребенка в школе, в огромной степени зависит и дальнейшее отношение его к учению, к учителям, к труду, к октябрятской работе, к своим сверстникам и к другим людям. У каждого ребенка есть свои сильные стороны. Один уже хорошо читает; другой умеет мастерить; третий особенно наблюдателен и может хорошо рассказать о том, что он увидел летом; четвертый ловок и быстро бегает. С другой стороны, почти у каждого ребенка есть и слабые стороны: один не всегда может удержаться от хвастовства, другой ленится, третий думает только о собственном успехе, четвертый легко дает обещания, но не выполняет их. Опытный учитель и вдумчивые родители строят воспитание так, чтобы помочь ребенку преодолеть эти недостатки. Хвастунишке надо показать, что есть дети, которые лучше его знают или умеют что-то делать; ребенку, который любит только командовать, следует поручить дело, в котором он обязательно будет вынужден считаться с другими ребятами; «индивидуалисту» дать возможность убедиться, что вместе работать веселее...
Не у всех ребят сразу все хорошо получается и в учении, и в общественных делах. Поэтому — особенно на первых порах — лучше оценивать успехи ребенка не в сравнении с успехами других, а сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, тогда ему легче будет увидеть, что он не стоит на месте, хотя, быть может, и отстает в чем-то от других. При этом важно отметить, что ребенок старается, поощрить добрым советом те усилия, которые он прилагает для того, чтобы добиться хороших результатов в учении, в труде, в общественной работе. Родители должны очень внимательно относиться не только к учебной, но и к общественной работе детей, в том числе к их делам в октябрятской звездочке. Огромный нравственный 224 смысл этих дел состоит в том, что в них младший школьник приобретает опыт общения с другими ребятами, у него воспитываются очень важные черты личности: товарищество и коллективизм, стремление и умение работать на общую пользу. Между тем, к сожалению, родители не всегда интересуются именно этой стороной жизни ребенка. Многих детей, особенно первоклассников, провожают в школу и встречают из школы взрослые. Чем же они их напутствуют и что спрашивают у детей, возвращающихся из школы? «Не балуйся, будь послушным», «Старайся получить пятерку», «Съешь свой завтрак», «Какие отметки получил?», «Запомнил, что задали на дом?» Это, конечно, важные вопросы, но, к сожалению, значительно реже задаются вопросы, имеющие огромное воспитательное значение: «Что ты сегодня узнал нового?», «Как ты сегодня дежурил?», «Кто из ребят сегодня лучше всех отвечал домашний урок?», «Как прошел сбор октябрятской звездочки?», «Как дела у твоего товарища?» Помня, что в жизни ребенка взаимоотношения со сверстниками — это источник многих ярких переживаний, вдумчивые родители захотят знать не только то, с кем дружит их ребенок, но и то, как он дружит, как складываются детские отношения: на основе справедливости, отзывчивости, желания и умения прийти на помощь или на основе подчинения одного другому, эгоизма, ложного товарищества. Знание этой стороны детских взаимоотношений позволит направить нравственное развитие ребенка по правильному пути. Неоценимо воспитательное значение труда детей. Конечно, школа целенаправленно организует их многоплановую трудовую деятельность, но важно и домашний труд рассматривать как коллективный, как посильную заботу ребенка о других членах семьи. Ничего, кроме вреда, не наносят ребенку родители, освобождая его от труда по дому. Некоторые говорят: «Пусть учится», «Пусть отдохнет, успеет наработаться», «У него много своих забот: и школа, и музыка, я скорее и лучше сама все сделаю». И дети постепенно привыкают к мысли, что они должны учиться, играть, а долг родителей — работать. Побаловать ребенка, оградить его от трудностей — только в этом некоторые родители видят свои обязанности. Они охотно покупают ребенку обновы, освобождают от различных забот. Они обманываются тем, что ребенок доволен. Но ведь они при этом, не побоимся преувеличения, в чем-то духовно обкрадывают ребенка. Действительно, «обе стороны» рады, «обе стороны» удовлетворены и все как будто хорошо: между тем переживания у них совершенно разные. У ребенка — радость получающего, у родителей — радость отдающих, делающих благо. А ведь подлинно нравственное и человеческое связано со второй радостью. Непременно надо дать ребенку возможность испытать эту радость, в том числе и в труде на благо других. Конечно, мать лучше и быстрее приготовит еду, накроет на стол, помоет посуду, но, освобождая ребенка от трудовых дел и обязанностей, она обедняет его в нравственном отношении. Участие ребенка в домашнем труде приучает выполнять свой первый долг сына, дочери, члена 225 семьи перед родителями и близкими, отсюда вырастает потом естественная потребность выполнения общественного долга взрослого, гражданина. Радостное участие в общем и нужном всем труде, понимание детьми общественного смысла учебы, хорошо организованная работа октябрятских звездочек — из всего этого и складывается высоконравственный стиль жизни школы, которому присущи доброжелательные и справедливые, заботливые и требовательные отношения взрослых и детей, детей между собой. Нравственное воспитание — это, по сути, основа всей многогранной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивая это положение, В. И. Ленин требовал, «чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». Воспитывая ребенка нравственно, мы стремимся так воздействовать на его личность, чтобы у него складывались коммунистические взгляды, коммунистическое поведение; при этом мы пробуждаем нравственную активность самого ребенка, который сам усваивает моральные нормы, сам вырабатывает жизненные позиции и руководствуется ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к людям, к своим обязанностям и к самому себе. Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями, пионерской и комсомольской организациями заботятся о воспитании в подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни, в распространении и внедрении норм коммунистической нравственности. Социально необходимые требования общества изложены в моральном кодексе строителя коммунизма. Родители и педагоги воплощают их в своих педагогических, воспитательных требованиях, сообразуясь с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, с характером его «ближнего окружения». При этом они стремятся к тому, чтобы эти «внешние» по отношению к ребенку педагогические требования затем превращались во внутренние побуждения личности, такие, как долг, честь, совесть, достоинство и др. В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний — у него уже закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Если эти основы «добротные», то развитие ребенка идет должным образом. Пробелы же в воспитании, даже если они не заметны в младшем школьном возрасте, обязательно проявятся позднее, и тогда придется заниматься уже не столько воспитанием ребенка, сколько его перевоспитанием, что значительно сложнее. Задачи и пути нравственного воспитания обрисованы «Примерным содержанием воспитания школьников». Родителям небезынтересно знать о некоторых важных положениях этого 226 документа. В нем указано, в частности, что у младших школьников надо воспитывать: понимание того, что хорошо и что плохо, что справедливо, а что несправедливо, стремление и умение поступать хорошо, действовать справедливо; любовь к родному дому, к родным людям, к защитникам Родины, дружелюбное отношение к людям других национальностей; потребность говорить правду, быть честным; умение дружно жить в коллективе, сообща учиться, трудиться, играть, быть хорошими товарищами и коллективистами; доброжелательное отношение к людям, к старшим, младшим и сверстникам; стремление приносить посильную помощь окружающим, быть трудолюбивыми; привычки культурного поведения; потребность беречь природу, защищать животных; понимание ответственности перед старшими, перед группой октябрят и пионеров за свои поступки, ответственное отношение к своим словам и обещаниям; умение удерживать себя от эгоистических поступков, преодолевать недисциплинированность; отрицательное отношение к нарушениям школьных правил, правил октябрят, пионерских законов. Было бы неверным рассматривать нравственное воспитание только как особый раздел воспитания. Ведь нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявления нравственности связаны с отношением к обществу, окружающим людям, к труду, к вещам и к самому себе. Date: 2015-06-08; view: 512; Нарушение авторских прав |