Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дружная работа. Честная игра





Нравственный облик ребенка зависит от того, будут повседневные его отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности, умения входить в положение другого человека, товарищеской помощи или же на основе зависти, тщеславия, желания добиваться своих целей любой ценой.

Психологи установили, что большинство младших школьников положительно относятся к совместной работе с товарищами. Она им нравится потому, что вызывает яркие переживания: «Вместе учить уроки интересно», «Одному играть скучно», «Я всегда жду своего товарища, без него скучно». Правда, значительная часть детей (примерно каждый четвертый) любит играть и работать в одиночку, мотивируя это разными причинами: «Ребята только отвлекают», «Я всегда один все делаю, потому что мама не разрешает приводить ребят домой: они нагрязнят и плохому могут научить».

Как правило, дети знают простые правила сотрудничества: «Дружить со всеми», «Нельзя брать все себе», «Обидно, если тебя все время другие заставляют делать по-своему». Но изучение фактического поведения первоклассников показывает,

232

что, несмотря на то что их отношение к совместной деятельности положительное и они имеют элементарное представление о правилах сотрудничества, часть детей (меньшая) могла согласовывать свои интересы с желаниями других не ссорясь, другие же дети не могли долго работать, играть вместе: они ссорились, обижали друг друга, ябедничали. Подобную картину можно наблюдать и у второклассников, и у третьеклассников.

Понятно, что правильная (с точки зрения воспитания коллективистических начал) организация учения — непосредственное дело педагога. И возможностей здесь у него много. Работа детей на уроке, при правильной ее организации, рождает отношения, свойственные совместному труду вообще. Это отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение действовать с другими, взаимная поддержка и требовательность, умение слушать высказывания и ответы других, отстаивать свое мнение, правильное отношение к успехам и неудачам товарищей и своим собственным. При этом важно, чтобы и учитель, и дети рассматривали учебную деятельность как коллективный поиск решения общей познавательной задачи, когда знания одного являются продолжением знаний другого... У родителей поле деятельности в этом отношении, разумеется, невелико. Но важно, чтобы они знали, что учитель решает и эту задачу воспитания. В другие виды детской деятельности — в игру, в общественно полезный труд — родители (когда непосредственно, когда косвенно) вмешиваются чаще и поэтому имеют возможность влиять на формирование взаимоотношений детей.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания! А. С. Макаренко

Вот первоклассники делятся для игры на группы. Послушайте, что они говорят при этом, не стесняясь выразить свое отношение к другим открыто и нередко жестоко: «Я не хочу играть с тобой», «Миша, уходи от нас», «Вовка, иди к нам!», «Петя, можно я с тобой?», «Витя, давай играть вместе!», «Наташа, я с тобой буду...», «Ира, давай с Анютой будем играть». Многие дети перебегают из одной группы в другую, причем одного «на части разрывают», а другой никому не нужен...

Таким образом, есть дети, с которыми все хотят играть, есть дети, с которыми не хотят играть, есть дети, которые не могут сами вступить в отношения с товарищами, а другие сами этого не хотят. Для взрослого здесь непочатый край работы по формированию нравственных отношений между детьми. Не хотят играть с Мишей. Почему? «Потому что он дерется», «Потому что ему постоянно делают замечания учителя», «Потому что он не играет по уговору...» А что испытывает сам Миша, когда постоянно слышит от детей: «Не хотим играть с тобой», — даже тогда, когда он пытается как-то изменить себя, свое отношение к другим?

Все стремятся играть с Вовой. Почему? Вова волевой, самостоятельный мальчик, он может подчинить умом и выдумкой, но вот беда — может прибегнуть и к силе. Если же он чувствует, что ему могут дать отпор, не подчиниться, он ищет другую группу, где ему будут подчиняться. Но, как правило, ребята соглашаются с ним играть, потому что он умеет

233

придумать игру, он решителен, с ним интересно, он не будет ябедничать, не бросит ребят, пока не кончится игра.

Очень важно заметить те «дефекты» во взаимоотношениях детей, которые явно не проявляются и скрыты до поры от глаз взрослых.

Что касается совместного труда детей, то здесь особенно важно, чтобы необходимое в совместной работе сотрудничество строилось только на принципе равенства и уважения друг друга. В противном случае получение хорошего практического результата бывает связано с накоплением безнравственных отношений, когда активные дети несправедливо захватывают себе более интересную часть работы, подчиняют себе менее умелых.

Представления о товариществе, справедливости, добре, которые дети получают на уроках и в этических беседах, не всегда и не сразу становятся действенным регулятором их поведения и взаимоотношений. Дети знают, что надо быть добрыми, справедливыми, и не знают, как поступить в этом вот случае, когда так велико желание самому получить интересную роль или игрушку, когда трудно отказаться от интересного поручения.

Поэтому для детей необходимы конкретные правила, касающиеся ситуаций, где чаще всего возможно возникновение неправильных взаимоотношений. Это прежде всего ситуации,

234

связанные с распределением обязанностей, ролей, поручений, оказанием поддержки, помощи. Именно здесь возникает необходимость в нормах, связанных со справедливостью и товариществом. В качестве примера можно привести конкретные правила для коллективной работы и игры детей.

Правила коллективной работы. Главное правило: в общей работе надо уметь уступать и настаивать на своем, имея в виду прежде всего общие интересы. Не капризничать и не брать силой, а договариваться.

1. Договорились с товарищами об общем плане работы и ее результатах; выслушай предложения всех ребят и выбери то, которое интересно и важно для всех.

2. Распределяй работу по справедливости, т. е. поровну разделяй интересное и неинтересное, легкое и трудное, приятное и неприятное.

3. Выполняй свою работу в срок и как можно лучше, при этом все время имей в виду не только свою часть работы, но и общую.

4. По ходу работы справляйся, как идет работа у других, показывай свою работу.

5. Помоги, научи, покажи тому, у кого не ладится работа. Уступай не только то, что тебе не нужно, но, если справедливо, и то, что тебе нужно или жалко.

6. Учись у других тому, чего не умеешь, охотно принимай советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.

Смелость и мужество — эти нравственные и волевые черты необходимы каждому человеку не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни и труде. В. А. Сухомлинский

Правила честной игры.

1. Играй честно.

2. Обидно, когда проигрываешь, но не злись.

3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

4. Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.

5. Будь стойким, не унывай при неудачах. Учись у других.

6. Будь настойчивым, если что-то не получается, терпеливо добивайся успеха. Умей учиться на собственных ошибках.

Эти правила помогают детям предъявлять разумные и обоснованные требования к поведению друг друга. Особенно они помогают в установлении отношений между «командирами» и остальными ребятами. Правила эти служат как бы узаконенной «нормой», с помощью которой устанавливаются правильные взаимоотношения детей. При самооценке и взаимооценке правила дают возможность каждому сравнить свое поведение с поведением других и с существующей нормой, выраженной в правилах.

Date: 2015-06-08; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию