Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расстройства чтения





Расстройства чтения нередко встречаются у учащихся начальных классов. Трудности проявляются и при овладении навыками чтения, и в понимании прочитанного, сказываются они в темпе чтения. Дети подолгу не могут слить буквы в слоги, а слоги — в слова и пытаются по отдельным буквам угадать слово. Все это приводит к искажению слов, к непониманию прочитанного.

Бывает и так: ученик хорошо сливает в слог лишь первые буквы и называет начальный слог, а последующие прочитывает по догадке, в результате чего происходит замена одного слова другим, сходным по буквенному составу, но иным по значению («картошка» вместо карточка, «Зина» вместо зима). Одно и то же слово может прочитываться то правильно, то неправильно. Но наиболее яркий признак расстройства чтения — перестановки и замены одних звуков другими.

Школьники, страдающие расстройством чтения, как правило, читают замедленно — они как бы застревают, вязнут на отдельных слогах, словах, подолгу раздумывают над словом после того, как прочитают его, затем через некоторое время снова возвращаются к нему.

Происходит это прежде всего потому, что ребенок плохо различает на слух звуки речи. А между различением звуков и запоминанием их графического изображения существует весьма тесная зависимость. Чем беднее представление ребенка о том, из каких звуко-буквенных элементов состоит слово, чем более заметны нарушения в произношении, тем труднее формируется навык чтения.

Конечно, многочисленные ошибки в чтении нельзя объяснить лишь изъянами устной речи. Практика показывает, что у некоторых детей отсутствует так называемое чувство языка: учащиеся не обращают внимания на признаки, характеризующие ту или иную часть речи (вместо заплатка читают «запустил»), на значение окончаний для связи слов в предложении (вместо днем читают «дней»).

Известно, что при чтении начальная часть фразы влияет на восприятие последующей части — первые слова как бы наталкивают на то, о чем речь пойдет дальше. Некоторые же дети не схватывают зависимости одного слова от другого, воспринимают их изолированно. Особенно трудным для них оказывается текст, в котором речь идет о нескольких действиях, происходящих одновременно, или о действии и его следствии.

218

Непонимание прочитанного вынуждает ребенка останавливаться, делать паузы после каждого слова, а это ведет к маловыразительному, монотонному чтению. Мы уже не говорим об ударении и интонации — тут ошибки сплошные.

Родители должны обратить внимание на то, что ошибки при чтении (сами по себе вполне естественные на первых порах) не исчезают в ходе учения, а накапливаются, складываясь в общую картину именно нарушения чтения, и обязательно обратиться к врачу. Тем более что нарушения чтения могут быть вызваны объективными причинами и не зависеть от воли и желания самого ребенка. Поэтому призывы родителей «читай больше, лучше, не ленись» никак не достигнут цели. Здесь нужны не побуждения, а целенаправленная специфическая работа.

Начинать ее надо с медицинского обследования ребенка. Специалисты (психоневролог, окулист, отоларинголог, логопед) помогут точно установить причины нарушений чтения и наметить пути их устранения. Естественно, надо посоветоваться и с учителем, вместе с ним определив, как в соответствии с программным материалом заниматься с ребенком. Главное — не полагайтесь на то, что школьник самостоятельно одолеет трудности в чтении, на то, что со временем все образуется само собой. Чудес не бывает. К желаемым результатам способны привести только целенаправленные занятия. И начинать их надо не с тренировки в чтении, а с упорядочения произношения. Если ребенок страдает дефектами произношения, то вместе с логопедом устраните их.

Далее, ребенок должен уметь хорошо анализировать слова, т. е. определять количество слогов в слове, звуков в составе каждого из слогов; вычленять звуки из слова, уметь назвать первый, второй и т. д. Потренируйте ребенка в этом. Начинать работу надо с простых и правильно произносимых ребенком слов. Например, возьмите слово мак, подберите картинку. Пусть ребенок назовет количество звуков, их последовательность, определит, какой гласный, какой согласный. Предварительно напомните, чем отличается гласный звук от согласного (гласный произносится свободно, его можно тянуть, гласный образует слог).

Чтобы заинтересовать маленького школьника этой работой, призовите на помощь игру. Положите в коробку картинки и предложите ребенку вытащить одну из них. Он называет картинку, определяет количество звуков в слове (обозначающем предмет, изображенный на картинке), их последовательность, гласные и согласные звуки. Затем ваша очередь — вы вытаскиваете картинку, а ребенок проверяет, правильно ли вы отвечаете. Правильно ответивший забирает картинку себе. У кого к концу игры их наберется больше? (Не забывайте время от времени проигрывать!)

После звукового анализа слов следует звуко-слоговой: ребенок учится делить слова на слоги. Попробуйте использовать схемы. Например, все слово обозначают длинной чертой, количество слогов в нем — квадратами, а количество звуков — кружками. Изображение гласных звуков выделяется одним цветом, согласных — другим.

219

Одновременно со звуковым анализом («разборка») можно проводить и звуковой синтез («сборка»). Ребенку предлагают несколько звуков или слогов, а затем просят объединить их так, чтобы получилось слово. Или называют часть слова, а ребенок должен дополнить его недостающим слогом или звуком. Можно и здесь придумать какую-нибудь игру. Скажем, такую: вы бросаете ребенку мяч и произносите начало слова; ребенок, поймав мяч, должен закончить слово. Удалось ему это — 1:0 в его пользу.

После того как ребенок овладеет звуковым анализом и синтезом, переходят к работе на разрезной азбуке. Сначала устно анализируется слово (сколько слогов, какой первый, какой второй, сколько звуков), затем оно выкладывается из букв азбуки, прочитывается и записывается в тетради.

В дальнейшем можно использовать написанные от руки слоги, из которых ребенок будет составлять простые слова. Упражнения на составление слов по мере их усвоения усложняются. Как только ребенок научится хорошо складывать и читать двусложные слова, переходите к чтению простейших предложений (у Томы кукла. Тома катала куклу. Кукла упала). На первых порах целесообразно отмечать ударные слоги, ставить ударение.

Все время работайте над обогащением словаря: пусть ребенок составляет рассказы по картинкам, из одних слов образует другие слова. Слова для тренировок подбирайте такие, чтобы ребенок понимал их значение. Чтение хорошо знакомых слов отрабатывает плавность и темп. Полезно перед чтением разобрать предложения: сколько в них слов, каков порядок их, о ком или о чем говорится в предложении, можно ли короче сказать о том же, можно ли добавить что-то. Заучивание стихотворений, составление рассказов по картинкам, пересказ прочитанного с помощью вопросов — все это также поможет добиться успеха, привести чтение в норму.

Date: 2015-06-08; view: 433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию