Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дефекты речи





Первоклассник пришел из школы, и мы спешим узнать — как успехи. И больше всего нас тревожит письмо и чтение. Как одолевает ребенок тернистые ступени букварного периода?

Излишне, наверное, напоминать, что хорошее развитие устной речи ребенка — одна из необходимейших, как бы само собой разумеющихся предпосылок овладения умением читать и писать. Собственно, письменная речь только и возможна на основе хорошо развитой устной речи. К моменту поступления в школу ребенок должен хорошо понимать обиходную речь, правильно произносить звуки, правильно строить фразы.

Но, к сожалению, еще многие дети приходят в I класс с дефектами речи. Невнимание к ребенку в раннем возрасте, в период активного овладения речью, неправильности в речи родителей или воспитателей, подражание сверстникам — все это может привести к тому, что ребенок будет говорить неправильно. Недостатки произношения чаще всего отражаются, как в зеркале, в письме и чтении. Борьба с этими недостатками (в школе ведь требуют говорить правильно) ложится на ребенка дополнительной нагрузкой. Если ему не помочь, он может и не справиться сам с возникающими трудностями — начнет отставать от класса, получать за свою работу низкие оценки, терять интерес к учению. Поэтому помощь — если педагоги или вы сами заметили недостатки в речи ребенка — необходима немедленная. И хотя в начале учения у первоклассников множество новых, непривычных забот, вместе с тем букварный период как раз наиболее благоприятное время для работы над речью: ведь ваши усилия пойдут в одном направлении с тем, чем ребенок занимается в классе, на уроках. А там он учится произносить звуки и читать их буквенные обозначения. Школьный учебный материал можно с успехом применять для тренировок дома. Это помогает совмещать освоение грамоты с исправлением дефектов звуков. Не упускайте этого драгоценного момента!

Конечно, не со всеми дефектами речи удается справиться педагогическими средствами. Порой дело в аномалии самого речевого аппарата, и здесь необходим совет врача: он сможет определить, помогут ли ребенку логопедические занятия или необходимо хирургическое вмешательство.

Мы можем дать лишь самые общие указания о том, как

215

построить работу по исправлению недостатков произношения. Если занятия с логопедом организовать почему-либо нет возможности, то получите хотя бы его консультацию; в любом случае можно прибегнуть к помощи доступных для родителей пособий; логопедические советы публикуются регулярно в журнале для родителей «Семья и школа»; наконец, советуйтесь с учителем.

Важное условие — регулярность занятий. Не пропускайте ни дня! Но и не перегружайте ребенка — занятия должны длиться не более 15 минут.

Занятия с младшими школьниками лучше всего проводить в игровой форме, с применением игрушек, картинок, диафильмов, магнитофонных записей, пластинок, рисунков.

Бывают случаи, когда ребенок говорит, казалось бы, правильно, а в школе при обучении чтению и письму с первых шагов возникают большие трудности. И причина тому — незначительные, или, как говорят специалисты, стертые, нарушения речи.

216

Мы не случайно сказали «казалось бы, правильно» — внимательный наблюдатель легко обнаружит в устной речи таких детей и неправильности и странности. Перечислить все их невозможно: общая картина ошибок очень пестра; но все же попытаемся указать наиболее характерные.

У одних детей речь очень бедна, лаконична, фразы примитивны и стереотипны. Скудность высказываний проявляется в стремлении избежать развернутой речи, в своеобразии порядка слов предложения («Волк сбросил шкуру. Он принц стал»).

У других, напротив, речь чрезмерно многословна. В фразу включается много лишних слов, названия заменяются описанием, много повторений, уточнений — ребенок как бы не уверен в том, что его поймут, и поправляет себя. («С кем мама разговаривает, кому звонит, это вот та знакомая одна, нам знакомая».) В ряде случаев такое многословие как бы должно компенсировать недостаточно прочный навык связной речи.

Некоторые дети не могут связно изложить свои мысли, употребляют неправильные обороты, путаются в формулировках пространственных и временных отношений, забывают термины. Обращают на себя внимание и работы таких детей по математике: затруднение у них вызывает не столько само решение, сколько его словесное оформление.

Отставание на каком-то этапе речевого развития редко проходит бесследно, следы его остаются на долгие годы, хотя, как мы уже сказали, они могут быть сглажены, едва уловимы. Иногда легкую недостаточность речи родители ошибочно расценивают как мелочь, пустяк. Но наличие указанных симптомов требует повышенного внимания к речи ребенка, к всемерной ее тренировке.

Полезно предложить ребенку пересказать увиденное на картинке, составить предложение с данным словом, объяснить значение каких-то слов, выделить группы однокоренных слов, назвать демонстрируемое действие или продемонстрировать действие самому по словесному заданию.

Можно предложить подобрать определения к слову, расположить в нужном порядке слова нарочно деформированного текста, докончить начатую фразу, вставить в текст слова в определенных грамматических формах.







Date: 2015-06-08; view: 504; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию