Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль сверстников





Ключ к нравственному развитию младшего школьника — его взаимоотношения со сверстниками-соучениками.

Многие виды деятельности детей на первый взгляд не имеют прямого отношения к нравственности. Школьники учатся решать задачи, писать, читать, ставят опыты; на уроках физкультуры бегают, прыгают; на уроках труда приобретают практические навыки; занимаются во внеурочное время общественно полезным трудом: озеленяют улицы, заботятся о птицах, собирают макулатуру; играют в «космонавтов», «путешественников»... Но именно включение в многогранную учебную, трудовую, игровую и другие виды деятельности — необходимое условие нравственного воспитания. Будем помнить при этом, что сам результат деятельности еще ни о чем не говорит. Вот ребята выпустили хорошую стенную газету, успешно выступили на утреннике, посадили деревья... Зададимся вопросами: во имя чего они делали это, какие отношения возникли между ними в ходе работы? В зависимости от того, как можно будет ответить на эти вопросы, результат работы приобретет совершенно разный нравственный смысл.

227

Так, мотивом деятельности может быть желание сделать окружающую жизнь интереснее или желание самому получить какое-то поощрение. Понятно, что только в первом случае ребенок будет действовать как общественник. В любой деятельности могут возникать разные нравственные отношения: солидарности, взаимопомощи, требовательности, совместное переживание успехов и неудач или, напротив, отношения, связанные с проявлением эгоизма, честолюбия, тщеславия, зависти. Поэтому-то и надо внимательно присматриваться к тому, какие взаимоотношения складываются между детьми; влиять на эти взаимоотношения в нужном направлении.

И еще: надо внимательно приглядываться к ребенку; родителям не следует доверяться ощущению, что уж они-то знают своего малыша хорошо; не следует им полагать, что он такой же, какими были, по их воспоминаниям, они сами всего тридцать лет назад...

Современный ребенок, ребенок 80-х гг., совсем не тот, какими были мы несколько десятилетий назад; он отличается и от тех детей, что росли в 60—70-е гг.

Изменилась семья. Резко поднялся ее образовательный и общекультурный уровень. Далее, дети растут в сравнительно малочисленных семьях, дедушки и бабушки живут зачастую отдельно; не все дети имеют братьев и сестер. Это нередко приводит к тому, что ребенок становится «центром притяжения» в семье, начинает чувствовать, что все вращается вокруг него. Отсюда такая неприятная черта характера, как эгоцентризм. С другой стороны, большинство городских детей посещают ясли и детские сады, у них уже есть достаточно широкий опыт общения, они не теряются в большом коллективе, легко обращаются к учителю с вопросами, не застенчивы. Современные дети развиты. Они обладают определенными общественно-политическими знаниями. Они знают о В. И. Ленине как вожде революции и как человеке, о качествах его личности, об отношении к другим людям. Все дети знают, что власть в нашей стране принадлежит народу, называют героев революции, гражданской и Отечественной войн, героев труда, перечисляют качества, необходимые для настоящего октябренка, все хотят стать октябрятами и пионерами. Почти все они заявляют о своем желании участвовать в общественной жизни класса, октябрятской группы. Но вместе с тем далеко не все претворяют свое желание в жизнь. Родители часто жалуются на пассивность в этом отношении подростков. Но не в младших ли классах лежат истоки этой пассивности? Почти третья часть первоклассников даже в конце учебного года не выполняют никаких общественных поручений — разве что участвуют в дежурствах да выступают иногда на утренниках. Очевидно, в школе не сумели сделать такие поручения увлекательными, а в семье, возможно, вовсе не интересовались этим.

Печать, радио, кино и телевидение — средства массовой информации и пропаганды активно воздействуют на современного ребенка и способствуют ускорению духовного развития детей. Однако, когда этой информации много и она

228

недостаточно педагогически направляется, то усвоение ее очень затруднено.

Ребенок с трудом самостоятельно осмысливает полученную обильную информацию, с трудом может определить и выразить свое отношение к тем фактам, событиям и явлениям, о которых узнает.

Очевидно, сегодня перед родителями стоит особая задача — научить ребенка пользоваться средствами массовой информации, обращаться к тем сведениям, которые он получает из этих источников. А часты ли в наших семьях обсуждения услышанного по радио или увиденного по телевизору?


Легкость, с которой современный ребенок (чаще — городской, но не только городской) попадает в кино и театр, в музеи, чрезмерное количество удовольствий — все это иногда приводит к девальвации духовных ценностей. Увиденное не удивляет, не поражает, не очаровывает ребенка. Ему кажется, что он знает все, все видел, а в действительности он лишь слышал о спектакле, смотрел и не увидел музея, все узнал поспешно, на ходу. Обилие неосвоенной информации — сложное явление нашего времени, родители должны его учитывать, занимаясь воспитанием ребенка.

Дети сегодня, как правило, хорошо одеты, школьники не испытывают недостатка в учебниках, развлечениях, игрушках.

Игрушек масса, но многих родителей тревожит, что дети все менее ценят их: ломают игрушки и учебные принадлежности, рвут книги, бросают едва начатую тетрадь... Между тем, как подчеркивал М. И. Калинин, бережливость — коммунистическая черта. Бережливость не обязательно от недостатка. Ребенок должен осознать, что если он и живет в достатке, то достаток этот добыт пока не его собственными руками, не его собственным трудом. В данном случае бережливость означает глубокое уважение к результатам чужого труда. Воспитание бережливости составляет важную задачу нравственного воспитания в начальных классах.

В жизни современного младшего школьника заметно возрастает роль сверстников. Если ранее, все годы учения в начальной школе, ребенок безусловно ориентировался на нормы поведения и ценности, исходящие от учителя, то сейчас, особенно к III классу, очень заметна ориентация на мнение сверстников. Но хотя дети в свободное время играют вместе во дворе, на улице, однако в гости к друг другу они ходят значительно реже. Этому препятствуют родители, которые, видимо, слишком ревностно заботятся о чистоте и порядке в доме. Сейчас ребенку трудно добиться разрешения сделать корабль из перевернутого стола (он же полированный) или поезд из стульев. Трудно принести в дом необходимые детали для будущего корабля или снаряжение для экспедиции в Антарктиду...

Впрочем, сами же родители в будущем и недалеком будущем пожалеют о своих запретах. Ребенок постарается найти место, куда весь этот, с точки зрения родителей, «хлам» можно принести. Конечно, это может быть школьный клуб или Дом пионеров, где понимают интересы детей, но это

229230

может быть и «уличный клуб», потайное от родителей и учителей место, у которого свои законы, свои требования и свои ценности, весьма отличающиеся от требований школы и семьи.

У младшего школьника значительно расширяется круг общения: у него есть товарищи по классу, по совместной работе в октябрятской звездочке, по внешкольным занятиям. Товарищ ребенку необходим как партнер в играх, как человек, с которым можно обсудить школьные дела; с товарищем он чувствует себя увереннее, чем тогда, когда остается в одиночестве. Зачастую товарищество легко возникает (вместе сидят за одной партой, вместе ходят гулять), но столь же легко разрушается. При этом «потеря» товарища не становится предметом глубоких переживаний — обычно быстро находится новый товарищ. Даже к IV классу ребята часто не различают понятия «друг» и «товарищ». Для младшего школьника друг — предпочитаемый товарищ.


Способствуя формированию того или иного качества личности, мы вместе с тем влияем и на личность ребенка в целом. Поэтому мы постоянно должны задавать себе вопрос: не получаем ли мы одновременно «побочный результат»? Вот отец затеял с сыном беседу о том, что такое товарищеский поступок, и допытывается, приходилось ли сыну помогать другим.

231

Сыну кажется, что неловко говорить о себе, но отец, вместо того чтобы выяснить, не помогали ли мальчику товарищи, настаивает: вспомни все-таки; и ребенок в конце концов рассказывает, как недавно отдал соседу по парте запасную ручку. «Молодец, — говорит отец. — Всегда надо так поступать». Думается, подобные беседы скорее вредны, чем полезны, — дети принуждаются заглушать в себе похвальное чувство скромности; у них стараются вызвать чувство гордости по поводу незначительного в сущности поступка.

Использование поощрения и порицания при оценке нравственных поступков требует большой осторожности и такта. Поощрение морального поступка служит закреплению лучшего в поведении ребенка. Но с другой стороны, частое поощрение именно нравственных поступков может воспитать в детях тщеславие, зависть и т. п. В этом отношении прямая и частая похвала учеников, которые сделали «доброе дело», подсчет этих «дел» в соревновании никак не оправданы педагогически. Оценивая таким образом поступки детей, взрослые приучают их находить удовольствие и удовлетворение не в самом действии, направленном на заботу о людях, а в гласном признании, похвале, награде. Ребенок собирает макулатуру, помогает престарелым, ухаживает за могилами героев не из-за внутреннего убеждения и потребности, а потому, что он может получить за эту деятельность похвалу, поощрение, нередко он склонен скорее помочь «чужой» бабушке, так как эта деятельность не остается незамеченной, а помощь своей бабушке «не засчитывается».

Надо постоянно иметь в виду, что ребенок развивается как цельная личность, учитывать взаимовлияние отдельных, казалось бы, не связанных между собой ее сторон.







Date: 2015-06-08; view: 542; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию