Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура поведения





Существенная часть нравственного воспитания — воспитание культуры поведения.

Часто считают, что внешняя форма поведения не столь важна, главное — быть человеком честным, справедливым, хорошим коллективистом. Не потому ли нам приходится встречаться с людьми, знающими и любящими свое дело, но невоспитанными, невежливыми? С такими людьми трудно жить и работать...

Правила культурного поведения содержат предписания о том, как надо вести себя в определенном месте — в школе, дома, в гостях, на улице, в кино, театре, музее, библиотеке, в транспорте... Кроме того, ребенку приходится овладевать и общими правилами, связанными с культурой внешнего вида (личная гигиена, опрятность, аккуратность), с культурой общения между людьми (вежливость, обязательность, культура речи). Конкретных правил поведения много, однако в жизни всегда может создаться такая ситуация, которая не встречалась детям, когда они учились, как надо вести себя. Поэтому очень важно учить ребенка и конкретным правилам

238

поведения, и умению находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил.

Это задача сложная. Для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост. Например, ребенок знает, что в школе надо здороваться со всеми взрослыми, а не только со «своей» учительницей. Даже первоклассник довольно быстро овладевает этими правилами. В школе он охотно здоровается и со всеми учителями, и с уборщицей, и с пионерскими вожатыми, и с родителями. А вот за пределами школы, на улице младший школьник может не выполнять это правило. И совсем не по злому умыслу или забывчивости. Просто он считает, что, встретив на улице, в магазине, в кино знакомого (учителя, маму или папу своего товарища), не обязательно здороваться с ним.

Другой пример: дети научились уступать место старшим в трамвае, автобусе, троллейбусе. Они охотно, без напоминаний делают это. Но вот пришла в школу бабушка. Ученик сидит, а бабушка стоит, разговаривая с этим учеником, и он не догадывается встать и разговаривать стоя или уступить ей свое место.

Еще один тип поведения младшего школьника: он вежлив и готов помочь, оказать какую-то услугу только знакомым ему людям, а с чужими он может быть и невнимательным.

Итак, надо специально обратить внимание на то, чтобы помочь ребенку перенести известное ему правило в новую ситуацию. Рассказывайте и показывайте, как надо следовать этому правилу в разных условиях.

Разъяснение правил культурного поведения должно основываться и тесно связываться там, где только возможно, с нормами нравственности. В основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежат моральные принципы нашего общества: социалистический гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведение. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать выполнение этих правил с точки зрения нравственности. Тогда единство знания и привычки способствует тому, что поведение становится устойчивым, складываются определенные качества личности, обладатель которых иначе и поступать не может... Всегда быть вежливым, обязательным, точным — значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность.

Воспитание навыков культуры поведения начинается в семье. Дома под руководством родителей дети усваивают основные правила, связанные с личной гигиеной, внешним видом, умением вести себя за столом. Родители учат детей самостоятельно следить за собой, регулярно умываться, чистить зубы, причесываться, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным в одежде. Они учат их быть вежливыми и приветливыми. В школе дети знакомятся с новыми правилами, научаются выполнять их без постоянного контроля со стороны.

Почему же встречаются еще школьники, игнорирующие правила культурного поведения? Одна из причин состоит в том, что дети просто не знают некоторых правил и родители не научили их соблюдать элементарные приличия. Например,

239

дети не знают, что считается невежливым подавать первым руку, когда здороваются со взрослыми. Не знают, что неприлично во время действия в театре есть, шуршать обертками конфет. Эта причина (незнание правила) простая и легко устранимая, поскольку само содержание правил культурного поведения достаточно полно и подробно раскрыто во многих брошюрах, статьях в популярных журналах; литература эта адресована как родителям, так и самим детям.

Другие правила дети знают, но не умеют их выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступать место в транспорте, но часто делают это как-то навязчиво и подчеркнуто, а не просто и незаметно. Они могут здороваться, отворачиваясь. Разговаривают, не глядя на собеседника. Значит, надо не только рассказывать о том, что есть такое-то правило, но и показывать, как надо вести себя, как выполнять это правило.

Более сложно обстоит дело тогда, когда дети знают правила, знают, как их выполнять, но... не выполняют. Например, они прекрасно знают, что надо (и как надо) соблюдать гигиенические правила: чистить зубы, пользоваться носовым платком, быть опрятным, следить за своей одеждой и обувью, но не делают этого главным образом из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.

Или другое: ребята не выполняют некоторые правила,

240

считая их ненужными, неважными, они убеждены, что многие правила придумали взрослые и зачем-то заставляют их выполнять, а на самом деле эти правила не имеют никакого значения. В этом случае дети сознательно не придерживаются известных норм. Например, в своем детском обществе, среди сверстников они как будто стесняются быть вежливыми, сказать друг другу «спасибо», не считают зазорным быть неряшливыми или грубыми.

Почему же это происходит? Одна из серьезных причин в том, что мы, взрослые, далеко не всегда образцово ведем в общественных местах, дома, на улице. Мы бываем раздражительными и грубыми, бестактными и невежливыми, позволяем себе такое поведение, которое резко осуждаем у детей.

Следовательно, требуя надлежащего поведения от детей, самим родителям стоит постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно стать обязательным правилом воспитания культуры поведения; родители призваны постоянно руководствоваться им.

Важен сам характер отношений между взрослыми. Детей приучают к вежливости в семье: их учат радушно приветствовать, прощаться, благодарить, уступать место старшим. Но если отец невнимателен к матери, то он дает плохой урок своим детям. В такой семье дети часто вырастают невнимательными, непредупредительными. Нередко родители бывают не выдержанными в отношениях между собой. По малейшему поводу они кричат, ссорятся, возбужденно спорят. У них для себя находятся оправдания: устали, нервничают из-за каких-то неприятностей. Или еще проще: характер уж такой вспыльчивый, а переделываться поздно. Такое поведение перенимают дети. Если отец и мать грубы и непочтительны к старшим в семье, то жди такого же отношения к бабушкам и дедушкам от детей.

Глубоко был прав А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, он говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение... А если вы дома грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не надо думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Над этими словами следует серьезно подумать каждому, кто хочет достичь успеха в формировании личности ребенка, в воспитании у него культурного поведения.

Часто дети не следуют правилам культурного поведения потому, что разные взрослые не придерживаются единства тех требованиях, которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительным; неодинаковые требования предъявляют семья и школа. Характер требований, их

241

последовательность и объем бывают разными у отца и матери, у родителей и бабушек и дедушек, других членов семьи. Поэтому ребенок не всегда выполняет правила поведения, а приспосабливается к требованиям разных взрослых. В этом случае дома он может быть вежливым, а в школе грубым (и наоборот), может быть предупредительным по отношению к родителям и невнимательным и бестактным по отношению к бабушке.

Единство требований школы, семьи и всех взрослых людей по отношению к младшим, когда никто не может пройти мимо нарушения правил ребенком (пусть это даже чужой ребенок), должно стать законом нашей жизни. Между тем часто можно видеть и слышать, как в магазине, в кино, в автобусе одни взрослые призывают расшалившихся детей к порядку, строго требуют от них сдержанности, но тут же находятся другие взрослые, которые стараются найти оправдание неправильного поведения ребят: «Пусть пройдет без очереди, а то опоздает в школу», «Подумаешь, расшумелись, все время тихо в школе сидят, нельзя уж громко посмеяться». Речь идет, разумеется, не о придирках к детям (и такое, увы, бывает), а о совершенно бесспорных требованиях.

Воспитанием культуры поведения нужно заниматься только систематически и планомерно, постепенно усложняя правила, которыми должны овладеть дети, — если браться за это от случая к случаю, толку все равно не будет.

Важно показать ребенку, что выполнение норм культурного поведения важно не только на людях, но и наедине с самим собой, когда никто не видит. А этого, к сожалению, не всегда придерживаются в семье. Приходят гости — на стол подаются салфетки, вилки, ножи; но в обычные дни и первое, и второе ребенок ест ложкой — где же ему приучиться красиво есть ножом и вилкой? Потом родители удивляются, что ребенок не умеет вести себя в гостях за столом... Удивляться тут, собственно, нечему. Надо очень тщательно следить за тем, чтобы именно в каждодневной жизни соблюдались правила вежливости, приличия, хорошие манеры.

Особо следует поговорить о соблюдении «Правил для учащихся» — этого своеобразного свода-минимума требований к поведению школьников, в том числе и требований к культурному поведению.

«Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно...»

Чтобы малыш быстрее освоился в школе, привык к ней, для него составлены правила поведения, которые условно можно разделить на три группы — правила поведения в школе, дома, в других общественных местах.

«Прилежно учись. Внимательно слушай объяснения учителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания, веди себя хорошо на уроке. Не опаздывай на занятия» — так сформулировано первое правило в школьном Уставе.

Учитель обязательно расскажет детям, что в школу надо приходить вовремя, аккуратно одетым, гладко причесанным, в

242

начищенной обуви. От педагога ваш ребенок узнает, что, если в класс входит взрослый — директор, вожатый, учитель, в знак приветствия все должны встать, что разговаривать со старшими надо стоя, а желая спросить или ответить взрослому, необходимо поднять руку. Эти навыки изо дня в день будет отрабатывать и закреплять учитель. Он же объяснит и те правила, которые надо соблюдать на перемене: гуляя по коридору, держаться правой стороны; разговаривать с товарищами спокойно, не кричать и не бегать, чтобы не мешать окружающим. На большой перемене дети все вместе отправятся в столовую или буфет, предварительно вымыв руки. Когда придет время первого дежурства, ваш первоклассник узнает, что во время перемены класс необходимо проветривать.

За соблюдением всех этих правил в школе проследит педагог. А что могут сделать родители? Очень многое.

Чтобы ваш малыш быстро запомнил имена учителей, директора, товарищей, надо почаще его спрашивать об этом. Проверьте, умеет ли ваш сын здороваться с окружающими. Хорошо ли помнит «волшебные» слова и свободно ли ими пользуется?

Наблюдения за первоклассниками показали, что запас слов и выражений, характеризующих, например, вежливое обращение, у них достаточный. Однако большинство детей не знают, как и когда следует употребить то или иное слово. В общении с учителем, родителями, сверстниками и другими окружающими их людьми первоклассники почти не употребляют этих слов, за исключением «здравствуйте» и «до свидания». Очень редко они говорят: «пожалуйста», «разрешите», «извините». Выяснилось, что даже такое приветствие, как «здравствуйте», многие дети не умеют сочетать с кивком головы, взглядом, улыбкой.

Поэтому важно объяснить детям, как возник этот старый и добрый обычай. Вашего ребенка заинтересует, вероятно, рассказ о том, как сейчас люди разных народов по-разному приветствуют друг друга. Но у всех людей есть один главный закон — уважать окружающих, не забывать о тех, кто рядом с тобой. А уважать — значит стараться вести себя так, чтобы жить и учиться с тобой было удобно и приятно.

Занимаясь с детьми, расспросите их о правилах поведения, прочтите им рассказы о жизни детей в школе, такие стихи, как «Ку-ку» А. Барто, «Перемена» Б. Заходера. Быстро запоминают дети строчки из стихотворения С. Маршака «Школьнику на память», например такие:

Парта — это не кровать, и нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Учитель спросит — надо встать, когда он сесть позволит —  
  сядь.
Ответить хочешь — не шуми, а только руку подними.  

Дети очень любят это стихотворение, его легко можно инсценировать. Попросите малыша показать, как он сидит за партой в классе, как встает, если его вызывают к доске, как поднимает руку.

С первых дней учитель будет приучать дежурных,

243

санитаров, цветоводов выполнять новые обязанности по классу, следить за чистотой, вытирать доску, поливать цветы. Делать это нетрудно, но от ребенка потребуется определенная сноровка. Если на первых порах он не справляется с этими поручениями, он очень переживает и огорчается. Поэтому важно не только поощрять стремление ученика хорошо выполнить порученное дело, но и устроить «репетицию» дома, научить его быстро и аккуратно выполнять подобные поручения. Три правила посвящены организации жизни ребенка дома:

1. Соблюдай режим дня. С пользой проводи свободное время.

2. Ежедневно делай утреннюю гимнастику. Всегда будь чистым и опрятным.

3. Слушайся родителей и старших членов семьи, помогай им в домашних делах.

И здесь важна помощь родителей. Продумайте, как лучше организовать свободное время ребенка, его досуг, какие поручения по дому вменить ему в обязанность. Если ваш ребенок раньше не делал утреннюю зарядку, вместе с ним разучите комплекс гимнастических упражнений, предлагаемых телевидением или радио. Вместе с вами первоклассник по утрам с удовольствием будет делать зарядку.

После школы он возвращается домой, конечно, усталым, но, немного отдохнув, опять готов приняться за дела. Одно из самых любимых его занятий — игра. Хорошо, если к вашим детям придут товарищи. Вместе играть интереснее.

К сожалению, не все родители правильно организуют свободное время ребенка. Порой они даже не стараются выкроить час-другой для общения со школьником. Вызывают тревогу такие, например, ответы детей. На вопрос: «Чем бы ты хотел заниматься с папой и мамой?» — некоторые ребята заявляют: «Мне бы хотелось чаще разговаривать с папой» или «Я люблю, когда мама беседует со мной, но это бывает так редко...»

Конечно, в семье, где мать и отец заняты на работе, трудно найти время для общения с ребенком в дневные часы, но вечером каждый должен выбрать время побеседовать с ребенком, прочесть ему интересный рассказ, посмотреть с ним диафильм, сыграть в шашки, шахматы. А в воскресенье или в субботу можно совершить прогулку или экскурсию. И тогда в школе ваш сын или дочь с радостью расскажет о часах, проведенных вместе с вами.

Любимые занятия должны чередоваться с посильной помощью детей по дому. Как правило, уже 6-летние дети должны сами убирать свою постель. С поступлением в школу самообслуживание становится обязанностью первоклассника: придя домой из школы, он должен переодеться, аккуратно повесить форму, навести порядок в портфеле, на полке, где лежат его учебники.

Если вы поручаете своему сыну или дочери вытереть пыль, подмести пол, полить цветы, не забудьте, пожалуйста, в доброжелательном тоне оценить работу вашего помощника, похвалить его или помочь исправить ошибку, если сделано что-то не так. Привычка выполнять свои ежедневные

244

обязанности по дому в определенное время постепенно приучит ребенка ответственно и точно выполнять любое поручение взрослого.

Правила поведения в общественных местах также нашли свое отражение в школьном Уставе: «Примерно веди себя в школе, дома, на улице. Здоровайся с учителями, другими работниками школы, знакомыми, товарищами при встрече с ними. Уступай дорогу и место старшим. Соблюдай правила уличного движения».

Постарайтесь научить ваших детей в различных ситуациях применять эти правила. Например, переходя вместе с малышом улицу, обратите его внимание на соблюдение правил уличного движения, выразите свое осуждение в адрес неправильного поведения людей.

Полезно ставить перед ребенком проблемные ситуации:

— Что бы ты сделал, если бы один переходил улицу с двусторонним движением? Какие надо помнить правила? (Посмотри налево — нет ли машин, дойдя до середины, посмотри направо, если свободна дорога — спокойно переходи.)

— Ну, а как быть, если ты не успел закончить переход? (Остановись на островке безопасности.)

Во время поездки на транспорте приучайте ребенка к соблюдению общепринятых правил: не входить без очереди, брать билет, уступать место старшим.

В трамвае или автобусе пожилые люди порой жалеют малышей.

— Сиди, сиди, — говорят они семилетнему мальчику, — ты ведь еще маленький.

Но еще хуже, когда эти мысли внушают школьнику мамы или папы.

Приучайте вашего ребенка всегда уступать место старшим, проявлять чуткость и заботливость к окружающим.

Все правила, о которых шла речь, очень важны. Каждый учитель стремится воспитать у детей самые добрые чувства, познакомить их с нормами нашей коммунистической морали. Но эта работа дает свои плоды лишь тогда, когда слово учителя подкрепляется упражнением не только в школе, но и дома. Всем нам надо помнить замечательные слова В. А. Сухомлинского: «Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Date: 2015-06-08; view: 1068; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию