Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Они разные
Они по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, что учитель объясняет на уроке, у них свой, индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанностей, идеалам, по мотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, к школе и отдельным предметам, к товарищам и учителям, у них различное положение в коллективе сверстников. Это естественно: у каждого из маленьких школьников своя биография, свой жизненный опыт. Поэтому так важно понять, что, несмотря на общее всем желание стать хорошими учениками, у них есть индивидуальные особенности, иногда помогающие, а иногда мешающие им добиться своей цели. Такое понимание для учителя — профессиональная обязанность. Стремясь составить отчетливое представление об индивидуально-психологических особенностях ребенка, учитель должен следовать завету К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Но разве такое понимание менее важно для родителей? Конечно, они могут сказать, что уж своего-то ребенка они знают и понимают прекрасно. Однако такие утверждения почти всегда оказываются верными лишь отчасти — многие важные особенности маленького школьника (в частности, те, которые проявляются в познавательной сфере) могут быть обнаружены лишь при специальном изучении, но никак не в результате поверхностного наблюдения. Ярко проявляется это, например, в оценке способностей и возможностей маленького школьника. Способный... Неспособный... Выше мы говорили: неодинаковы и уровень общего развития первоклассника, и черты его характера, привычки, отношение к знаниям. Но школа предъявляет ко всем младшим школьникам единые требования, и выполнение этих требований оценивается отметкой. Именно по отметкам взрослые и начинают судить о способностях ребят к учению. И здесь возникает вот какая опасность. Отметка ставится ведь не за способности, она оценивает выполнение данного конкретного задания. И зависит отметка не только от того, усвоил ли ученик материал, но и от того, насколько аккуратно, добросовестно, своевременно это задание он выполнил. А порой только по отметкам и судят о способностях и возможностях школьника. И к концу первого года обучения дети обычно уже распределяются на «сильных», «слабых» и «средних» (что, считают, соответствует «способным», «малоспособным» и опять же «средним»). Ребята очень тонко чувствуют такое отношение к себе. 210 Заметим, что часто «сильные» и «средние» ученики, миновав начальные классы, меняются местами. Родителям уже сейчас следовало бы присмотреться, чем именно вызвано зачисление их ребенка в «сильные», — конечно, прилежность, аккуратность, исполнительность и добросовестность, которые позволяют получать отличные отметки, — качества сами по себе прекрасные, но, не подкрепленные крепнущими познавательными интересами, в старших классах они уже не будут той всемогущей палочкой-выручалочкой, — там в большей степени потребуются самостоятельность мышления, умение отобрать и проанализировать нужный материал. И, увы, это становится причиной многих конфликтов — как внешних, так и внутренних. Судить о способностях, возможностях ребенка надо очень осторожно, не торопиться делать окончательный вывод. Мы нередко забываем о том, что становление способностей происходит в течение длительного времени. И оно зависит от интереса к предмету или области знаний. Усидчивость и исполнительность — полезные качества, но для развития мышления ребенка, его умственных способностей этого мало; необходимы еще и любознательность, сознательное внимание, умственное напряжение. А они приходят только тогда, когда учебный материал изучается детьми с заинтересованностью и желанием. Поэтому и нельзя судить о способностях ребенка, не приглядевшись, каковы же его интересы. Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый нормальный ребенок способен получить среднее образование, овладеть материалом школьной программы. Каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Надо особенно подчеркнуть, что прогноз относительно способностей школьников должен быть очень осторожным. Недопустимо по низкой успеваемости делать вывод о «неспособности» ребенка. Невысокая успеваемость может быть обусловлена множеством причин: отстающие или слабоуспевающие дети очень разные. Важно установить причину их неуспеха. Без знания души ребенка, особенностей его мышления, восприятия окружающего мира, как писал В. А. Сухомлинский, слова о чуткости остаются пустым звуком. Один ученик не справляется с устным пересказом, потому что не приучен к этому: дома все читает про себя и ни себе, ни родителям не рассказывает прочитанного. Он понимает материал, ему нужно не повторять урок многократно, а прежде всего работать над развитием устной речи, развивать умение выражать одну и ту же мысль разными словами. Другой пассивен потому, что много болел и не успел наверстать упущенное. В общем, понять причину учебных неудач не всегда просто, но знать ее необходимо. Не меньшего внимания требуют и те дети, которые очень рано проявляют общие способности или способности к 211 каким-либо видам деятельности (например, языковые, музыкальные). Наблюдаемое у некоторых детей опережение умственного развития по сравнению со сверстниками еще не дает надежных оснований для суждения о его будущих возможностях. Всем известны дети, которые из вундеркиндов превращались в старших классах в обычных учеников. Отсутствие же раннего развития вовсе не исключает возможности последующего подъема. Способности могут проявляться и в более старшем возрасте. У некоторых детей развитие «растянуто», как бы исподволь, постепенно происходит накопление определенных достоинств интеллекта. В старших классах такие ученики неожиданно поражают родителей, учителей и товарищей резко возросшим уровнем умственных возможностей. Но всегда ли мы находим правильный подход к так называемому среднему ученику? У всех «средних» учеников начальной школы есть свои любимые предметы, есть области знания, где они добиваются сравнительно высоких результатов. Но у многих из них общий уровень развития по разным причинам недостаточно высок или же не сформированы те черты характера, которые необходимы для успехов в школе. Если сразу, с I класса не обратить на них внимания, не поддержать их интереса и удач в работе, то они могут (так это и бывает) остаться «средними» до конца школьного обучения, утратив веру в свои способности и интерес к знаниям. Поэтому очень важно как можно раньше определить, открыть интересы ребенка — не для того вовсе, чтобы поскорее заняться дальнейшим узкоспециализированным обучением, а для того, чтобы помочь ребенку в его общем развитии, заставить поверить в себя и свои умственные силы. Хотелось бы отметить следующую особенность таких детей: почти все они считают себя способными хотя бы к одному из преподаваемых в школе учебных предметов. Нелегко они в этом признаются: у них мало доказательств своих способностей, и они боятся насмешек. Их успехи часто не видны окружающим, даже самым близким — родителям. У такого ученика нет никаких заметных для всех достижений. Свой любимый предмет он усваивает не только не лучше всех в классе, но и хуже многих. И все же именно к этому предмету он испытывает наибольший интерес, именно здесь успешнее справляется с заданиями. Субъективно, для себя, он добивается здесь очевидных достижений; здесь он чувствует себя увереннее, чем в других областях знаний. Но все дело в том, что эти достижения часто видит только он сам; мы же, взрослые, не только не замечаем его собственных успехов, но все время корим чужими успехами. Не встречая поддержки у окружающих людей, прежде всего у учителей и родителей, он мало-помалу перестает оценивать эти свои достижения как реальные и начинает считать себя неспособным к учению вообще. Поэтому надо очень осторожно подходить к оценке успехов и неуспехов детей, не спешить записывать их в малоспособные и неспособные. Надо непременно выявить, в какой 212 деятельности или области знания школьник надеется проявить себя, где сам ребенок считает себя сильнее. И поддержать его стремления и веру в себя. Словом, и дети, рано обнаружившие способности, и дети, еще не проявившие их, требуют одного — заинтересованного внимания, вдумчивого подхода — и со стороны семьи, и со стороны школы. Этот вдумчивый подход должен проявляться, в частности, в том, чтобы постараться увидеть своеобразие познавательных процессов этого вот малыша — своеобразие его восприятия и памяти, мышления и воображения. «Художники» и «мыслители». Воспринять материал — это всегда значит как-то осмыслить его и так или иначе к нему отнестись. Учитель объясняет. Мальчики и девочки одинаково внимательно слушают его, но оказывается, что одно и то же разные дети воспринимают по-разному. Вот какое задание дали ученикам I класса: «Я вошел в магазин в 9 часов утра и пробыл в нем до 10 часов утра. Я купил там 6 метров ситца по 1 рублю за метр и 3 метра шелка по 6 рублей за метр. В уплату я дал 25 рублей. Сколько времени я пробыл в магазине?» Некоторые первоклассники сразу восприняли существенное в задаче, отношения ее взаимосвязанных величин. («А тут легко узнать: десять минус девять получится один час. Непонятно, зачем дано все остальное».) Другие дети воспринимают в задаче лишь разрозненные данные, не связанные друг с другом; они стремятся использовать все эти данные 213 независимо от того, нужно это для решения задачи или нет. Им необходима подсказка. Только постепенно, с помощью учителя они постигают смысл задания. По характеру восприятия можно в какой-то степени судить об интересе ребенка к той или иной области действительности. Понять характер такого интереса — значит получить возможность судить об индивидуальных особенностях познавательной деятельности учащихся. А главное — если мы хотим, чтобы ребенок воспринимал в учебном материале именно то, что существенно и необходимо, надо помогать восприятию, четко направлять его сознание именно на эту сторону материала. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Воспринял ученик только отдельные внешние детали и стороны учебного материала или уловил самое существенное, основные внутренние зависимости — это имеет большое значение для понимания и успешного усвоения, для правильного выполнения задания. Третьеклассникам дали по 10 карточек, на каждой из которых был напечатан текст пословицы, и предложили объединить пословицы в группы по основному смыслу, заключенному в них. Одни ученики успешно справились с заданием. «Волков бояться — в лес не ходить. Смелость города берет — тут о смелости говорится. Смелый человек ни волков, ни врагов не боится». «Дело не медведь — в лес не уйдет. Семеро одну соломинку поднимают — это все о лентяях: они работать не торопятся, а когда начинают работать, то легкое все вместе делают, а и один мог бы справиться». «Семь раз примерь, один отрежь. Поспешишь — людей насмешишь — делать надо все как следует, подумать сначала». А вот как сгруппировали эти же пословицы другие дети: «Волков бояться — в лес не ходить. Дело не медведь — в лес не уйдет — это все про зверей». «Семеро одну соломинку поднимают. Семь раз примерь, один отрежь. Семеро одного не ждут — эти пословицы одинаковые, здесь везде семь есть». Мы видим, что одни школьники обобщают пословицы по существенному содержательному признаку, другие — по внешнему, случайному, лежащему на поверхности. Этих детей нужно специально учить обобщению, внимательно следить, какие признаки они «схватывают» при восприятии учебного материала. Усвоение учебного предмета во многом зависит от того, как развита у ребенка способность к обобщению материала, может ли он выделять общее в разном и на этой основе познавать главное, скрытое за разнообразием внешних проявлений и несущественных признаков. Развить способность к обобщению — очень важная задача. Вот почему так важно понять, приглядываясь, как выполняет ребенок задания из разных областей знания, в чем именно нужно помочь ему в этом отношении. 214 Date: 2015-06-08; view: 562; Нарушение авторских прав |