Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Истоки неорганизованности





Директор одной школы услышал такой разговор на родительском собрании:

— Мой Петя, поверите ли, сидит за уроками по 3—4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Даже неловко об этом говорить — словно хвалишься. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса!

— А в Уставе школы сказано, что во II классе на домашние уроки надо тратить не больше полутора часов...

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, директор понаблюдал однажды, как Петя готовит уроки.

Стрелка часов приблизилась к четырем. Хопнула входная дверь. Петина мама прокомментировала: «Это он. Всегда точно приходит. Знает: раз четыре часа — прогулке конец».

Петя занял свое рабочее место. Кажется, все в порядке, сидит за столом, значит, работает... Но нет, оказывается.

Вот ему понадобилась промокашка, потом оказалось, что куда-то подевались циркуль и карандаш; тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет и выяснить надо у приятеля, что задали к завтрашнему дню по математике, да и сам учебник математики вдруг оказался не в портфеле, а в нижнем ящике стола.

Это не секунды бегут, а минуты — две, пять, семь.

Но вот, кажется, все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу. Но тут ему захотелось попить воды, а

99

еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика...

В общем, только на раскачку ушло более 20 минут: два с лишним часа длилось приготовление уроков. Что же удалось в конце концов сосчитать педагогу? Петя за это время:

дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

один раз включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли передача мультфильма;

дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа, кажется, закончена. Бесцельно перекладывает Петя с места на место тетради и учебники... Так проходит минут десять. Наконец Петя встает из-за стола.

— Сегодня он еще мало занимался, — говорит мама. — Всего десять минут седьмого сейчас. Значит, два десять...

Но если посчитать, выяснится, что из этих двух с лишним часов время, которое было использовано с толком, составило 87 минут, т. е. примерно столько, сколько и должен был потратить ученик по Уставу.

И такая картина, как прекрасно знают родители, вовсе не исключение. По некоторым данным, чуть ли не половина младших школьников проводят за приготовлением домашних заданий больше времени, чем это положено. Мы уже отмечали, что не следует причины этого явления видеть только в неумении детей работать организованно. И все-таки среди причин перерасхода времени неорганизованность — одна из самых существенных.

Умение ценить время и с толком его использовать важно для успешной работы младшего школьника. Но еще большую роль оно будет играть при увеличении объемов работы в старших классах. Да и вообще организованность — важнейшая черта хорошего работника. Не случайно один из основоположников внедрения научной организации труда в СССР, председатель существовавшей некогда «Лиги времени» П. М. Керженцев писал еще в 30-е гг.: «Работа над чувством времени должна войти как необходимый элемент во все наши школы. Так же мы должны приучать к развитию глазомера, быстроты, сообразительности, мы должны приучать к чувству времени... Чувство времени может быть более всего воспитано как раз при определении минут и даже секунд».

В предыдущей главе мы говорили о том, что школьное обучение предъявляет высокие требования к зрелости такого качества личности, как умение регулировать собственное поведение. Практика показывает, что особенно сильно отсутствие должной произвольности поведения сказывается на домашней части учения. Тут никто не руководит поведением школьника так, как это делают в классе. Все необходимые команды ученик должен отдать себе сам. А он зачастую или не знает этих команд, или не умеет отдать их себе, или не умеет их выполнить.

Что же можно посоветовать родителям, если их сын или дочь не могут «усидеть за уроками»? В общих словах можно ответить так: предстоит нелегкая и довольно долгая работа по

100

формированию у школьника умения управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот.

Конечно, как было бы прекрасно, если бы еще в дошкольном возрасте была выработана у ребенка привычка управлять своим поведением и тесно связанное с этой привычкой такое качество, как организованность. Но если этого не сделано к моменту прихода малыша в школу, придется браться за дело сейчас.


Начнем с самого простого — с игр. Старайтесь подобрать для ребенка такие игры, которые не превращались бы в простую возню или в которых выигрыш зависел бы только от случая (например, в какую лунку закатится шарик, какое число выпадет на игральной кости).

Не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры можно использовать для нужных нам целей. Взрослый всегда может повернуть сюжет игры так, чтобы по ходу ее от ребенка требовалось бы произвольное ограничение своего поведения. Если играете в «магазин», дайте ребенку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идет военная игра, назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребенок какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения.

Очень полезно для ребенка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми. Какое именно — в данном случае не так уж важно. Необходимо только, чтобы дело это выполнялось быстро, весело, без предварительной раскачки и без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребенок вытирает. Можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ваш сын или ваша дочь. Можно вместе прилаживать что-то или чинить. Пусть на первых порах посуда будет плохо вытерта, а книгу придется читать совсем не интересную для вас. Ничего страшного. Зато в ходе такой совместной работы ваш ребенок приобретает умение целиком отдаваться выполняемому делу.

Одно замечание: прежде посмотрите на себя критическим взглядом: не «в вас» ли пошел ребенок своей неорганизованностью, неумением спланировать действия, довести дело до конца? Не так уж редко бывает, что в своих учебных делах ребенок воспроизводит стиль жизни, царящей в семье. В таком случае немедленно пересмотрите этот стиль и прежде всего сами постарайтесь стать деловитыми и организованными, а уж потом требуйте этого от ребенка и приучайте его к этому!

Очень важно также выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут есть, он должен немедленно прекратить игру, убрать все за собой и идти к столу. Совершенно недопустимо позволять ребенку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. А ведь часто мы наблюдаем такое: обед готов, родители зовут ребенка к столу, а он отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься прежним делом. Так повторяется до тех пор, пока кто-то из взрослых не выходит из себя. А надо было

101

просто после первого же «неуслышанного» приглашения подойти к ребенку и привести его с собой, не давая волю эмоциям, обращаясь с ним твердо и спокойно.

Конечно, ребенок есть ребенок. И деловитость не может быть основной чертой маленького школьника. Не нужно требовать, чтобы он все время был подтянут, все время «ходил по струнке». Пусть у него обязательно будет свободное время, когда он предоставлен самому себе, когда никто из взрослых его не «регулирует». Но очень важно приучать ребенка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьезным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Ведь сколько раз приходится видеть, как, сев за стол, ребенок не столько ест, сколько лепит из каши на тарелке какие-то фигурки. А родители не обращают на это внимания. Пришел с прогулки, начал снимать валенки — и пошел скакать на одной ноге по комнате: ах, как смешно болтается полунадетый валенок. Пошел мыть руки — и заигрался с бахромой полотенца.

Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться и во время занятий: то захочется установить карандаш в вертикальном положении, то голубя из промокашки сделать, то погладить пришедшую на огонек кошку... И конечно, родители не могут ограничиваться только замечаниями, предоставляя в то же время ребенку возможность вести себя, как ему вздумается. Но вместе с тем не впадайте в крайности: не ставьте ребенка под град замечаний и указаний. Добивайтесь, чтобы все необходимое он делал с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Иногда, конечно, нужно посидеть рядом со школьником, посмотреть, как он занимается, указать на наиболее бросающиеся в глаза ошибки. Надо только помнить, что это не единственный путь выработки умения «усидеть за уроками». В основе, повторяем, должна лежать способность ребенка управлять собою во всех видах деятельности, — и, значит, главная родительская задача: воспитать произвольность поведения как качество личности. Само собой разумеется, что такое качество можно и нужно воспитывать и самой организацией учебных занятий ребенка дома.







Date: 2015-06-08; view: 468; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию