Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обмен веществ и питание





Что определяет у детей младшего школьного возраста особенности обмена веществ — этой сложной цепи химических превращений, которая начинается поступлением в организм пищи и кислорода? Как мы знаем, в человеческом организме, в клетках его происходят обменные процессы двух типов: распад сложных молекул до простых соединений — таких, как вода, углекислый газ и аммиак (диссимиляция), и синтез

37

новых веществ (ассимиляция). В процессе распада выделяется энергия, которая используется для синтетических процессов, физической и умственной работы, поддержания температуры тела и т. д. Конечные продукты обмена веществ выводятся из организма.

В организме взрослого также постоянно идет обновление клеток, но потребности детского растущего организма и в материале для созидания новых клеток, и в энергии, которая при этом должна быть затрачена, — более значительны. Дополнительная энергия требуется и для того, чтобы обеспечить очень большую подвижность детей. Поэтому на процессы распада, поставляющие энергию, ложится значительная нагрузка.

Питательные вещества в том виде, в каком мы их получаем, не могут быть непосредственно использованы организмом (за исключением воды, минеральных солей и витаминов). Пищу еще надо довести до такого вида, чтобы она могла быть усвоена. Этой задаче и служит пищеварение — процесс механической и химической обработки пищи в желудочно-кишечном тракте; в результате такой обработки сложные молекулы пищевых веществ превращаются в более простые соединения, которые и усваиваются организмом.

Химическая обработка пищи идет под влиянием особых веществ, содержащихся в соках пищеварительных желез, — ферментов; они обладают важной способностью ускорять биохимические реакции.

Начинается пищеварение уже во рту. Здесь пища измельчается, перемешивается и смачивается слюной. Слюна — это слизистый секрет, выделенный многочисленными железами в полости рта. Она обволакивает пищу, делая ее пригодной для глотания.

«Слюнки текут» — это о привлекательной для вас еде. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка с едой были связаны положительные эмоции. Если он «не научился реагировать» на пищу (или если реакция тормозится неприятными переживаниями), то не сработают рефлекторные механизмы, которые в зависимости от характера пищи изменяют не только количество слюны, но и содержание в ней ферментов...

Итак, слюна смочила комочек пищи, обволокла его — теперь ребенок легко проглотит этот комочек. Нужно учитывать все-таки, что пищевод еще легко раним (нежна его слизистая оболочка), поэтому следует избегать пока грубой пищи.

Проглоченная пища попадает в желудок и задерживается в нем на несколько часов и подвергается дальнейшей обработке. Нормальный процесс пищеварения может протекать только при выделении достаточного количества желудочного сока. Здесь можно повторить то, что сказано о слюне: желудочный сок начинает выделяться при виде вкусной еды и даже при разговоре о ней. Напротив, отрицательные эмоции (недовольство, гнев, страх) или же неприятный вид и запах пищи тормозят отделение желудочного сока.

Из желудка пища поступает в двенадцатиперстную кишку, а затем в следующие отделы тонкого кишечника. Здесь под

38

влиянием ферментов завершается расщепление белков, жиров и углеводов. Заметим, что ферментный состав пищеварительных соков также зависит от характера пищи. Соотношение белков, жиров и углеводов в привычных продуктах питания определяет количественное соотношение различных ферментов в пищеварительных соках. Таким образом, ферменты желудочно-кишечного тракта приспособлены к питанию определенным привычным набором пищевых продуктов. Чем шире этот набор, тем легче может быть переварена различная пища. Поэтому приучение ребенка к разнообразному питанию облегчит ему приспособление в необходимых случаях к любым изменениям в характере пищи.

Слизистая оболочка кишечника у детей развита хорошо, в ней много кровеносных и лимфатических сосудов — это способствует лучшему всасыванию продуктов пищеварения. Вместе с тем эластические волокна и мышечный слой кишечника у детей развиты слабее, чем у взрослых, поэтому стенки кишечника несколько вялы, движения, которыми проталкивается пища, слабее. Считается, что запоры, часто наблюдающиеся у детей, нередко можно объяснить этим. Отсюда необходимость соответствующих корректив в режиме питания и рационе.

Пищеварение завершается в толстом кишечнике, где происходит основное всасывание воды. В толстом кишечнике развивается богатая микрофлора, состоящая из микробов брожения и гниения. Они полезны для организма, поскольку синтезируют ряд витаминов.


Гнилостные микробы кишечника в процессе своей жизнедеятельности образуют ряд ядовитых продуктов гниения. Для организма они, как правило, опасности не представляют, так как оттекающая от кишечника кровь обязательно попадает в печень, где обезвреживаются многие ядовитые вещества, всосавшиеся в кишечнике. Но в случае запора опасность интоксикации организма возрастает. Молочнокислые продукты благотворно влияют на работу кишечника, регулируя состав микрофлоры.

Сложная согласованная работа органов пищеварения регулируется специальными нервными центрами, расположенными в различных отделах центральной нервной системы.

В период интенсивного роста в организме ребенка часто возникает нехватка тех или иных веществ. Пищевой центр тонко реагирует на изменение химического состава внутренней среды организма. Так возникают индивидуальные, порой странные, особенности аппетита. Например, иногда у детей появляется желание есть мел или штукатурку — это сигнал того, что организм испытывает повышенную потребность в кальции.

Значит, налаживая питание ребенка, надо отдавать себе отчет в том, что предпочтение детьми тех или иных продуктов и их представления о вкусовых качествах пищи могут диктоваться внутренними потребностями организма, а вовсе не «непонятными капризами».

С другой стороны, недостаточное внимание к режиму питания и составу пищи, несоблюдение рекомендованных норм,

39

основанных на изучении физиологии обмена веществ ребенка, могут привести к закреплению вредных пищевых привычек. Так, некоторые дети привыкают пить много воды — а ведь это создает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую и выделительную системы; с течением времени возможны даже патологические нарушения в работе этих систем. Другой пример — привычка есть много сладостей и мучных изделий; это в конечном счете может привести к ожирению.

С особенностями работы пищевого центра связаны некоторые знакомые всем картины. Так, увлеченный своими занятиями, ребенок отказывается от еды в положенное время. Это легко объясняется тем, что эмоциональное возбуждение тормозит пищевой центр (аппетита нет). Однако аппетит может быть легко восстановлен, если ребенок все же начнет есть. А побудить его к этому легче всего, предложив ему вкусную закуску. Привлекательный вид, запах и вкус пищи и сам акт еды, как показал И. П. Павлов, рефлекторно растормаживают пищевой центр. (Как говорится, «аппетит приходит во время еды».)

А вот если незадолго до обеда поесть немного, то это вызывает стойкое торможение пищевого центра («аппетит перебит»). Особенно легко нарушают аппетит сладости: углеводы быстро всасываются в кровь, увеличение количества сахара в крови вызывает ощущение сытости.

Иногда у детей младшего школьного возраста наблюдается стойкое отрицательное отношение к еде. Пищевой центр перестает быть регулятором потребностей ребенка в пище, что может привести к тяжелым нарушениям обмена веществ. Это состояние нередко возникает по вине родителей, которые заставляют ребенка есть больше, или быстрее, или то, что ребенку кажется невкусным. В таких случаях нужно срочно принимать меры — причем родители должны стать намного более требовательными к себе, чем к ребенку. (Однако в любом случае необходима консультация с врачом — стойкое отсутствие аппетита может быть связано порой с некоторыми заболеваниями ребенка.)

Белки — часть пищи, наиболее важная для растущего организма: они представляют собой основной материал для построения всех тканей тела.

Все многообразие белков построено из 20 видов аминокислот, соединенных в разных комбинациях. Аминокислоты могут синтезироваться в клетке в результате обменных превращений. Могут, но не все — 8 аминокислот обязательно должны в организм человека поступать извне, с пищей. Эти 8 аминокислот называются поэтому незаменимыми. А для детей в период роста характерна нехватка еще одной аминокислоты — гистидина, так что для них незаменимыми являются 9 аминокислот.

В животных белках молока, яиц, творога, сыра содержатся все незаменимые аминокислоты и в нужном соотношении. Так, состав незаменимых аминокислот куриных яиц соответствует составу аминокислот женского молока, т. е. идеально удовлетворяет потребности растущего организма. Родителям следует знать, что белки животного происхождения в питании

40







Date: 2015-06-08; view: 513; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию