Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дополнительная. 1. Келли Дж. Теория личности
1. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000. 2. Когнитивная психология: История и современность. Хрестоматия под ред. М.Фаликман и В.Спиридонова.- М.: Ломоносовъ, 2011.- 384с. 3. Косинский В. П. Практикум по когнитивно-поведенческой терапии. (http://www.trevogy.net/) 4. Найссер У. Познание и реальность. — М.: Прогресс, 1981. 5. Р.Л.Солсо. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996. 6. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб.: Ювента, 1999. 7. Цикл статей о когнитивной психотерапии (http://www.trevogy.net/) 8. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. — РнД.: Феникс, 2008. — 160 с.
ТЕМА 15. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Начало развития отечественной психологии можно отнести к периоду научного творчества М.В.Ломоносова в XVIII веке, однако наивысшего расцвета российская психологическая мысль достигает во второй половине XIX века. На фоне позитивных социальных преобразований (отмена крепостного права, ослабление цензуры, расцвет естественных наук, рост просвещения) и роста национального самосознания россиян, в 60 – 80 г.г. XIX века были выдвинуты две концепции оформления и развития психологии как самостоятельной науки: естественно-научная (Сеченов И. М.) и философская (Кавелин К.Д.). В результате долгих теоретических и методологических дискуссий в качестве исходной была принята программа психологии как учения о совершении психических деятельностей Сеченова Ивана Михайловича (1829 – 1905). В 1863 год рефлекторная теория И.М.Сеченова была опубликована в работе «Рефлексы головного мозга», в 1873 году – в работе «Кому и как разрабатывать психологию» автор изложил программу построения психологии как объективной науки, основанной на материалистической методологии и генетическом подходе в объяснении психической деятельности. Не смотря на то, что И.М. Сеченов утверждает рефлекторное строение любых психических актов, он, тем не менее, не редуцировал психику к физиологическим механизмам, как утверждали критики. Аналогия организма и психики в концепции И.М.Сеченова прослеживалась только в том, что они рефлекторны по своей структуре и происхождению, так как это процессы, имеющие начало, течение и конец (классическая схема рефлекса) и возникающие на воздействие внешних условий. Однако сам рефлекс определяется исключительно психическими процессами (торможение, опыт, отношение, предвосхищение). До Великой октябрьской социалистической революции 1917 года российская психология являлась частью мировой психологии, после революции развитие психологии попало в жесткую зависимость от новой идеологии и стала служить задачам политического строя, что типично для любого тоталитарного общества. История советской психологии – драматична, условно в ней можно выделить три критических этапа, определивших направление развития: I. 1936 г. – Постановление ВКПБ о педологических извращениях в системе наркомпроссов. Это постановление объявило педологию классово-враждебной наукой, на ее представителей начались гонения. В России этом направлении работали Г.И.Россолимо, П.Ф.Лесгафт, П.П.Блонский, А.Б.Залкинд; из теоретиков – М.Я.Басов, Л.С.Выготский и др. В.М.Бехтеревым был создан педологический институт в Петрограде. Причиной репрессий стало несоответствие биогенетических допущений педологии (детерминация развития ребенка наследственностью) ожиданиям КПСС, исходивших из марксистской догмы об определении сознания бытием, образом жизни. Та же участь постигла психотехнику, набиравшую силу в 20-30 годы с целью социалистического строительства. Лидер психотехники Шпильрейн И.Н. был расстрелян в 1937, остальные репрессированы – в связи с идеями антитроцкизма. II. 1941 – 1945 г.г. – Великая Отечественная Война. Не смотря на разрушительное значение, роль войны в становлении психологической науки имела и позитивный аспект. В этот период была наработана обширная эмпирическая база для теоретического обоснования нейропсихологии, психофизиологии, дифференциальной и военной психологии, расширена географии науки (за счет эвакуации ведущих научных психологических центров в глубь страны), значительно вырос статус психологии в обществе. III. 1950 г. Павловская сессия, на которой психология была сведена к физиологии высшей нервной деятельности, что было выгодно тоталитарному сталинскому режиму, поскольку утверждало конформность и стереотипизацию общественного мнения, из научного интереса полностью исключало тонкие движения души человека. Идеи С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, А.Н.Леонтьева были подвержены резкой критике, научный интерес приобретали различия людей,связанные с различиями ВНД(Б.Н.Теплов, В.С.Мерлин и др.). В целом, до середины 50-х г.г. (до «хрущевской оттепели»), для советской психологии был характерен изоляционизм (гонения за обращение к иностранным источникам, запрет на выезд отечественных ученых за рубежи СССР). В 1954 году семь человек были делегированы на международный конгресс психологов в Монреаль. В 1966 году в Москве прошел XVIII международный психологический конгресс. С этого периода началось активное развитие новых концепций и отраслей психологии (инженерная, социальная, космическая), формирование научных школ. Основоположником московской психологической школы по праву считается Выготский Лев Семенович ( 1896 – 1934) – автор культурно-исторического подхода в отечественной психологии. Исходя из критического анализа существующей психологии, Л.С.Выготский считал необходимым преодоление разрыва между бездейственной сознательностью (в русле интроспективной психологии сознания) и бессознательной действенностью (в концепциях бихевиоризма). По Л.С.Выготскому, психика человека – это продукт его деятельности в обществе: внешняя социальная деятельность человека интериоризируется в индивидуально-психологическую деятельность. Преобразование исходных психических функций индивида в высшие психические функции (ВПФ) происходит в процессе овладения знаковыми средствами (слово, письмо, число, образцы поведения и др.). В вопросе о соотношении обучения и психического развития, приоритет принадлежит развитию, поскольку высшие психические процессы возникают из обучения, приобщения индивида к культуре. Следовательно, обучение опережает и ведет за собой исходное психическое развитие. То, что ребенку доступно в настоящий момент без помощи взрослого, Л.С.Выготский назвал зоной актуального развития, доступный уровень с помощью взрослых – зоной ближайшего развития. Методом исследования высших психических функций является экспериментально-генетический, направленный на изучение процесса через его развитие. Направления московской психологической школы, традиции которой были заложены Л.С.Выготским, отличаются между собой научной проблематикой, но, вместе с тем, их базовые позиции связаны с идеями культурно-исторической концепции и развиваются именно в деятельностном ключе (Л.С.Выготский деятельность имел ввиду, но термин не употреблял). Начало деятельностному подходу было положено в научном творчестве Леонида Сергеевича Рубинштейна (1889 – 1960), в сформулированном им в 1922 году принципе единства сознания и деятельности. Согласно этому принципу, сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство как предпосылка (цели, мотивы) и результат ( знания,состояния, образы) деятельности. Леонтьев Алексей Николаевич (1903 - 1979) принцип единства сознания и деятельности расширяет до единства всего психического отражения и деятельности, распространяя принцип на психику всех живых существ в эволюции. В концепции А.Н.Леонтьева психически управляемая деятельность становится предметом научного анализа, тогда как для С.Л.Рубинштейна деятельность остается объяснительным принципом, но предметом психологии остается психика. В русле теории деятельности (1940) А.Н.Леонтьев связывает эволюционное развитие психики с усложнением деятельности (от раздражимости к чувствительности) – чем активнее и разнообразнее деятельность живого организма, тем совершеннее нервная система (от единичных рецепторов к центральной нервной системе и дифференциации коры полушарий головного мозга). И наоборот, более совершенная психическая организация живых существ обусловливает более активную, сложную и адекватную условиям среды деятельность. Этапы развития психики и деятельности в эволюции отражены в периодизации эволюционного развития психики, известной сегодня под авторством А.Н.Леонтьева – К.Э.Фабри. Леонтьев А.Н. разработал структуру деятельности, в которой выделил операциональный-технический (проявляется во внешней практической деятельности) и мотивационно-потребностный (отражает внутренний план деятельности) аспекты. Соотношение внешней и внутренней деятельности зафиксировано в понятиях экстериоризации – интериоризации. Соотношение единиц деятельности ( операция-действие-деятельность) раскрывается в понятиях навыки, умения, «сдвиг мотива на цель». Соотношение психики и деятельности в эволюции и онтогенезе изучал Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988), обосновавший единство и идентичность структур психики и деятельности. В этом единстве психика является ориентировочной функцией деятельности, обеспечивая образ и способ действий до начала этих действий на основе психического отражения проблемной ситуации в образном плане. П.Я.Гальперин выделил эволюционные уровни отражения психикой связей и отношений – от физического к уровню действий личности. В онтогенетическом аспекте принцип единства психики и деятельности нашел отражение в теории поэтапного формирования умственных действий, в которой П.Я.Гальперин определяет эффективность обучения исходя из сформированности ориентировочной основы умственных действий. Изучением роли деятельности в онтогенезе занимался Эльконин Даниил Борисович (1903 – 1984), он предложил концепцию периодизации развития личности по критерию ведущего вида деятельности ( ВВД). Ведущая деятельность – это деятельность, осуществление которой определяет психическое развитие на каждом возрастном этапе. При этом, в процессе психического развития происходит чередование в освоении операционально-технической и мотивационно-потребностной сторон деятельности (другими словами чередуется освоение мира отношений и мира вещей). Освоение мотивационно-потребностной (мир отношений) стороны деятельности всегда предшествует освоению операционально-технической (мир веще), что подтверждает ориентировочную функцию психики в деятельности. Психическое развитие в онтогенезе стало предметом научного творчества Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна и др. Проблема способностей в русле теории деятельности изучалась Юлией Борисовной Гиппенрейтер на примере формирования звуковысотного слуха. Экспериментально было доказано, что музыкальные способности формируются в процессе активной деятельности по усвоению способов внешних действий (в частности, пропевания звуков). Психофизиологические механизмы единства психики и деятельности раскрыты в концепции физиологии активности (1947) Николая Александровича Бернштейна (1896 – 1966). Вместо принятой в классической физиологии рефлекторной дуги, Н.А.Бернштейн ввел понятие «рефлекторное кольцо». Замыкание дуги в кольцо происходит за счет обратной связи от движений к сознанию, где происходит коррекция движений - принцип сенсорной коррекции. Согласно концепции, чем сложнее движение – от удержания равновесия к интеллектуальной и творческой деятельности – тем более высокий уровень центральной нервной системы контролирует ход его выполнения (от древних стволовых отделов до лобных долей коры головного мозга). Локализацию высших психических функций в головном мозге изучал Лурия Александр Романович (1902 – 1977) – автор теории системной динамической локализации ВПФ. Согласно концепции А.Р.Лурия, психические функции локализованы в трех автономных блоках головного мозга: 1) энергетический блок (расположен в ретикулярной формации и отвечает за оптимальное состояние возбудимости коры); 2) блок приема, переработки и хранения информации (обеспечивает познавательную деятельность субъекта, анатомически представлен затылочной долей (зрительная область), височной (слуховая область) и теменной (общечувствительная область); 3) блок программирования, регуляции и контроля деятельности (локализация в лобных долях и представляет высший уровень произвольной регуляции). Каждая психическая функция локализована не в одной точке, а в системе участков на разных уровнях (системность), что обеспечивает возможность компенсации поврежденных участков этой системы – другими участками (динамичность). Принцип единства психики и деятельности в антропогенезе реализуется в понимании сознания как результата трудовой деятельности. Для психики животных не характерно планирование и целеполагание – образ их жизни определяется конкретными ситуациями в соответствии с биологическими потребностями (есть голод – возникает задача добыть пищу – способ зависит только от конкретных условий). В общественном же образе жизни биологически бессмысленные операции обретают смысл в контексте общего дела, что обусловливает выход человека за пределы биологических потребностей – в структуре деятельности выделяется звено «действие – цель», а в структуре сознания, соответственно, «целеполагание и планирование». В совместной деятельности людей возникает язык, в котором закрепляются результаты познания (о труде, друг друге и пр.). В результате человек переходит от наглядно-практического мышления к абстрактному – формируются высшие психические функции, которые являются основой сознания. Единство сознания и деятельности зафиксировано в структуре сознания, в которой А.Н. Леонтьев выделил два слоя – рефлексивный (включает значения и смыслы) и бытийный (включает чувственную ткань, или сенсорику). В.П. Зинченко добавил к сознанию-действию биодинамическую ткань живого движения (моторика).Эффективность поведения определяется адекватным выбором действий (бытийный слой) и образа ситуации (рефлексивный слой) – единством составляющих сознания и деятельности. В социальной психологии категория деятельности исследовалась в русле концепций деятельностного опосредования межличностных отношений Развитие проблемы смысла в деятельностно-ориентированной психологии представлено в научном творчестве А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Если идеи московской психологической школы развивались в деятельностном ключе, то общей идеей ленинградской научной школы является комплексный подход, предполагающий интеграцию в единую систему человекознания разных научных дисциплин. Другая характерная особенность ленинградской школы отражена в системном подходе к изучению психики, то есть понимания психики как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Основы системного направления в экспериментальной психологиизаложил Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927). Идеи В.М.Бехтерева были изложены в трудах «Объективная психология» (1907) и «Коллективная рефлексология» (1921). В 1910-1920-е годы, В.М.Бехтерев приступил к созданию теории «рефлексология», согласно которой, рефлекс – это универсальный механизм деятельности – от простейших двигательных рефлексов (физиология), до сложнейших форм социального поведения (коллективный рефлекс - социология). Если в более ранний период, Бехтерев основное внимание уделял объединению психологии с медициной, то в рефлексологии он объединяет психологию и медицину с физикой, чтобы установить всеобщие законы природы, проявляющие себя в мире физических, психических и социальных явлений. Это была попытка создания комплексной науки о человеке и социуме. В этом смысле сегодня Бехтерев может быть назван предтечей будущего системного направления в психологии. Идеи системности были продолжены в психологии отношений Мясищева Владимира Николаевича (1892-1973). Согласно данной концепции, личностные качества и содержание деятельности связаны с избирательными связями человека с миром. Ядро личности определяется как система отношений человека к себе и миру. Научное творчество Ананьева Бориса Герасимовича (1907 – 1972), также, продолжает и развивает традиции комплексного и системного подходов ленинградской школы. Главный труд Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания» (1969) посвящен созданию комплексной дисциплины, синтезирующей достижения различных наук о человеке (история человечества, онтогенез, биология и т.д.). В соответствии с этими составляющими, автор выделил уровни организации человека: индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Б.Г.Ананьев форсировал развитие таких новых направлений в психологической науке как онтопсихология - многостороннее исследование бытия человека как индивида и личности, субъекта и индивидуальности в онтогенезе. Через связь поведения с мозгом и организмом в целом психология смыкается с естественными науками, а через связь с условиями жизни человека в обществе — с социальными, гуманитарными и техническими науками. Другим направлением психологии, у истоков которого стоял Б.Г.Ананьев, является акмеология, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (акме). Наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. Продолжение развития системного подхода в России во многом было связано с деятельностью ученика Б.Г. Ананьева – Бориса Федоровича Ломова (1927-1989), создавшего и возглавившего первую в стране лабораторию инженерной психологии. В 1963 году он опубликовал первую в стране монографию по инженерной психологии «Человек и техника». Благодаря его деятельности инженерная психология и ее отрасли (авиационная и космическая психология), занимают достойное место в отечественной науке. В 1970-1980-е годы научные интересы Б.Ф.Ломова все более концентрируются на теоретических и методологических проблемах. Он становится главным идеологом системного подхода в психологии: «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984). Значимой для развития отечественной психологии является школа дифференциальной психофизиологии, которую возглавил Борис Михайлович Теплов (1896 – 1965). В рамках данной школы велись исследования индивидуально-психологических различий между людьми в разных видах деятельности, особенно тщательно исследовалась музыкальная деятельность. Были четко разграничены задатки (как природные предпосылки способностей) и сами способности (как психические качества, необходимые для успешного исполнения деятельности). Б.М.Теплов придавал большое значение деятельностному аспекту развития способностей (задатки без включения в деятельность не развиваются). Мерлин Вольф Соломонович (1898 – 1982) в рамках созданной им пермской психологической школы, развивал идеи интегрального подхода к исследованию индивидуальности. В 1964 г. Им была выдвинута первая отечественная психологическая теория темперамента, согласно которой темперамент и личность – разные уровни индивидуальности, но связываются в индивидуальном стиле деятельности. Ученик В.С.Мерлина Е.А. Климов экспериментально исследовал связь индивидуального стиля деятельности и свойств нервной системы. В 1975 был сформулирован системный вариант концепции индивидуального стиля деятельности – теория интегральной индивидуальности. В Грузинской психологической школе, которую возглавил Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 – 1950) изучался феномен установки. Экспериментально было доказано, что установка, как целостное недифференцированное состояние, предшествует сознательной деятельности и определяет поведение – в этом заключается единство организма с действительностью. Установка возникает при наличии двух условий: потребность в данный момент и объективная ситуация удовлетворения этой потребности. В многочисленных экспериментах был доказан факт неосознаваемого характера установки. Не смотря на бурное развитие и многообразие возникающих в советской психологии теорий, до 1990 года официальной базой, по-прежнему, оставалась теория марксизма-ленинизма. К тенденциям современной отечественной психологии после 1990 года можно отнести следующие: 1. Переоценка методологических оснований советской психологии, методологическая ориентация на различные философские воззрения, помимо марксистско-ленинской. 2. Переосмысление искажений отечественных теорий после 1917 года (реабилитация трудов, искусственно исключенных из научного поля по идейным соображениям). 2. Интеграция российской психологии в мировую (переводы и издание трудов зарубежных классиков, международные лиги, общества, конгрессы и пр.). 3. Сближение теории психологии с практикой (не директивное внедрение, а собственные психологические службы на производстве, учреждениях образования и здравоохранения и т.д. – выявление и работа с конкретными проблемами). 4. Гуманизация психологии. Утвердилась точка зрения, что кризис психологии – результат ее построения по образцу естественных наук. Необходим новый стиль мышления, совмещающий естественно-научную и гуманитарную парадигмы в едином научном психологическом познании.
Практические задания 1. Подготовьте конспект статьи из научного журнала «Методология и история психологии» (рубрики «Забытые страницы отечественной психологии», «История отечественной психологии» и т.п.)1. 1 Конспект – краткое, связное и последовательное изложение основной информации подлинника, пересказ его содержания в свернутом (сокращенном) виде. Структура конспекта должна включить в себя: вступление (излагаются исходные данные реферируемого текста: название, выходные данные, сведения об авторе); основную часть (содержание реферируемого текста, основные мысли и тезисы) и заключение (формулируются выводы, к которым приходит автор анализируемого текста). 2. Подготовьте доклад и презентацию на 10 минут о научной деятельности отечественного ученого-психолога. Выбор ученого – на усмотрение студента (необходимо согласовать с группой во избежание повторов) 2. 2 В докладе необходимо осветить место рождения и годы жизни ученого, значимые факты биографии и социальный контекст становления как ученого, принадлежность к научной школе и учреждениям, предмет научного интереса, основные понятия и идеи, труды, ученики и последователи. 3. Подготовьте и оформите в виде карточек не менее пяти фрагментов текстов первоисточников отечественных ученых-психологов. 4. Определите авторство и проблемное поле текстов: · «При натуральном запоминании устанавливается простая ассоциативная или условно-рефлекторная связь между двумя точками А и В. При мнемотехническом запоминании, пользующемся каким-либо знаком, вместо одной ассоциативной связи, АВ, устанавливаются две другие, АХ и ВХ, приводящие к тому же результату, но другим путем. Каждая из этих связей АХ и ВХ является таким же условно-рефлекторным процессом замыкания связи в коре головного мозга, как и связь АВ. Мнемотехническое запоминание, таким образом, может быть разложено без остатка на те же условные рефлексы, что и запоминание естественное». · «Следует сформулировать ряд основных принципов, лежащих в основе диагностики и восстановления психических процессов, нарушенных вследствие поражений мозга. Ставя диагноз, мы определяем, какое звено или звенья функциональной системы поражены у данного больного. Одновременно мы пытаемся определить, какие звенья остались незатронутыми. Только после указания на область поражения можно предпринять лечение. Лечение и диагноз тесно связаны. В процессе лечения нарушения мы пытаемся использовать незатронутые звенья функциональной системы, а также дополнительные внешние средства, чтобы перестроить деятельность на основе новой функциональной системы. Для построения и закрепления новой системы может понадобиться значительный период переучивания, но к концу этого периода больной должен получить возможность заниматься этой деятельностью без посторонней помощи». · «Широко известен пример инстинктивного действия, которое производит личинка одного насекомого, называемого "муравьиный лев". Вылупившись из яичка, эта личинка ползет на муравьиную дорожку, привлекаемая сильным запахом муравьиной кислоты. На этой дорожке она выбирает сухой песчаный участок, в котором выкапывает воронку с довольно крутыми склонами. Сама личинка зарывается в глубину этой воронки, так что снаружи на дне воронки остается только ее голова с мощными челюстями. Как только муравей, бегущий по этой тропке, подойдет к краям воронки и, обследуя ее, чуть-чуть наклонится над ее краями, с них начинают сыпаться песчинки, которые падают на голову муравьиного льва. Тогда муравьиный лев сильным движением головы выбрасывает струю песка в ту сторону, откуда на него посыпались песчинки, и сбивает неосторожного муравья. А он, падая в воронку, естественно, попадает на челюсти, они захлопываются и муравьиный лев высасывает свою жертву. И в этом случае все части процесса так подогнаны друг к другу, что каждое звено вызывает последующее, и никакое вмешательство, которое регулировало бы этот процесс, уже не требуется. Правда, и здесь возможны случаи, когда муравей не будет сбит песочным "выстрелом" и успеет отойти от края воронки; но других муравьев постигнет печальная участь. В большинстве случаев — а этого для жизни и развития муравьиного льва достаточно — весь процесс заканчивается полезным для него результатом. Каждый шаг сложного поведения муравьиного льва — имеет строго определенный раздражитель, который вызывает строго определенную реакцию; все это происходит в таких условиях, что в большинстве случаев реакция не может оказаться неуспешной. Все действия и результаты этих действий подогнаны друг к другу, поэтому никакого дополнительного вмешательства для обеспечения их успешности не требуется. Здесь предположение о дополнительном психическом процессе было бы совершенно излишним». · «Сложная деятельность высших животных, подчиняющаяся естественным вещным связям и отношениям, превращается у человека в деятельность, подчиняющуюся связям и отношениям изначально общественным. Это и составляет ту непосредственную причину, благодаря которой возникает специфически человеческая форма отражения действительности — сознание человека. Выделение действия необходимо предполагает возможность психического отражения действующим субъектом отношения объективного мотива действия и его предмета. В противном случае действие невозможно, оно лишается для субъекта своего смысла. <…> То, на что направлено действие, подчиняющееся этому новому отношению, само по себе может не иметь для человека никакого прямого биологического смысла, а иногда и противоречить ему. Так, например, спугивание дичи само по себе биологически бессмысленно. Оно приобретает смысл лишь в условиях коллективной трудовой деятельности. Эти условия и сообщают действию человеческий разумный смысл. Таким образом, вместе с рождением действия, этой главной "единицы" деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе "единица" человеческой психики — разумный смысл для человека того, на что направлена его активность». 5. Как вы понимаете фразу А.Н. Леонтьева «Каждая новая ступень психического развития имеет в своей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации»? 6. Определите, какой принцип деятельностного подхода проявляется в данном примере: «Изучение людей преклонного возраста и долгожителей показывает, что постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к сужению и нарушению личности. И, наоборот, постоянная связь с окружающей жизнью способствует сохранению личности до самой смерти. Если человек по тем или иным причинам (например, в связи с уходом на пенсию) прекращает профессиональную, общественную деятельность, то это приводит к глубоким изменениям в структуре его личности — личность начинает разрушаться. Это в свою очередь приводит к функциональным нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям» (По Б. Г. Ананьеву). 7. На основании известных вам в истории психологии подходов, заполните матрицу идей по форме: «Подходы к решению психофизиологической (психофизической) проблемы»
8. Составьте по одному примеру, иллюстрирующему: § механизм сдвига мотива на цель, § превращений действий в операции, § превращения операций в действия, § процесс экстериоризации, § процесс интериоризации, § уровень «действие – цель», § уровень «операция – задача», § Принцип сенсорной коррекции
Контрольные вопросы
1. Назовите социальные и научные предпосылки зарождения российской психологии во второй половине XIX в. 2. Опишите первые программы становления российской психологии (И.М.Сеченов, К.Д.Кавелин). 3. Перечислите основные этапы и кризисы в развитии советской психологии. 4. Назовите основные научные школы отечественной психологии: представители и проблемное поле. 5. Дайте характеристику культурно-историческому подходу Л.С.Выготского. 6. Дайте характеристику деятельностному подходу в отечественной психологии. 7. Назовите современные тенденции отечественной психологии. Рекомендуемая литература
Date: 2015-04-23; view: 1112; Нарушение авторских прав |