Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительная. 1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант — М.: Высшая школа, 2005





1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант — М.: Высшая школа, 2005. — 439 с.

2. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.

3. Блугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1975.

4. Богуславский В.М. Кондильяк. М., 1984.

5. Богуславский В.М. Ламетри. М., 1977.

6. Гельвеций К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938.

7. Гербарт И. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940.

8. Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.

9. Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII в. Предклассический период. От вольфовской школы до раннего Канта. —
М., 1996. — 260 с.

10. Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993.

11. Кольцова В.А. Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной психологической науки (к 275-летию со дня рождения) // Психол. журн. № 6. 1986.

12. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия, XVIII в. М., 1986.

13. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках.
Л.: ЛГУ, 1982.

14. Ламетри Ж. О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Сочинения М. Мысль, 1976.

15. Момджян Х.Н. Философия Гельвеция. М., 1955.

16. Психологическая мысль России века Просвещения. СПб., 2000.

17. Руссо Ж.-Ж.: Pro et Contra Автор: Златопольская А.А. и др.- Издательство: Русской Христианской гуманитарной академии. 2005. - 798 с.

 

 


ТЕМА 7. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ (XIX в.)

 

В XIX веке психологическое познание наиболее интенсивно развивалось в рамках естественных наук, достижения в которых стали основанием для выделения психологии в самостоятельную науку, отличную как от философии, так и от физиологии. Одним из наиболее значимых для развития психологии достижений стало экспериментальное исследование соотношения психической деятельности и ее телесного основания в анатомии. Практически одновременно к экспериментальному открытию анатомической основы рефлекторной дуги пришли английский анатом Чарльз Белл (1811) и французский физиолог Франсуа Мажанди (1822). Зависимость психики от анатомии центральной нервной системы изучал и австрийский анатом
Франц Галь (1758 – 1828), который в своем учении «френология» (от греч. phren - душа, рассудок, ум) предложил "карту головного мозга", согласно которой, различные способности локализованы в определенных участках коры головного мозга. Такой подход в науке получил название «узкий локализационизм» и положил начало научной дискуссии о локализации высших психических функций в головном мозге. Против строгой локализации психических функций выступил французский физиолог Пьер Флуранс (1794-1867), выдвинув и экспериментально обосновав идею о полной функциональной однородности мозговой массы. Такой подход, утверждающий, что основные психические процессы являются продуктом головного мозга как целостного органа, получил в науке название «антилокализационизм ». Не смотря на серьезные ограничения рассмотренных подходов, историческая заслуга Ф.Галля и П.Флуранса заключается в привлечении внимания многих исследователей к экспериментальному изучению локализации психики в головном мозге.

Другим направлением развития психологического знания в Х1Х веке стала физиология нервной системы и органов чувств. В экспериментах физиологов было показано, что нервная ткань не обладает никакой другой энергией, кроме известной физике, а ощущения определяются не работой сознания, а исключительно объективными материальными факторами. Немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801 – 1858) предложил доктрину специфической энергии органа, в которой утверждал зависимость любого ощущения от специфической природы воспринимающего рецептора (специфическая энергия органа). Ученик Мюллера Герман Гельмгольц (1821 – 1894) экспериментально изучал скорость распространения возбуждения по нерву, что позволило убедительно обосновать зависимость ощущений от материальных источников. Кроме того, Г.Гельмгольц опытным путем установил, что целостный образ порождается телесным механизмом, независимым от сознания (теории бессознательных умозаключений). Таким образом, эксперименты физиологов опровергали ведущую роль сознания в протекании психической деятельности и устраняли разрыв между ощущением, внешним миром и умственной деятельностью. Дальнейшее развитие представлений о психике как регуляторе поведения происходило в работах немецкого физиолога Эдуарда Пфлюгера (1829 – 1910). В опытах с обезглавленной лягушкой Э.Пфлюгером было убедительно показано, что реакция организма на внешнее раздражение регулируется особой «сенсорной» функцией, которую нельзя свести ни к физиологии, ни к работе сознания. К таким выводам позволил прийти факт целесообразного поведения обезглавленной лягушки, адекватно тем условиям, в которые ее помещали (препятствия – обходила, от агрессии – оборонялась, на столе – она ползала, в воде – плавала и т.д.). Ранее такое поведение относили на счет деятельности сознания, но в данных опытах эта гипотеза теряла свою актуальность. Роль физиологии в данном случае, также, отрицалась, поскольку каждый раз двигательная реакция изменялась в соответствии с условиями (тогда как физиологический акт имеет чисто рефлекторный, машинальный, ничем не опосредствованный характер). Все это указывало на регулятивную роль не только связи чувствительных и двигательных нервов со спинным мозгом, но и особой функции, которая позволяет различать условия и соответственно этому изменять поведение. Таким образом, утверждалась идея о психической опосредованности реакций организма.

Начало введению измерения психических явлений в психофизиологии органов чувств было положено немецким анатомом и физиологом Эрнстом Вебером (1795 – 1878), который вывел и обосновал математическую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями.

Если психофизиология исследовала связь ощущений и телесного субстрата, то возникшая в Х1Х веке психофизика стала наукой о соотношении психического (ощущения) и физического (внешний раздражитель), независимо от анатомии и физиологии тела. Основатель психофизики – немецкий физик, философ и психолог Густав Фехнер (1801 – 1887) измерял соотношение силы раздражителя и интенсивности ощущений разных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и пр.). С помощью интегрального и дифференциального исчисления Г.Фехнер вывел уравнение, которое в современной психологии известно под названием закона Вебера-Фехнера: интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности внешнего раздражения.

В рамках другой частной отрасли психофизиологии – психометрии –велись исследования по измерению временного параметра психических процессов (ощущений, восприятия, ассоциаций). Ранее, в психофизиологии, уже проводились измерения времени прохождения нервного импульса
(Г. Гельмгольц), но это было измерением физиологических параметров (реакция организма). Голландский физиолог Франц Дондерс (1818 – 1889) изучал скорость протекания именно психических процессов. Чтобы сделать их доступным для измерения, в эксперимент вводились интеллектуальные задания. Увеличение времени реакции при введении задач в сравнении со скоростью простого прохождения импульса по нерву, Ф.Дондерс трактовал как психическое усложнение процесса. Эти исследования были продолжены
З. Экснером, который изучал особенности изменения времени реакции в зависимости от возраста, степени тренированности, утомления, действия алкоголя и т.д. на различных этапах распространения импульса от периферии к центру. В целом, исследования временных параметров реакций показали, что индивидуальные колебания общего времени реакции связаны с особенностями переработки нервного импульса в головном мозге, что выводило исследования из сферы физиологии в психофизиологию и психологию.

К середине XIX века, благодаря открытиям в биологии, изменился и стиль психологического мышления в направлении от механистического детерминизма к биологической причинности. Французский ученый
Клод Бернар (1813-1878) разработал концепцию о постоянстве внутренней среды организма - гомеостазе. В ее основе лежала идея о стремлении внутренней среды организма (кровь, лимфа, межклеточная жидкость) к постоянству вопреки действию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Эта концепция утверждала принцип саморегуляции в живых системах, что коренным образом расходилось с постулатами механистического детерминизма. Важным источником методологического преобразования стало эволюционное учение Чарльза Дарвина (1809-1882). В 1859 г. в свет вышла его книга "Происхождение видов путем естественного отбора", в которой Дарвин описал механизм биологического прогресса – отбор и борьба за существование, предполагающие сохранность и накопление таких признаков, которые обеспечивают организму выживание и наилучшее существование. Естественный отбор заставляет организм приобретать и удерживать только такие признаки, которые необходимы для приспособления к условиям внешней среды и сохранения жизни. Так в биологии получили развитие принципы активности и целесообразности жизненных реакций. Поскольку психика имеет биологические корни, то революционные преобразования в биологии распространились и на психологию: психика стала пониматься как жизненно важная функция живых систем, помогающая приспособиться к изменяющимся условиям.

Под влиянием эволюционных идей произошли коренные преобразования и в психиатрии, в русле которой получили развитие сравнительные исследования нормы и патологии, естественнонаучная ориентация в теории и методах исследования психики, систематическая разработка проблем гипноза как метода диагностики и лечения (что выводило научный поиск за пределы замкнутого в себе сознания). Наиболее передовые позиции в экспериментальном исследовании психики в XIX веке занимали французские и русские психиатры. Во Франции у истоков экспериментальной психологии стояли две школы психиатров – нансийская под руководством П.Льебо и парижская («Сальпетриер»), возглавляемая Ж.Шарко. Позже, ученики Жана Шарко – Т.Рибо, П.Жане и др. – выступили инициаторами и организаторами экспериментальной психологии во Франции. В России клинические исследования психики концентрировались в основном в Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии (под руководством И.М. Сеченова и
И.Р. Тарханова) и на медицинском факультете Казанского университета (под руководством Ф.В. Овсянникова и Н.О. Ковалевского). В этих школах проводилось комплексное изучение мозга, локализации функций в коре, сравнительный анализ рельефа коры в разные периоды эволюции и онтогенеза и др. В рамках этих исследованиях проходило становление выдающегося психиатра В.М.Бехтерева, открывшего в 1885 г. первую в России и вторую в Европе (после лаборатории В.Вундта) психофизиологическую лабораторию при кафедре нервных и душевных болезней Казанского университета. Клинические и анатомо-физиологические исследования головного мозга русскими психиатрами и неврологами явились важным условием для перевода умозрительной психологии в естественнонаучное русло.

Итак, к концу XIX века в рамках естественных наук было накоплено достаточное количество экспериментальных данных, которые не могли быть объяснены законами этих наук, что указывало на тот факт, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. В анатомо-физиологических исследованиях и в психиатрии была доказана связь психики с телом, биология способствовала изменению методологических оснований психики; в области психофизики и психометрии была обоснована возможность объективного измерения психических явлений. Все это стало основанием для выделения психологии в самостоятельную экспериментальную науку, отличную по предмету исследования как от философии, так и от физиологии.

 

Практические задания

 

1. Назовите авторов и раскройте содержание следующих открытий в области естествознания XIX века: принцип рефлекторной дуги, время реакции, нервный круг, порог чувствительности, специфическая энергия органа, френология, полная функциональная однородность мозговой массы, теория бессознательных умозаключений, сенсорная функция, круг ощущения, личное уравнение, биологический детерминизм.

2. Заполните таблицу «Естественнонаучные предпосылки становления психологии»:

Область естествознания Представители Значение для психологии
Анатомия    
Физиология    
Психофизика    
Психометрия    
Биология    
Психиатрия    

 

3. Определите достоверность тезисов:

· Чарльз Белл является автором доктрины специфической энергии органа.

· Закон Белла-Мажанди отражает активность замкнутого в себе и не зависимого от органов чувств сознания.

· И. Мюллер связывал характер ощущения с типом нервной ткани воспринимающего рецептора.

· Пьер Флуранц экспериментально подтвердил френологию Франца Галя.

· И. Мюллер определял зависимость ощущений от внутренней деятельности сознания.

· Г. Гельмгольц экспериментально доказал зависимость ощущений от материального источника.

· Э. Пфлюгер экспериментально доказал, зависимость поведенческих реакций от деятельности сознания.

· Э. Вебер экспериментально исследовал соотношение раздражителей и ощущений.

· Согласно закону Вебера-Фехнера, интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности представлений.

· Основателем психофизики является И. Мюллер.

· В психометрии экспериментально изучалась скорость протекания физиологических реакций.

· Эволюционный подход в биологии способствовал становлению механистического варианта принципа детерминизма в психологии.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите направления естествознания XIX века и их вклад в развитие психологического познания.

2. Охарактеризуйте основные достижения физиологии и анатомии первой половины XIX в., повлиявшие на развитие психологии.

3. Выделите направления в исследовании локализации психических функций в XIX веке и соотнесите эти позиции с современными взглядами.

4. В чем состоит значение идей И. Мюллера для психологии?

5. Какие идеи и экспериментальные исследования Г. Гельмгольца оказали влияние на развитие психофизиологии и психологии?

6. Каким образом Э. Пфлюгер подтверждает выводы Гельмгольца?

7. Как Э. Пфлюгер приходит к выводу о не сводимости психики к физиологии и философии?

8. В чем заключается значимость открытий Э. Вебера и Г. Фехнера для становления психологии самостоятельной наукой?

9. Какой вклад внесли астрономы в развитие психологии?

10. Чем предмет измерения временных параметров Францем Дондерсом отличается от предмета изучения Г. Гельмгольца?

11. В каком направлении З. Экснер продолжил экспериментальные исследования Ф. Дондерса?

12. Охарактеризуйте вклад эволюционных идей в развитие психологического познания.

13. Какова роль психиатрии в развитии психологии?

14. В чем заключается значение учения Дарвина для развития психологии?

15. Какова роль психиатрии в становлении предмета и методов объективной психологии?

Рекомендуемая литература

Date: 2015-04-23; view: 2092; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию