Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительная. 1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков





1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.

2. Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс: http://www.auditorium.ru/books/1378/Berkeley/Ber.html] / Авт. колл.:
Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. - Электр. дан. - М., 2002.

3. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (Автобиография). Соч. Т.9. М., 1959.

4. Дарвин Ч. О выражении душевных движений у животных и человека. М.,1896.

5. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – Т.1,2.

7. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998.

8. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998. Раздел IV. Гл 7,8. С. 258-320.


ТЕМА 8. СТАНОВЛЕНИЕ психологии
самостоятельной наукОЙ

 

Во второй половине XIX века сложилось несколько программ разработки психологии как самостоятельной экспериментальной науки, в которых по-разному определялись предмет и задачи ее развития. Такие программы в Европе предлагались В.Вундтом и Ф.Брентано, в России – И.М.Сеченовым и К.Д.Кавелиным, в США У.Джемсом и Г.Спенсером и др. Однако, официальный статус психология получила на основании программы физиологической экспериментальной психологии Вильгельма Вундта (1832 – 1920). В 1863году В.Вундт опубликовал «Лекции о душе человека и животных», в которых была представлена программа построения двух психологий: экспериментальной и социальной («психология народов»). В 1979годув Лейпциге Вундт открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию, которая стала международным центром подготовки психологов, а в 1881 была преобразована в Институт экспериментальной психологии.

Роль В.Вундта в становлении психологии трудно переоценить, но она имеет более реформаторский, нежели интеллектуальный характер, поскольку предложенная им программа базировалась на философских идеях XVII века (Р.Декарт, Дж.Локк и Г.Лейбниц) и на естественно-научных идеях XIX века (психофизика, психометрия, психофизиология). Однако, экспериментальные процедуры измерения (порогов ощущения, времени реакции и др.) у В. Вундта получили идеалистическую трактовку. Если Г. Фехнер изучал соотношение между силой раздражения и силой ощущения, то научный интерес В. Вундта был направлен на изучение соотношения между ощущением и психологическим суждением о нем (а не реальным воздействием). Так, исключая связи между психикой и внешней средой, В. Вундт замыкает сознание в себе самом и понимает его как совокупность элементарных ощущений, представлений, чувствований и связей между ними (принцип элементаризма).В понимании психической детерминации психических явлений, не зависимо от тела и мира физического, заключается идеализм Вундта. Поскольку сознание от внешних раздражителей не зависит, значит, нет внешних точек его проявления, следовательно, высшие психические функции не могут быть зарегистрированы экспериментально, а доступны только самонаблюдению. Исходя из этого, методом психологии становится экспериментально контролируемая интроспекция.



В учении В.Вундта были заложены основы теоретического направления психологии структурализм, предметом изучения которого стала структура сознания. Максимальное развитие структурализм получил в аналитической интроспекции ученика В.Вундта - Эдварда Титченера (1867 – 1927), который возвел принцип элементаризма в абсолют. Если Вундт понимал сознание как совокупность элементов и все-таки связей между ними (ассоциации и апперцепция), то Титченер в своем учении полностью исключает из научного анализа процесс синтеза элементарных представлений в сложные. Целью аналитической психологии стало разложение ментального опыта на мельчайшие, далее неделимые элементы.

В истории психологии учение Э.Титченера имеет значение как тупик структурализма, который утратил свою значимость со смертью Титченера в 1927 году.

В теоретических спорах структурализму противостоял функционализмнаправление, изучающее роль психических функций в реальном поведении. Вместо анализа сознания по параметру «что и из чего?» функционалисты искали ответ на вопрос «как и почему?». Функционализм берет начало в учении об интенциональных актах сознания австрийского философа Франца Брентано (1838 – 1917). Функционализм рассматривает сознание ни как структуру элементарных ощущений, а как средство, с помощью которого организм активно постигает реальный окружающий мир. Методом остается интроспекция, но акты сознания изучаются в их естественном течении и составе, без расчленения на элементы и связи между ними. Так в функциональном направлении утверждается принцип целостности против принципа элементаризма структуралистов.

Идеи функциональной психологии развивали ученики Ф. Брентано –
К. Штумпф и Х. Эренфельс (Европа), У. Джемс (США). Основные идеи функционализма – активность сознания, его целостность и предметность – в дальнейшем стали идейным источником для зарождения таких современных направлений психологии, как бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.



В американской психологии функциональное направление развивал Вильям Джемс (1842-1910). Джемс был приверженцем дарвиновских идей и рассматривал психические процессы как полезную функцию живых организмов, направленную на выживание и приспособление к окружающему миру. Соответственно, сознание понималось им как жизненно важная функция, обеспечивающая приспособление к сложной среде. Структурной модели сознания Джемс противопоставляет метафору «поток сознания», утверждая тем самым, что сознание существует в форме непрерывного течения и каждую секунду доступным самонаблюдению может быть только один аспект реальной действительности, поэтому интроспективное изучение его структуры бесполезно. Другим важным аргументом против интроспекции, по мнению У.Джемса, является избирательность мозга, который выборочно реагирует на множество действующих на него раздражителей в соответствии с жизненной необходимостью. Следовательно интроспективное изучение сознания способно отражать лишь часть возможного содержания сознания. Связь сознания с личностью его носителя У.Джемс назвал барьером личности, утверждая тем самым невозможность выявления универсальной структуры сознания и неправомерности переноса результатов интроспекции на психическую жизнь всех остальных. У.Джемсом была предложена структура личности, включающая в себя физическую, социальную и духовную составляющие. Таким образом, оставаясь в пределах интроспективной психологии сознания, Джемс вносит принципиально новую его трактовку, связывая сознание с организмом (через функцию адаптации) и с личностью, несводимой к совокупности элементарных ощущений.

Помимо исследований в направлениях структурализма и функционализма, проблематика сознания разрабатывалась группой ученых Вюрцбургского университетаво главе с учеником В.Вундта – Освальдом Кюльпе (1862 – 1915). Изначально вюрцбуржцы следовали научным традициям В. Вундта, однако позже, на основании результатов экспериментов в исследовании психики, опровергли постулаты своего учителя. Здесь впервые (!) производили экспериментальное изучение мышления, не смотря на то, что В. Вундт отрицал возможность его эмпирической регистрации из-за замкнутости сознания в самом себе и отсутствия связей с внешней средой. В отличие от В. Вундта, О.Кюльпе и его ученики в эксперименте использовали не физические раздражители (звук, цвет и пр.), а интеллектуальные задания. Другим нововведением этой школы стало изменение инструкции в эксперименте: описание того, что происходит в сознании испытуемого между воздействием стимула и эффектом этого воздействия (раньше экспериментально изучали именно эффект раздражения) В итоге было установлено, что в сознании содержатся умственные действия, не связанные с органами чувств – так называемые несенсорные компоненты (удивление, сомнение, узнавание, согласие, смысл, значение и пр.), или безобразное мышление, что категорически опровергало главный постулат структуралистов о сознании как совокупности именно сенсорных образов (ощущений, представлений, чувствований).

Таким образом, на рубеже XIX- XX веков (в период становления психологии самостоятельной наукой), основная теоретическая борьба происходила между функционализмом и структурализмом, но, не смотря на противоположность этих воззрений, их объединял метод интроспекция. Однако, по мере экспериментальной проверки, становилось очевидным, что только самонаблюдение не может быть источником достоверных знаний о психике. На почве этих сомнений зарождается собственно экспериментальный и объективный метод изучения психики.

Очередным ударом по вундтовской психологии сознания стали результаты экспериментального исследования памяти и обучаемости Германа Эббингауза (1850 – 1909). Опыты Эббингауза стали первыми в истории психологии чисто психологическим экспериментальным исследованием высших психических процессов, поскольку изучались не эффекты раздражения (это было бы физиологическим рефлексом), а те процессы в психике, которые опосредуют эффект этого раздражения. В Вюрцбургской школе, также, исследовались познавательные процессы, но методом интроспекции, то есть на основании субъективных ощущений испытуемых. Эббингауз же, впервые, применил объективный метод.

Так, в психологии стал утверждаться собственно экспериментальный, объективный метод исследования более сложных психических процессов, чем сенсорные ощущения, составляющие классику ассоцианизма и интроспекции. На этой почве все более приближается методологический кризис психологии, а эксперимент начинает распространяться из лабораторий в разные сферы жизни через отрасли психологии.

Практические задания

 

1. Составьте матрицу психологических идей по форме:

Школа/ направление Представители Предмет и задачи психологии Основные идеи и принципы в понимании психики Метод исследо-вания
Структурализм        
Функционализм        
Вюрцбургская школа        
Экспериментальное исследование памяти        

2. Раскройте причины и судьбу воззрений В. Вундта, о которых идет речь в тексте:

«Вундт полагал, что простейшие психические процессы - ощущение и восприятие - можно и необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. Но он был уверен, что экспериментальный метод не годится для изучения психических процессов высшего порядка - таких, как обучаемость и память, которые связаны с языком и прочими аспектами нашего культурного воспитания. По мнению Вундта, к высшей мыслительной деятельности можно применить только не экспериментальные методы исследования, практикуемые в социологии, антропологии, социальной психологии. Важным является утверждение Вундтом ведущей роли социальных сил в развитии познавательных процессов. Однако его суждения о том, что эти процессы невозможно изучать с помощью эксперимента, вскоре были опровергнуты» (С.Шульц, Д.Шульц, 2002; С.78).

3. Определите авторство и проблемное поле фрагмента научного текста:

«Как настоящее есть часть моей личности, мое, так точно и все другое, проникающее в мое сознание с живостью и непосредственностью, — мое, составляет часть моей личности. Далее мы увидим, в чем именно заключаются те качества, которые мы называем живостью и родственностью. Но как только прошедшее состояние сознания представилось нам обладающим этими качествами, оно тотчас присваивается нашим настоящим и входит в состав нашей личности. Эта "сплошность" личности и представляет то нечто, которое не может быть временным пробелом и которое, сознавая существование этого временного пробела, все же продолжает сознавать свою непрерывность с некоторыми частями прошедшего».

4. Подготовьте доклад с презентацией на тему «Возникновение и развитие прикладных отраслей психологии». Продолжительность доклада – 10 минут. Отрасль – по выбору студента (при необходимом согласовании с группой).

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите основные признаки, по которым можно судить о приобретении психологией статуса самостоятельной науки.

2. Назовите философские и естественнонаучные основания "физиологической психологии" В.Вундта.

3. Охарактеризуйте предмет и метод "физиологической психологии" В.Вундта.

4. Раскройте сущность структурализма и опишите его эволюцию.

5. Раскройте сущность и основные идеи функционализма (Ф.Брентано, У.Джемс и др.).

6. В чем заключаются основные отличия и общие черты концепций В.Джемса и В.Вундта?

7. Опишите предмет и специфику исследования высших психических процессов в экспериментах Вюрцбургской школы.

8. В чем заключаются основные отличия и общие черты концепций В.Джемса, В.Вундта и Вюрцбургской школы?

9. Охарактеризуйте предмет, метод и результаты экспериментов Г.Эббингауза.

 

Рекомендуемая литература






Date: 2015-04-23; view: 681; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию