Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительная. 1. Бандура А. Теория социального научения.- М.: Евразия, 2000





1. Бандура А. Теория социального научения.- М.: Евразия, 2000. – 350 с.

2. Лихи Томас. История современной психологии – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2003. – 448 с. (Серия «Мастера психологии»).

3. Нарский И.С. Западно-европейская философия 18 в. М., 1973.

4. Доллард Дж., Миллер Н. Психотерапия в рамках теории научения/ Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./ Ред. Сост.У.С.Сахакиан. Пер. с англ. – М., 2000. – 624 с. (Серия «Мир психологии»). С. 303 – 349.

5. Скиннер Б. Что такое бихевиоризм?- М., 1999.

6. Уотсон Д. Поведение как предмет психологии// Хрестоматия по истории психологии под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. С. 34-44.

7. Холл Ст, Линдсей Г. Теории личности. М.: "КСП+", 1997.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997.

9. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб, 1998.

10. Якунин В.А. История психологии. – СПб., 1998.

11. Hull С. L. Essentials of Behavior. — Yale University Press, 1951.

12. Hull С. L. A Behavior System. — Yale University Press, 1952.


ТЕМА 11. Психоанализ и его эволюция в ХХ в.

 

Психоанализ как научное направление возник в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики в трудах австрийского врача, философа и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Занимаясь неврозами, главным образом истерией, 3. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз с терапевтическими целями. Факты постгипнотического внушения произвели на З.Фрейда большое впечатление и привели его к убеждению о том, что поведение человека управляется такими содержаниями, о которых человек даже не подозревает, не осознает их на когнитивном уровне. Исходя из такого понимания, предметом психоанализа становится бессознательное.

Изначально, З.Фрейд приступил к лечению истерии совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842-1925). Результаты совместной деятельности были изложены в книге "Исследование истерии" (1895). Метод лечения истерии, разработанный И.Брейером еще до встречи с З.Фрейдом, сводился к воспоминанию и переживанию психотравмирующих переживаний (вытесненных в бессознательное) в состоянии гипноза. Однако для З. Фрейда все более очевидным становился тот факт, что воспроизведение психотравмирующих ситуаций в состоянии гипноза, приносит лишь временный эффект, поскольку вытесненные переживания, управляющие активностью человека, не выводятся из бессознательного в зону сознания (так как сознание при гипнозе отключено). Фрейд был убежден, что именно осознание лишает ранее вытесненные переживания мотивационной силы и не позволяет им трансформироваться в другие невротические симптомы. Гипотеза о сохранении психических содержаний при изменении формы существования
(из сознательной в бессознательную), базировалась на физиологических идеях о сохранении энергии, усвоенных З.Фрейдом во время обучения в Венском университете под руководством выдающегося физиолога Э.Брюкке.

Исключив гипноз как средство проникновения к вытесненным содержаниям, Фрейд нашел другие каналы высвобождения психотравмирующих переживаний, а именно: толкование сновидений, свободных ассоциаций, невротических симптомов и многочисленных проявлений психопатологии обыденной жизни (оговорки, забывания, опоздания, описки, однообразный юмор и т.п.). Систему выявления и толкования этого материала Фрейд назвал психоанализом.

Основой для предположения возможности толкования бессознательного через его прорывы в обыденную жизнь, также, стали физиологические идеи, а именно – строгий причинный детерминизм. В психоанализе Фрейда этот закон трансформировался в гипотезу о бессознательном как причине сознательного поведения. Бессознательные импульсы выдают тайны человека, раскрывают его истинные желания или страхи, которые были вытеснены из-за своей травматичности или аморальности из сознания. Анализ бессознательных проявлений психики («руда для психоанализа») является источником проникновения в бессознательное, то есть методом перевода вытесненного материала в сознание.

В становлении концепции бессознательного З.Фрейда можно условно выделить три периода.

Первый период (1897-1905) характеризуется разработкой методов лечения неврозов, что отразилось в научных работах того периода: "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Отрывок из одного анализа истерии"(1905). Уже в этот период З.Фрейд предложил топографическую модель психики, которая включает в себя три уровня – сознательное (то, что осознается непосредственно), предсознательное (латентное, но доступное для осознания) и бессознательное (психотравмирующий вытесненный материал). В этот период психоанализ становится популярным в научной и общественной среде. И если раньше он имел отношение только к патологическим, т.е. болезненным явлениям психики, то после перехода к толкованию сновидений и психопатологии обыденной жизни, которые являются проявлениями нормальной психической жизни, психоанализ становится общепсихологическим учением.


Во втором периоде (1906-1918) Фрейд сосредоточился на разработке общепсихологического учения о личности и ее развитии. Фрейд выдвинул Учение о влечениях, в котором выделил две тенденции, движущие человеком: инстинкт самосохранения и сексуальные влечения. Главные работы периода: "Анализ фобии одного пятилетнего мальчика" (1909), "Леонардо да Винчи" (1910) и "Тотем и табу" (1912), "Лекции по введению в психоанализ".

В третьем периоде З.Фрейд, под влиянием событий первой мировой войны, внес коррективы в свое Учение о влечениях, поскольку только сексуальный инстинкт и инстинкт самосохранения не могли объяснить поведение человека на войне, массовые случаи героизма и жестокости, в связи с чем, Фрейд объединил эти инстинкты в единое влечение к жизни (Эрос, в основе которого энергия либ и до) и добавил влечение к смерти (движимое агрессией и аутоагрессией). Эти идеи были изложены в книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920).

Кроме того, в третьем периоде своего творчества, З.Фрейд преобразовал и выделенную им ранее структуру личности. Если прежняя структура имела статичный топографический характер, то в новом учении личность понимается как динамика между тремя инстанциями личности: «Я» (с лат «Эго»), «Оно» (с лат. «Ид») и «Сверх-Я» (с лат. «Супер-Эго»). Динамические представления о структуре личности Фрейд изложил в работе «Я и Оно» (1923). Именно в этот период своей научной деятельности, З.Фрейд экстраполировал свое учение на всю культуру и историю человечества, общественную жизнь и религию. Так, психоанализ становится философской системой и смыкается с другими течениями современной философии. Основные работы третьего периода: «Будущность одной иллюзии» (1927), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1939) и др.

Итак, в контексте психоаналитического учения личность включает в себя 3 инстанции: ОНО (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) изначально аморально и иррационально, движимое принципом удовольствия, к достижению которых стремится снизить любой ценой, не взирая на реальные условия.

Сверх-Я, составляющее совесть и идеалы личности, ее морально-этический облик, напротив, постоянно запрещает и сдерживает стремление Оно.

Я, руководствуясь принципом реальности, направлено на примирение несовместимых тенденция и старается удовлетворить влечения Оно только с учетом условий реальности. Этот конфликт между сознательной и бессознательной частью психики и составляет динамику структуры.


Если совмещение влечений Оно и Сверх-Я невозможно, то в Я растет напряжение, которое снижается посредством механизмов психологической защиты (МПЗ) – устойчивых неосознаваемых стратегий поведения и мышления, адаптирующих личность к реальности (за счет ее искажения) и сохраняющие самооценку. Фрейд описал такие механизмы как вытеснение (непроизвольное удаление психотравмирующей информации из сознания), отрицание (избирательное внимание к психотравмирующей информации и недопущение до осознания), рационализация (логическое, рациональное обоснование неблаговидных поступков или обесценивание недоступных благ), регрессия (непроизвольное «соскальзывание» на более ранний психический уровень в онтогенезе), проекция (бессознательное приписывание собственных недостатков или нежелательных импульсов окружающим), реактивное образование (бессознательная подмена нежелательных импульсов на прямо противоположные, желательные) и др. В настоящее время описано более двадцати механизмов психологической защиты, имеющих место при неврозе, внутреннем неразрешаемом конфликте личности. Продуктивным механизмом психологической защиты является сублимация, направленная на преобразование сексуальных или агрессивных импульсов в социально приемлемые (творчество, дружба, спорт, наука и пр.).

Таким образом, главной энергезирующей силой личности являются бессознательные содержания, сосредоточенные в Оно (Ид). Как нам уже известно, такими бессознательными влечениями являются инстинкт самосохранения, сексуальные влечения и влечение к смерти. Как полагал З.Фрейд, наиболее сильным является именно сексуальный инстинкт, при этом, человек не становится, а рождается сексуальным существом. Идея З. Фрейда о том, что психическое развитие – это стадиальное развитие сексуального потенциала (либидо) легло в основу концепции психосексуального развития. Термин «сексуальный» означает стремление к любви, нежности, разрядке эрогенных зон. На разных этапах развития источник сексуального удовольствия фиксирован в разных зонах (рот, анус, гениталии). Нарушения в прохождении стадий вызывают фиксацию на них, что отражается на формировании характера.

Оральная стадия соответствует возрасту ребенка от рождения до 1 года. Источником сексуального удовольствия является рот, а удовлетворение достигается через поглощение. Фиксация на данной стадии при ее неблагополучном прохождении отражается в формировании орального характера (речевой эгоцентризм, склонность к перееданию, курение, алкоголизм, чрезмерная зависимость и доверчивость, страсть к поцелуям др.).

Анальная стадия охватывает период от 1 года до 3 лет. Источник удовольствия – анус, способ удовлетворения – акт дефекации или его произвольная задержка. На этой стадии формируется чувство собственности и самоконтроль. Чрезмерное внимание и давление родителей в связи с навыками гигиены может вызвать фиксацию, которая в будущем выразится в форме анального характера (чрезмерная бережливость, скупость, накопительство/коллекционирование, педантизм, упрямство, чрезмерная любовь к порядку). Обратный полюс выражается в неряшливости и необязательности.


На фаллической стадии, соответствующей старшему дошкольному возрасту (от 3 до 6-7 лет), происходит половая идентификация и начинается процесс выбора объекта полового влечения. Первым объектом становится родитель противоположного пола. Так, мальчик сосредотачивает свои сексуальные желания на маме (объектный катексис к матери), при этом испытывает враждебность по отношению к отцу. Девочки, напротив, испытывают нежность к отцу и враждебность к матери. Этот конфликт, по мнению З.Фрейда, является обязательной стадией психосексуального развития и заканчивается формированием Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. При благополучном прохождении стадии происходит идентификация ребенка с родителем того же пола, а образованные комплексы вытесняются и формируют внутренние регуляторы поведения (сверх – Я).

С момента подавления комплексов до пубертата наступает латентный период, когда сексуальные импульсы сублимируются в игру, спорт, учебу.

Пубертатному периоду соответствует генитальная стадия, которая принципиально отличается от фаллической тем, что целью сексуального поведения становится воспроизведения рода. На генитальной стадии происходит выбор реального сексуального объекта и поиск приемлемых способов разрядки либидозной энергии.

Абсурдность пансексуализма вызвала к жизни различные варианты неофрейдизма. У всех неофрейдистов, по-прежнему, как и у З. Фрейда, поведением управляет биологический фактор, но этот фактор не сводится к сексуальным влечениям. Все неофрейдистские концепции условно можно развести на два направления:

1) Глубинная психология изучает конфликт между биологическим и социальным внутри личности, который может проявляться в форме стиля жизня (А.Адлер), индивидуации (К.-Г. Юнг), акцентуаций личности (К.Леонгард).

2) Социальный фрейдизм анализирует конфликт между биологическим и социальным в социальном окружении, который может проявляться форме социального характера (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливен).

Во второй половине ХХ в. наибольшее развитие получили те идеи З.Фрейда, в которых он анализирует собственные склонности и тенденции «Я». Так, в центр интересов эго-психологии Анны Фрейд было поставлено «Эго» и его адаптивные функции. Анна Фрейд, соглашаясь с идеей отца о врожденных агрессивных влечениях, рассматривала детскую агрессивность как результат развития ребенка в аномальных условиях (без родителей, без семьи, в концлагерях, в домах ребенка, интернатах и т.д.). Агрессивность появляется потому, что в этих условиях либо совсем отсутствуют объекты любви в окружении ребенка, либо эти объекты часто меняются, либо по каким-то причинам вообще не устанавливаются отношения с этими объектами любви. Таким образом, агрессивные (как и тревожные) тенденции появляются в связи с тем, что либидо не развивалось или оставалось в первичной стадии. Исходя из этих утверждений, А. Фрейд пришла к выводу, что в таких случаях коррекционная работа с детьми должна ориентироваться на развитие либидо, формирование привязанности к другим людям, развитие у детей чувства защищенности, а не на преодоление у них агрессивных реакций.

Идеи о врожденном характере агрессивности, кроме Анны Фрейд, были продолжены Мелани Клейн, которая связывала агрессивный инстинкт не с либидо, а с некоторыми возрастными особенностями (рождение Супер-Эго). Однако, также, как и А.Фрейд, Мелани Клейн считала, что только усиление либидо может снизить агрессивность.

Идеи Анны Фрейд о ведущей роли Я в развитии личности получили развитие в эпигенетической концепции Эрика Эриксона (1902 – 1994), объединившего психоанализ и гуманистическую психологию. Оставив структуру личности такой же как в психоанализе З.Фрейда, он сосредоточил свой интерес именно на Я, от характеристик и новообразований которого зависит становление личности. Э. Эриксон, в отличие от З.Фрейда, считал, что развитие Я происходит всю жизнь, до зрелости и старости, в процессе стадиального прохождения психосоциальных кризисов, которые заключаются в выборе из двух альтернативных направлений движения – одно. В зависимости от выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности, тогда как негативное разрешение влечет за собой деструктивные новообразования, препятствующие формированию эго-идентичности. Кризис Идентичности (Identity crisis) – это потеря эго-идентичности, его критерий – отсутствие целей, ценностей, представлений о себе, отсутствие мечты и смысла жизни. Эго-идентичность гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем и зависит от уровня самоидентификации в социокультурных условиях. В каждой стране – свои институты социализации и традиции, которые определяют особенности идентификации личности на протяжении всей жизни.

Одной из наиболее значимых концепций для детской психологии стала теория привязанности, разработанная английским психологом и психиатром Джоном Боулби (1907-1990). Главная идея Д.Боулби состояла в том, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, которая не сводима ни к сексуальности, ни к инстинктивному поведению. Резкий разрыв этой связи приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. В отличие от госпитализма, эти нарушения могут проявиться не сразу, а лишь в подростковом возрасте.

Эрик Берн (1902 – 1970) в концепции трансактного анализа о бъединил психоанализ с гештальтпсихологией.Из психоаналитических представлений Э.Берн заимствовал идею детерминированности сценария жизни отношением родителей к ребенку в возрасте до шести лет. Новых теоретических положений концепция Берна не содержит, она более ориентирована на практику, а именно – на социальное научение, что сближает ТАА с социальным бихевиоризмом. В книгах «Игры, в которые играют люди» (1964) и «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (1972) Берн представил понятие о трех Эго-состояниях: родитель, взрослый, ребенок. В каждый конкретный момент человек может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на другое при изменении ситуации. Доминирующее состояние определяет поведение человека и его взаимоотношения с окружающими. Работа по осознанию и изменению Эго-состояний клиентов предполагает изучение межличностных отношений клиентов, стереотипных схем поведения (игр) и долговременных жизненных планов (скриптов). При этом задачей психотерапевта является избавление клиента от рано сформировавшихся деструктивных игр и сценариев и оптимизация его межличностных отношений.

 

Практические задания

 

1. Составьте задачи на определение механизмов психологической защиты (не менее пяти задач, механизмы на выбор студента).

2. Приведите примеры проявления бессознательного в обыденной жизни (описки, оговорки и т.п.).

3. Интерпретируйте феномены, описанные З. Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» [13]:

· «Прямо невероятный случай описки и очитки произошел в редакции одного распространенного еженедельника.

Редакция эта была публично названа «продажной», надо было дать отпор и защититься. Статья была написана очень горячо, с большим пафосом.

Главный редактор прочел статью, автор прочел ее, конечно, несколько раз — в рукописи и в гранках; все были очень довольны. Вдруг появляется корректор и обращает внимание на маленькую ошибку, никем не замеченную.

Соответствующее место ясно гласило: «Наши читатели засвидетельствуют, что мы всегда самым корыстным образом отстаивали общественное благо».

Само собой понятно, что должно было быть написано: «самым беско-рыстным образом». Но истинная мысль со стихийной силой прорвалась и сквозь патетическую фразу<…>»

· «Неприятную шутку, которую сыграли со мной мои бессознательные мысли, раскрывает следующий пример. Должен предупредить, что в качестве врача я никогда не руковожусь соображениями заработка и — что разумеется само собой — имею всегда в виду лишь интересы больного. Я пользую больную, которая пережила тяжелую болезнь и ныне выздоравливает. Мы провели ряд тяжелых дней и ночей. Я рад, что ей лучше, рисую ей прелести предстоящего пребывания в Аббации и прибавляю: „Если вы, на что я надеюсь, не скоро встанете с постели“. Причина этой обмолвки, очевидно, эгоистический бессознательный мотив — желание дольше лечить эту богатую больную, желание, которое совершенно чуждо моему сознанию и которое я отверг бы с негодованием».

· «Когда молодая женщина во время свадебного путешествия теряет свое обручальное кольцо, это дурное начало; впрочем, обыкновенно оказывается, что она куда-нибудь заложила его и потом находит. – Я знаю одну даму, теперь она уже развелась с мужем, которая сплошь да рядом подписывала свои бумаги – по имущественным делам – своей девичьей фамилией, и это за много лет до того, как она стала ее вновь носить на самом деле. – Однажды я был в гостях у молодоженов и слышал, как молодая женщина со смехом рассказывала, что с ней недавно случилось. На следующий день после возвращения из путешествия она пошла к своей незамужней сестре, чтобы, как в прежние времена, отправиться с ней вместе за покупками, в то время как муж ее пошел по своим делам. Вдруг ей бросился в глаза какой-то господин, шедший по другой стороне улицы, она толкнула сестру и вскрикнула: смотри, вот господин Л. Она забыла, что этот господин уже в течение нескольких недель – ее муж. У меня мороз пробежал по коже, когда я это услышал; все же я не решился сделать отсюда соответствующий вывод. Мелкий инцидент этот вспомнился мне лишь несколько лет спустя, когда брак этот закончился самым печальным образом.
О знаменитой актрисе Элеоноре Дузе один мой друг, научившийся внимательно присматриваться к знакам, рассказывает, что в одной из своих ролей она совершает симптоматическое действие, ясно показывающее, из каких глубоких источников идет ее игра. Эта драма – о супружеской неверности; героиня только что имела объяснение с мужем и стоит теперь в стороне, погруженная в мысли, в ожидании искусителя. В этот короткий промежуток времени она играет обручальным кольцом на пальце, снимает его, надевает вновь и опять снимает. Теперь она созрела уже для другого».

· «Мне известен также случай с одним пожилым господином, который взял себе в жены очень юную девушку и собирался провести свадебную ночь не в дороге, а в одном из отелей того же города. Едва они успели приехать в отель, как он с ужасом заметил, что при нем нет бумажника, в котором лежали все деньги, предназначенные для свадебной поездки; он сунул его куда-нибудь или потерял. Удалось все же разыскать по телефону слугу, который нашел бумажник в старом сюртуке молодожена и принес его в отель своему господину, вступившему, таким образом, в брак без состояния. Благодаря этому он мог на другое утро отправиться со своей молодой женой в дорогу; но в течение ночи он, как это и предвещали его опасения, остался «несостоятельным».

4. Определите авторство и проблемное поле приведенных фрагментов первоисточников:

· «Может ли человек иметь любовь? Будь это возможно, любовь должна была бы существовать в виде какой-то вещи, субстанции, которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но дело в том, что такой вещи, как "любовь", не существует. "Любовь" – это абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя никому еще не удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же существует лишь акт любви. Любить – это форма продуктивной деятельности. Она предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения.

Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей "любви" свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее».

· «…соперничество и сопутствующие ему потенциальные враждебные отношения между людьми, страхи, сниженное самоуважение – в психологическом плане приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным. Даже когда у него много друзей и он счастлив в браке, эмоционально он все же изолирован. Эмоциональную изоляцию выносить трудно любому человеку, однако она становится бедствием, если совпадает с мрачными предчувствиями и опасениями на свой счет.

Именно такая ситуация вызывает у нормального современного человека ярко выраженную потребность в любви и привязанности как своего рода лекарстве. Получение любви и расположения способствует тому, что у него ослабевает чувство изолированности, угрозы враждебного отношения и растет уверенность в себе. Так как это соответствует жизненно важной потребности, роль любви переоценивается в нашей культуре. Она становится призрачной мечтой – подобно успеху, – несущей с собой иллюзию того, что является решением всех проблем. Любовь сама по себе не иллюзия, несмотря на то что в нашей культуре она чаще всего служит ширмой для удовлетворения желаний, не имеющих с ней ничего общего; но она превращается в иллюзию, так как мы ждем от нее намного больше того, что она в состоянии дать <…> Отсюда человек – а я все еще имею в виду обычного человека – стоит перед дилеммой, суть которой в огромной потребности в любви и привязанности, с одной стороны, и трудности ее достижения – с другой.

Такая ситуация дает обильную почву для развития неврозов».

· «Наш разум имеет свою историю, подобно тому, как ее имеет наше тело. Возможно, кому-то и покажется уди­вительным, что человек имеет аппендикс. А знает ли он, что должен его иметь? Он просто рождается с ним, и все. Миллионы людей не знают, что имеют зобную желе­зу, однако они ее имеют. Так и наш бессознательный разум, подобно телу, яв­ляется хранилищем реликтов и воспоми­наний о прошлом. <…> Не следует думать, что здесь прячется что-то мистическое. <…> Возьмем ребенка: он не рождается с готовым сознанием, но его разум не есть табула раса (tabula rasa). У младенца наличествует определенный мозг, и мозг английского ребенка будет действовать не так, как у австралийца, но в контексте жизненных путей современ­ного гражданина Англии. Сам мозг рож­дается с определенной структурой, рабо­тает современным образом, но этот же самый мозг имеет и свою историю. Он складывается в течение миллионов лет и содержит в себе историю, результатом которой является. Естественно, что он функционирует со следами этой истории, в точности подобным телу, и если поис­кать в основах мозговой структуры, то можно обнаружить там следы архаичес­кого разума. <…>

Если бы это было не так, можно было бы говорить о чуде. Но я вовсе не торгую чудесами, а исхожу из опыта. С моим опытом вы бы пришли к таким же выводам по поводу этих архаических мотивов. Случайно вступив в мифологию, я всего-навсего про­чел больше книг, нежели, возможно, вы».

· «Каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике, то есть в развитии. Поэтому можно сказать, что у него есть прошлое и будущее. Будущее неразрывно связано с нашими стремлениями и целью, тогда как прошлое указывает на характер неполноценности или неадекватности, которую мы стараемся преодолеть. Вот почему комплекс неполноценности нас больше интересует в начале, в то время как комплекс превосходства нас интересует в его динамике, развитии».

· «Цель рыночного характера – полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личностей. Личности с рыночным характером по сравнению, скажем, с людьми XIX века не имеют даже своего собственного "я", на которое они могли бы опереться, ибо их "я" постоянно меняется в соответствии с принципом "Я такой, какой я вам нужен". <…>

Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть. Эти "старомодные" эмоции не соответствуют структуре характера, функционирующего почти целиком на рассудочном уровне и избегающего любых чувств, как положительных, так и отрицательных, потому что они служат помехой для достижения основной цели рыночного характера – продажи и обмена, – а точнее, для функционирования в соответствии с логикой "мегамашины", частью которой они являются. Они не задаются никакими вопросами, кроме одного – насколько хорошо они функционируют, – а судить об этом позволяет степень их продвижения по бюрократической лестнице».

· «Потенциальное враждебное напряжение между людьми приводит в результате к постоянному порождению страха – страха потенциальной враждебности со стороны других, усиленного страхом мести за собственную враждебность. Другим важным источником страха у нормального человека является перспектива неудачи. Страх неудачи вполне реален и потому, что в общем шансы потерпеть неудачу намного больше шансов достичь успеха, и потому, что неудачи в обществе, основанном на соперничестве, влекут за собой реальную фрустрацию потребностей. Они означают не только экономическую небезопасность, но также потерю престижа и все виды эмоциональных переживаний неудачи».

· «Если мы удовлетворены нынешним положением дел, в нас не должно быть места для стремления превосходить и добиваться успеха. <…> Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который может найти. Рассмотрим для примера ленивых детей. Недостаток у них активности, отсутствие интереса к чему бы то ни было могут создать у нас впечатление полного отсутствия у них движения. Но и у них мы найдем желание превосходить других, желание, которое заставляет их говорить: «Если бы я не был так ленив, я мог бы стать президентом». Их развитие и стремление, если можно так сказать, относительны. Они высокого мнения о себе и придерживаются представления о том, что могли бы многое совершить и принести немало пользы, если бы…!».

· «…противоречия, заложенные в нашей культуре, представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. Отличие от нормы имеет чисто количественный характер. В то время как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное решение невозможным».


Контрольные вопросы

 

1. Назовите научные предпосылки возникновения психоанализа.

2. Охарактеризуйте модели личностной организации, предложенные З.Фрейдом (топографическая, динамическая, энергетическая).

3. Охарактеризуйте механизмы психологической защиты личности, проиллюстрируйте их примерами из жизни или произведений искусства.

4. Назовите и дайте характеристику основным методам исследования и лечения функциональных психических расстройств в психоанализе.

5. Назовите влечения человека, выделенные З.Фрейдом и поясните их соотношение в человеческой активности.

6. Дайте характеристику стадиям психосексуального развития личности и приведите примеры фиксации на каждой из стадий.

7. Как З. Фрейд соотносит проблемы культуры и религии с психоанализом?

8. В чем заключается значение фрейдизма для развития психологии?

9. Назовите основные направления критики фрейдизма в концепциях неофрейдизма.

10. Охарактеризуйте основные положения аналитической психологии К.Юнга.

11. Охарактеризуйте основные положения индивидуальной психологии А. Адлера.

12. Охарактеризуйте основные положения концепции гуманистического психоанализа Э. Фромма.

13. Охарактеризуйте основные положения культурно-философской психопатологии К. Хорни.

14. Охарактеризуйте основные направления развития идей З. Фрейда в ХХ в. (А. Фрейд, Э. Эриксон и др.).

Рекомендуемая литература

 







Date: 2015-04-23; view: 916; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию