Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дополнительная. 4. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении
1. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. 2. Декарт Р. Страсти души // Р. Декарт. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989. 3. Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1973. 4. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении... // Г.В. Лейбниц. Соч.: В 4 т. Т.2. М., 1983. 5. Лейбниц Г.В. Монадология // Г.В. Лейбниц. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1982. 6. Ляткер Я.А. Декарт. М., 1975. 7. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975. 8. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII в. М., 1974. 9. Нарский И.С. Лейбниц. М., 1972. 10. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984. 11. Соколов В.В. Спиноза. М., 1973. 12. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.
ТЕМА 5. Развитие ассоциативной психологии
Ассоциативная психология является первой научной школой психологии, положившей начало её выделению из философии, становлению естественнонаучной парадигмы и поиску объективных методов исследования психики. Зародившись в Англии на рубеже XVII – XVIII веков, ассоциативная психология просуществовала до начала XX века как доминирующее научное направление психологии, утверждающее ассоциации в качестве универсального объяснительного принципа всей психической деятельности. Об ассоциации как феномене было известно еще со времен Платона и Аристотеля, однако первым силу универсального закона психической деятельности придал ассоциациям английский мыслитель Т.Гоббс (1588-1679), описав психическую жизнь как механические ассоциации между ощущениями от внешнего мира и высшими проявлениями, в том числе и мышлением. Эмпирические идеи Т.Гоббса были продолжены его соотечественником Джоном Локком (1632 – 1704), признанным «отцом эмпирической психологии» и «предвестником ассоциативной психологии». Если Р.Декарт и другие рационалисты Нового времени говорили о врожденном характере идей, то Дж.Локк утверждал исключительно прижизненный характер образования идей через чувственный опыт. Дж.Локк сравнивал сознание при рождении с чистой доской («tabula rasa»), на которой прижизненный чувственный опыт оставляет «свои письмена». Обобщив все известные факты психической жизни ребенка, Локк пришел к выводу, что до момента обучения ребенок не имеет математических понятий, тогда как рационалисты утверждали их врожденный характер. Сравнительный анализ содержания сознания людей из разных культур и социальных слоев, также, показал различия, приобретенные прижизненно. Таким образом Дж.Локк в качестве источника образования идей утверждает прижизненный опыт, в котором он выделяет два вида: 1) внешний (чувственное познание, образующее простые ощущения); 2) внутренний (рефлексия сознания, в результате которой простые чувственные ощущения преобразуются в сложные). Дж.Локк выделял пять механизмов преобразования сложных идей из простых ощущений: 1. Ассоциация – (от лат. Assotiatio – соединение) – случайные связи между идеями, возникающие по причине их совпадения друг с другом во времени и пространстве. 2. Соединение (сумма, накопление). 3. Сопоставление (сравнение). 4. Обобщение ( присоединение частного случая к уже известному). 5. Абстрагирование (выделение, вытяжка). Позже, последователи Дж.Локка в качестве единственного механизма работы психики стали рассматривать исключительно ассоциации, устранив из зоны научного анализа другие мыслительные операции. Так, Дж.Локк стал провозвестником ассоцианизма, который в английской психологии XVIII века был продолжен в двух направлениях: 1. Материализм (Дэвид Гартли, Джон Толланд и Джозеф Пристли). 2. Идеализм (Джордж Беркли и Дэвид Юм). Ассоцианисты идеалистического направления в основе психической деятельности рассматривали исключительно внутренний опыт, утверждая тем самым активность сознания, независимо от объективной реальности. Так, последователь Локка и родоначальник крайней формы субъективного идеализма, Дж. Беркли (1685 – 1753) утверждал, что объекты не существуют в реальности, а существуют только тогда, когда их воспринимает сознание, т.е. «вещь – это комплекс ощущений», а «быть, значит быть в восприятии». Шотландский философ-идеалист Д.Юм (1711 – 1776) идет в своих рассуждениях еще дальше и ставит под сомнение существование не только физического мира, но и телесной компетентности человека, а именно, его органов чувств. Поставив под сомнение все известные на тот момент гипотезы об источнике порождения ощущений (Бог, физический мир и органы чувств), Юм не нашел им эмпирического и объективного подтверждения и констатировал, что познание осуществляется без участия внешнего опыта и заключено только в сознании, которое замкнуто в самом себе (как монада в учении Г.Лейбница), само порождает и само воспринимает ощущения. Ассоцианисты материалистической ориентации, напротив, считали источником опыта исключительно внешний мир, физически воздействующий на нервную систему и механически порождающий ассоциации между участками головного мозга. Первой законченной теорией ассоцианизма стала материалистическая концепция английского врача и философа Дэвида Гартли (1705 – 1757). Опираясь на принципы механики И.Ньютона, а также, научные данные медицины и физиологии, Д.Гартли рассматривал идеи как результат ассоциаций между участками головного мозга, возникающих от вибраций внешних воздействий в нервной системе. В структуре психики Гартли выделил два круга – большой и малый. Большой круг представлен рефлекторной дугой и регулирует поведение (механически, от вибраций внешних воздействий). Малый круг представляет собой следы от внешних вибраций в головном мозге и регулирует мыслительную деятельность. Д.Гартли связывал силу следов вибраций со степенью осознанности, что стало первой материалистической трактовкой бессознательного. Все психические процессы возникают из ассоциаций между очагами вибраций в малом круге: мышление – из ассоциации образа и слова, воля – из ассоциации слова и движения, память – ассоциация следов со словом или образом и т.д. Таким образом, Д. Гартли утверждает укорененность ассоциаций в телесной организации и механистичность их образования (механическое возбуждение от вибраций, независимо от содержания идей). Итак, начиная с выделения ассоциативного механизма образования сложных идей в концепции Дж.Локка и заканчивая объяснением всех психических процессов (от поведения до познания) исключительно ассоциациями в теории Д.Гартли, мы можем проследить эволюцию ассоциативной психологии, возведение принципа ассоциации в абсолют. Поскольку ассоциативное направление было единственным самостоятельным и доминирующим, то в научном психологическом познании до начала ХХ в. прочно укоренилась точка зрения о том, что в сознании нет ничего, кроме идей и ассоциаций между ними. В XIX веке ассоциативная психология получила развитие в работах английских мыслителей Джеймса Милля и Джеймс Милль (1773 – 1836) объяснял работу сознания как механические ассоциации элементарных ощущений, которые существуют в одном и том же качестве на протяжении всей жизни и изменяют только свое место в пространстве сознания. В соответствии со столь механистическим подходом, концепция Дж.Милля получила название «ментальная механика» и в эволюции ассоцианизма явилась его вершиной. Сын Дж.Милля Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) предложил концепцию, названную «ментальной химией». Главным принципом работы сознания, по-прежнему, оставались ассоциации ощущений, но возникали они уже не механически, а в результате активного порождения сознанием качественно новых психических состояний, отличных от качеств исходных простых идей. Подобный отход от механистических постулатов ассоцианизма способствовал его постепенной деградации. Дальнейшее развитие ассоцианизма проходило в рамках физиологии и эволюционной теории. Так, Александр Бэн (1818 – 1903), автор физиологического ассоцианизма, объединил идеи ассоцианизма с идеями гедонизма в его физиологическом аспекте. Основным принципом организации мышления и поведения становятся ассоциации между ситуациями и удовлетворяющими в данных обстоятельствах реакциями. Вместо механицизма, А. Бэн вводит понятие о спонтанной активности нервной системы, которая проявляется в спонтанных движениях, повторяющихся до тех пор, пока не приведут к полезному результату. Удовлетворяющая реакция ассоциативно закрепляется с ситуацией и в следующий раз рефлекторно возникает в подобной же ситуации. Таким образом, вместо механического закрепления ассоциаций, А. Бэн вводит идею целесообразности. Кроме того, к традиционным видам ассоциаций по сходству и смежности в пространстве и времени А. Бэн добавляет творческие ассоциации. Герберт Спенсер (1820 – 1903), автор эволюционной теории ассоцианизма расширил анализ психики от ее связи с организмом к отношениям психики с внешней средой. В своей концепции Г.Спенсер развивал идеи эволюционной теории Ч. Дарвина о том, что главная функция психики в процессе эволюции определяется адаптацией организма к среде. В основе адаптации (как биологической, так и социальной), Г. Спенсер видел формирование ассоциаций между внешними условиями и целесообразными способами реагирования. По мере дальнейшего развития психологии, ассоцианизм утратил свою теоретическую значимость и актуальность, что способствовало переориентации исследовательского интереса от теории к практическому исследованию ассоциативных связей: законы памяти (Г. Эббингауз), формирование навыков (бихевиоризм), мотивация поведения (психоанализ), ассоциативный эксперимент (криминалистика, психиатрия) и др. В 20-е годы ХХ века ассоцианизм как отдельное направление исчезает. Укореняется точка зрения о том, что ассоциация – не механизм работы психики, а психическое явление, которое само требует объяснения и раскрытия механизмов (как мышление, воображение, эмоции и пр.).
Практические задания
1. Определите авторство и объясните смысл высказывания: «Быть, значит быть в восприятии». 2. Определите ложность-достоверность тезисов: · Концепцию Дэвида Юма можно характеризовать как пример вульгарного материализма. · Рене Декарт ввел в науку понятие о простых и сложных идеях. · Джон Локк выделял единственный механизм образования сложных идей из простых – ассоциацию. · Дэвид Гартли выделял 5 механизмов всей психической деятельности: ассоциация, соединение, сопоставление, обобщение, абстрагирование. · Джордж Беркли утверждал, что объекты не существуют в реальности, а являются лишь комплексом субъективных ощущений. · Готфрид Лейбниц решал психофизиологическую проблему в духе психофизического монизма. · Рене Декарт решал психофизиологическую проблему в духе психофизического взаимодействия. · Фрэнсис Бэкон объяснял возникновение идей вибрациями внешнего эфира, которые передаются в ГМ через НС. · Давид Гартли считал орудием познания эксперимент и индуктивную логику. · Бенедикт Спиноза решал психофизиологическую проблему в духе психофизического параллелизма. · Бенедикт Спиноза является автором учения об идолах. · Джон Толанд и Джозеф Пристли в своем научном творчестве развивали идеи Г.Лейбница. · Джеймс Милль утверждал, что весь мир состоит из бесчисленного множества монад – замкнутых в себе духовных субстанций, обладающих психической активностью. · Джон Стюарт Милль рассматривал сознание как пассивную машинообразную структуру, которая механически переставляет элементарные ощущения по закону ассоциаций. · Томас Гоббс утверждал, что сознание активно порождает сложные идеи из простых в результате творческого синтеза. · Дэвид Юм представлял человеческое тело как машинообразный механизм, состоящий из пружины-сердца, нитей-нервов и колес-суставов. · Александр Бэн является автором концепции «ментальная механика». · Джон Сюарт Милль является автором концепции «ментальная химия. · Дэвид Юм утверждал, что ни Бог, ни материя, ни органы чувств не могут порождать ощущения – сознание само их порождает и воспринимает. · Герберт Спенсер утверждал в основе адаптации – формирование ассоциаций между внешними условиями и целесообразными способами реагирования. · Александр Бэн утверждал, что мышление и поведение организуются путем проб и ошибок в процессе отбора наиболее удовлетворяющей в данных условиях реакции. · Джозеф Пристли ввел в психологию понятие о творческих ассоциациях, а также об ассоциациях, возникающих на основе различения организмом полезного-бесполезного. · Александр Бэн является автором эволюционной психологии и рассматривает психику как механизм адаптации к биологической и социальной среде. · Герберт Спенсер считал, что в основе психического развития – ассоциации, возникающие в результате повторения связей между внешними условиями и способами реагирования, которые закрепляются в индивидуальном и наследственном опыте.
3. Определите авторов нижеприведенных фрагментов и обоснуйте свои ответы: · «Некоторые считают…, будто в разуме есть некие врожденные принципы, некие первичные понятия…, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир… Стало быть у детей и идиотов есть разум, есть душа с отпечатками на ней… Но ребенок не знает, что три и четыре – семь, пока не научится считать до семи… Истина выявилась для него, как только в его душе закрепились ясные и определенные идеи… на том же основании и тем же способом, каким он узнал раньше, что розга и вишня не одно и то же». · «Поскольку <…> ощущения передаются духу благодаря эффективности материальных причин мозгового вещества, как признано всеми физиологами и врачами, то мне представляется, что способности к порождению идей и возбуждению их при помощи ассоциации также должны возникать из материальных причин <…> А так как вибрационное движение более подходит к природе ощущений, чем любой другой вид движения, то оно представляется также более подходящим к способностям порождения идей и возбуждения их при помощи ассоциации. Однако эти способности проявляются самостоятельно, как уже отмечено, так что учение об ассоциации идей может стать фундаментом и руководством для наших будущих исследований, что бы ни случилось с учением о вибрациях». · «Когда я говорю, что стол, на котором я пишу, существует, то это значит, что я вижу и ощущаю его; и если б я вышел из своей комнаты, то сказал бы, что стол существует, понимая под этим, что, если бы я был в своей комнате, то я мог бы воспринимать его, или же что какой-либо другой дух действительно воспринимает его. Здесь был запах - это значит, что я его обонял; был звук - значит, что его слышали; были цвет или форма - значит, они были восприняты зрением или осязанием. Это все, что я могу разуметь под такими или подобными выражениями. Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно. Их esse есть percipi, и невозможно, чтобы они имели какое-либо существование вне духов или воспринимающих их мыслящих вещей. Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум. Но с какой бы уверенностью и общим согласием ни утверждался этот принцип, всякий, имеющий смелость подвергнуть его исследованию, найдет, если я не ошибаюсь, что данный принцип заключает в себе явное противоречие. Ибо, что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы воспринимаем посредством чувств? А что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения (ideas or sensations)? И разве же это прямо-таки не нелепо, что какие-либо идеи или ощущения, или комбинации их могут существовать, не будучи воспринимаемы?» · «Давайте предположим, что душа представляет собой, так сказать, белый лист, без единой буквы, без всяких идей. Каким образом появится на ней что-нибудь? Откуда происходит это разностороннее содержимое, которое с почти бесконечной изобретательностью начертала трудолюбивая и неограниченная фантазия человека? Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из ОПЫТА. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало» Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте учение Дж.Локка и значение его идей для развития психологической научной мысли. 2. Какое направление можно считать ассоцианистским? Является ли ассоцианистским учение Дж.Локка? 3. В каких направлениях развивалась ассоциативная психология с XVIII до начала ХХ веков? 4. Охарактеризуйте основные идеи и теории ассоциативной психологии идеалистической ориентации (Д.Беркли, Д.Юм). 5. Как материалистическое понимание психической деятельности реализуется в ассоциативном учении Д.Гартли? 6. Проведите сравнительный анализ ассоциативных концепций «ментальная механика» и «ментальная химия». 7. Раскройте сущность и основные идеи физиологического подхода в ассоциативной теории А. Бэна. 8. Раскройте сущность и основные идеи эволюционного подхода в ассоциативной теории Г.Спенсера. 9. Обобщая изученный материал, назовите основные этапы эволюции ассоциативной психологии и ее место в современной психологии.
Рекомендуемая литература Date: 2015-04-23; view: 2575; Нарушение авторских прав |