Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительная. 1. Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX-начало XX вв.)





1. Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX-начало XX вв.). Нижний Новгород, 1994. 160 с.

2. Исторический путь психологии: прошлое настоящее, будущее //
Сб. тезисов Международной конференции. М., 1992. 184 с.

3. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992. 362 с.

4. Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред.
Л.И. Анцыферова. М., 1988.

5. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

6. Кольцова В.А. Идеологические и научные дискуссии в истории психологической науки в СССР // Современная психология: исторические, методологические и социокультурные аспекты развития // Материалы Международной конференции "2-е Московские встречи". – М., 1993. 232 с.

7. Лакатос И. История науки и ее рациональная реконструкция // Структура и развитие науки. – М., 1978.

8. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.

9. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. – М., 1994.

10. Систематический ретроспективный указатель (указатель психологической литературы, изданной в СССР за 1987 г.). М., 1990.

11. Соколова Е.Ю. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994.

12. Ткаченко А.Н. Категориальный строй психологии как предмет историко-научного исследования // Методология историко-психологического исследования. М., 1974.

13. Ярошевский М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания // Проблемы теории и истории развития психологии. М., 1973.

14. Ярошевский М.Г. История психологии (от античности до середины XX в.) М., 1996.

15. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М., 1995. 140 с.

16. Ярошевский М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии.
СПб, 1993. 300 с.

17. Ярошевский М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания // Проблемы теории и истории развития психологии. М., 1973.

18. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.


ТЕМА 2. Развитие психологии в период античности

Античность (от лат. antiquus - древний) – термин, традиционно употребляемый в значении «греко-римская древность». Хронологически, рамки античной психологии – с VII в. до н.э. и условно до II - IV в. н.э. – это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации.
Все позднейшие типы европейского мировоззрения берут своё начало именно в античности, когда был заложен категориальный строй психологической науки (образ, мотив, поведение, личность, социальные отношения) и сформулированы её основные проблемы (соотношение телесного и психического, чувств и разума, мышления и речи, личности и общества, эмоций и мышления, врожденного и приобретенного и др.).

В первобытном обществе душа понималась как сверхъестественная сущность и объяснялась принципом анимизма (от лат. anima - душа, дух) – форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.
В период смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом (урбанизация, колонизация, развитие товарно-денежных отношений, расцвет культуры, возникновение математики, астрономии, медицины и т.п.) душа вводится в ряд природных явлений, происходит переход от сакральности (когда знание основано на вере и не требует доказательств) к гилозоизму (от греч. hyle - материя и zоо – жизнь) – философское учение об одушевленности всей природы.

Античность – неоднородный период, который условно (по приоритетным задачам и итогам) можно разделить на три этапа:

I. Досократический период – с VI по IV в.в. до н.э.

II. Классический период – с IV по II в.в. до н. э.

III. Эллинистический период – II век до н.э. – II век н.э.

Эллинизм буквально означает распространение древнегреческой науки и культуры по всему миру с завоевательными походами Александра Македонского, что продолжалось до возвышения Рима и начала религиозного доминирования над наукой в период средневековья.

Первый этап развития античной психологии связан с выделением философского рационального мышления из мифологии и формированием первой исторической формы науки – натурфилософии, изучающей общие закономерности общества, природы и человека. В Милетской школе впервые за природную первооснову души было принято то или иное материальное вещество – архе: вода (Фалес), неопределенное бесконечное вещество «апейрон» (Анаксимандр), воздух (Анаксимен). Представитель Эфесской школы Гераклит, назвав душу психеей, утверждал ее огненное начало (архе). Однако, огонь, по мнению Гераклита, находится в вечном движении и преобразовании (от состояния огня через состояния воздуха и земли к состоянию влажности), поэтому все в мире, в т.ч. душевное и телесное, непрерывно течет и изменяется. Так, Гераклит вводит идею развития и процессуальности психических состояний. Важнейшим вкладом Гераклита в развитие психологии стало и противопоставление хаосу анимизма идеи причинности всех явлений (Логос).


Итак, на первом этапе развития психологической мысли были заложены основы материалистических воззрений, получивших наиболее последовательное выражение в учении Демокрита, который считал первоосновой мира атом (от греч. "атом" - то, что не делится). Поскольку душа, как и все в природе, состоит из атомов, то она является смертной, как и тело. Исходя из атомистических представлений, любая активность человека объяснялась механическим движением и столкновением атомов, независимо от воли и мотивации человека. Таким образом, Демокрит утверждает не только сам факт причинности, но и описывает механизм столь жесткого причинного детерминизма.

На втором этапе развития научной античной мысли материализму начинает противостоять идеализм, утверждающий приоритет духовного начала над материальным. Идеей бессмертия души и её независимости от тленного тела, идеалисты утверждали активность субъекта вместо механистической причинности Демокрита. Причины поведения человека идеалисты видели не в столкновении атомарных потоков, а в знании нравственной истины, находящейся в душе человека, независимо от материального мира. Социальной предпосылкой для зарождения идеализма стало нарастающее противостояние рабовладельческой демократии (возвышающей роль и ценность каждой личности) и монархической формы правления (предполагающей возвышение одной личности и подавление всех остальных). Перенос научного интереса от натурфилософских проблем мироздания к этико-психологическим проблемам отразился в идеалистической философии Сократа – Платона.

Так, к концу классического периода оформилось традиционное противоречие между материализмом и идеализмом. Однако, с точки зрения, как материалистов, так и идеалистов, душа выступала как внешняя по отношению к организму сущность ( атомы, попадающие в тело при дыхании – у материалистов; идеи из божественных высот – у идеалистов). Эти ограничения и противоречия были преодолены в учении Аристотеля, в котором мир объясняется с позиций целостности, единства материального и духовного. Систематизировав представления предшественников о душе, Аристотель сформулировал собственный, общебиологический подход в объяснении психических явлений, которые есть результат взаимопроникновения материального и идеального. Душа, по Аристотелю, это форма и сущность тела. Как материя не может существовать без формы, так и форма (душа) не может существовать без материальной основы (идея единства, системности, целостности). Со смертью Аристотеля классический период античности заканчивается.

Третий этап развития античной психологической мысли характеризуется переориентацией исследовательского интереса с общетеоретических рассуждений к решению практических проблем людей, испытывающих острейшее ощущение нестабильности и небезопасности существования в жестоком мире. В исторической летописи период с IV в. до н.э. по II в. н.э. характеризуется как эпоха гражданских войн, жестоких завоевательных походов на Азию и кровопролитных сражений Рима за господство в Средиземноморье. Специфика политической и социальной жизни привела к утрате ценности уже не только личности, но и самой жизни человека. Ведущие психологические школы по-разному решали проблему сохранения жизни и достоинства человеком в жестоком обществе. Так, в школе циников (киников) свобода личности рассматривалась через свободу от общественного мнения, знаний и благ цивилизации (Антисфен), а также, в универсальной отрешенности от привязанностей (Диоген Синопский). Эпикур и его школа («Сад Эпикура» ) призывали людей освободиться от страха смерти и руководствоваться в своих поступках разумом и нравственными принципами, приняв за основу атомизм Демокрита: «когда мы есть – смерти еще нет, когда же смерть наступает – нас уже нет». Так же, как и циники, эпикурейцы призывали к самоустранению от общественной жизни, которая является источником тревог, жестокости и конформизма. Представители школы стоиков, напротив, не разделяли идеи о самоустранении от общества и настаивали на активной социализации человека. Общей идеей стоиков является идея рока, фатальной неизбежности как в природе, так и в судьбе каждого человека. Стоики разделяли понятия свободы духа и свободы действий и считали, что если свобода действий в человеческом обществе невозможна, то свобода личности возможна через принятие общественных обязанностей как необходимости. Таким образом, свобода духа не связана со свободой действий и достигается в понимании своего предназначения. Человек может сохранить свободу духа в любых обстоятельствах, если примет общественные обязанности без страданий, как внутреннюю необходимость.


Последней вехой развития античной психологии стало новое авторское прочтение учения Платона – теория Плотина (205 – 270) (неоплатонизм). Плотин определяет душу человека как производное от мировой души в процессе истечения излучений творческой деятельности Бога. Основу целостности души Плотин объясняет самосознанием, которое любой психический акт преобразует в духовный, поскольку все, даже чувственные ощущения тела, связаны с деятельностью души, которая полностью является творчеством Бога. Идея Плотина о внутренней психической жизни предвосхитила принцип интроспекции, ставший основополагающим в психологии до конца XIX века. Практический смысл введения категорий самосознания и рефлексии оправдывался необходимостью переключения внимания людей от внешней трудной реальности к внутренней, т.е. душевной, созданной и наполненой Богом. На платонической теории Плотина античная психология заканчивается.

Параллельно с философским аспектом исследования души, в период эллинизма велись активные анатомо-физиологические исследования психики. Наибольшую известность и значимость получила Александрийская школа врачей и труды ее представителе – Герофила и Эразистрата, описавших структурно-функциональные особенности нервной системы и головного мозга как субстрата души. Во II веке н.э. эти анатомо-физиологические открытия объединил и дополнил римский врач Клавдий Гален (130 – 200 г.г.).


Завершая обзор теоретических воззрений, обобщим основные итоги и достижения античного периода развития психологии:

1) произошел переход от сакральности к опытному, логическому познанию;

2) заложен категориальный строй науки (образ, мотив, поведение, личность, социальные отношения);

3) сформулированы основные проблемы психологической науки о соотношении телесного и психического, чувственного и рационального в познании, мышления и речи, личности и общества, эмоций и мышления, врожденного и приобретенного.

4) заложены основные объяснительные принципы науки;

5) представлена первая динамическая структура личности (Платон);

6) открыты психологические феномены мышления: память (Платон), ассоциации, воображение, представления (Аристотель), рефлексия (Плотин).

 

Практические задания

1. Заполните матрицу идей по заданным критериям:

«Сравнительный анализ классических теорий античности»

  Демокрит Платон Аристотель
Мир – это…      
Душа – это…      
Соотношение души и тела      
Душа локализована в …      
Функции души      
Основа познания      
Регуляция поведения      

2. Определите автора и проблемное поле представленного фрагмента:

«Психеям смерть - стать водою, воде же смерть - стать землею; из земли же вода рождается, а из воды – психея… Сухая, сияющая огненная душа - мудрейшая и наилучшая".

3. Определите, о каком античном философе идет речь в данном фрагменте научного текста:

«Этот философ создал первую в античности философско-психологическую школу… Он один из полулегендарных "7 мудрецов Греции", впервые назвавший число дней в году, вписавший треугольник в круг, предсказавший солнечное затмение 585 г. до н. э. (по свидетельству Геродота). Его имя стало нарицательным, обозначающим мудреца вообще.
Он первым формулирует научную проблему: "Что есть все?", нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода. Земля плавает на воде, происходит из нее, окружена ею. Вода подвижна, изменчива, переходит из одного состояния в другое и тем самым образует все сущее. Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира».

4. Заполните матрицу идей по заданным критериям

«Сравнительный анализ воззрений школ эллинизма»

  Циники Эпикурейцы Стоики
Основные представители      
Отношение к общественной жизни      
В чем заключается свобода и как ее достичь      
Философская основа концепции (материализм или идеализм)      

 

5. Определите достоверность тезисов:

· В Милетской школе был впервые провозглашен принцип анимизма в объяснении явлений жизни.

· Гилозоизм утверждает, что в основе психического – сверхъестественная сущность, не поддающаяся влиянию природы.

· Архе – это сверхъестественная сущность души.

· Архе – это единая материальная основа телесного и психического.

· Архе по Фалесу – огонь.

· Архе по Гераклиту – вода.

· Гераклит Эфесский утверждал идею статичности психических процессов, невозможность их течения и изменения во времени.

· Анаксимандр ввел понятие Логоса как всеобщего закона о взаимосвязи между причинами и событиями.

· Гераклит сформулировал принцип нервизма.

· Принцип нервизма означает связь психики с нервной системой и головным мозгом.

· Алкмеон утверждал панпсихизм.

· Эмпедокл развивал идею гуморальной регуляции психики.

· Анаксагор – автор атомистического учения.

· Демокрит – основоположник идеалистического направления.

· Демокрит объяснял направление активности человека сцеплением и столкновением атомных потоков, утверждал, что сам человек не произволен.

· Платон – ученик Демокрита.

· Сократ – основоположник идеалистического направления.

· Согласно учению Демокрита, мир = пустота, в которой движутся атомы.

· Согласно Платону, мир состоит из тленной материи и вечных идей.

· Платон утверждал смертность души.

· Демокрит утверждал смертность души.

· Платон – сенсуалист.

· Демокрит - материалист и рационалист.

· Сократ и Платон утверждают зависимость поведения человека от материальных причин.

· Аристотель утверждал первичность материального над идеальным.

· Аристотель впервые описал память как самостоятельный процесс.

· Демокрит впервые описал ассоциации и логику как механизмы мышления.

· Аристотель первым указал на психотерапевтическую роль искусства.

· Плотин переработал учение Аристотеля.

· Механизм переливания знаний из мировой души в индивидуальную Плотин назвал экстазом.

· Плотин объяснял самосознание как способность человека отдавать себе отчет в собственных мыслях, чувствах, переживаниях.

6. Запишите определение следующих понятий:

1) Анимизм.

2) Гилозоизм.

3) Архе.

4) Нус.

5) Логос.

6) Нервизм.

7) Материализм.

8) Идеализм.

9) Диалектика.

10) Катарсис.

11) Атараксия.

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте социальные предпосылки зарождение первого научного знания в античности, его специфику в отличие от мифологического знания.

2. Дайте характеристику представлениям о душе философов Милетской школы.

3. Охарактеризуйте понимание природы психического Гераклитом Эфесским.

4. В чем суть идеи нервизма в учении Алкмеона?

5. Охарактеризуйте психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора.

6. Раскройте основные идеи материалистического учения Демокрита.

7. Объясните суть учения Гиппократа и его роль в развитии психологии.

8. Раскройте сущность идеалистических представлений в философско-психологическом учении Сократа – Платона.

9. Назовите критерии идейных расхождений Демокрита и Платона.

10. Охарактеризуйте Учение Аристотеля о душе.

11. Охарактеризуйте основные философско-психологические концепции периода Эллинизма.

12. Дайте характеристику неоплатонизма в учении Плотина.

13. Какие достижения и открытия александрийских врачей в области анатомии и физиологии нервной системы и головного мозга повлияли на дальнейшее развитие науки?

14. Охарактеризуйте научный вклад К.Галена в психофизиологию.

15. Перечислите итоги развития психологии в античный период.

 

Рекомендуемая литература

 







Date: 2015-04-23; view: 3090; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию