Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дополнительная
1. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1976. 2. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984. 3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. 4. Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918. 5. Виц Б.Б. Демокрит. М., 1979. 6. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936. 7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. 8. Кессиди Ф.Х. Гераклит. М., 1983. 9. Лафарг П. Происхождение и развитие понятия души. М., 1923. 10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980. 11. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель // ЖЗЛ. М., 1993. 12. Лукреций. О природе вещей. М.; Л., 1947. 13. Платон. Соч.: В 3 т. М., Т. 1. 1968-1970. 14. Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983. 15. Римские стоики. М., 1995. 16. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека // ЖЗЛ. М., 1995. 17. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1939. 18. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. 19. Фреззр Д. Д. Золотая ветвь. Гл. 8. С. 66-67. М., 1980. 20. Шакир-Заде А.С. Эпикур. М., 1963. 21. Якунин В.А. История психологии.- СПб, 1998.
ТЕМА 3. Психологические теории средневековья
Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации, но, условно, данный период определяется как эпоха возникновения, развития и упадка феодальной социально-экономической формации с IV (падение Римской империи) по XVII века (свершение английской революции 1640 – 1660). В средние века как мировые религии складываются буддизм, ислам и христианство, но только христианство подчиняет себе светскую жизнь (политику, науку, культуру). Предметом средневековой психологии оставалась душа, но ее изучение подчинялось задачам богословия. И если всю античность психология избавлялась от сакральности, переходя от мифологии к природе и научному познанию, то в средние века сакральность вновь становится особенностью психологии. Основным источником познания становится откровенье божье, методом – схоластика (от слова «школьный») - тип философствования, логическое обоснование христианского вероучения. В начале средних веков связь с античностью была еще достаточно сильна и образование строилось на изучении трудов Демокрита, Гиппократа, Галена, Аристотеля. Позже знание приходит в полный упадок и античность попадает под запрет, поскольку логическое понимание реальности таило в себе угрозу для церковного авторитета. Исключив научное познание психики почти на полтора тысячелетия, с V по XIII века психология развивалась в направлении, намеченном римским богословом и ученым Августином Аврелием (Блаженный Августин, 354 – 430 г.г.). Августин развивает идеалистические традиции Платона (вечные идеи, привнесенные в тело из божественных высот) и идеи Плотина о самосознании и рефлексии. Но понимание самосознания и рефлексии у Августина имеет теологический смысл. Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Таким образом, человеку именно Богом даруется и истина, и воля - источник активности человека. Со временем религиозная доктрина в Европе укрепляла свои позиции, что мешало беспристрастному научному поиску, и с VIII по XII в. всё большее количество психологических исследований проводится на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт - арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины. Так, известный ученый того времени Ибн-аль-Хайсам (латинизированное имя – Альгазен, 965-1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу. Большое значение для психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя - Ибн Сины (латинизированное имя - Авиценна, Неоценимый вклад в развитие психологии, внес арабский комментатор аристотелевского учения в материалистическом ключе – Ибн Рошд (Аверроэс, 1126 – 1198). Своим учением Аверроэс положил начало движению «аверроизм» в Европе, которое способствовало окончанию церковного доминирования в науке. Итак, в Европейской науке в XI – XIII веках постепенно начинают распространяться концепции выделения психологии из богословия (аверроизм, теория двух истин и др.). Расширение прав и научного потенциала психологии ввергло католическую церковь в состояние глубочайшей тревоги и к необходимости защиты веры от научных доказательств. Решение этой задачи было поручено известному богослову Фоме (Томасу) Аквинскому (1225 – 1274). Учение Ф.Аквинского – томизм – логически устраняло противоречие между научным знанием и религиозным мировоззрением: истины знаний и веры, независимы друг от друга, но в случае противоречий - преимущество за истиной веры. Доказательство приоритета религиозных догм Ф.Аквинский вывел из учения Аристотеля, трансформировав его в соответствии с религиозными догмами. Несмотря на широкое распространение аквината, к концу XIII века недостатки схоластики становились все более очевидными и все большее число ученых начали рассматривать богословие как тормоз на пути дальнейшего развития науки и общественно-экономического прогресса. Все это послужило условием для зарождения в науке материалистических тенденций. Так, полемизируя с Ф.Аквинским, схоласт и провозвестник материализма Дунс Скот(1270 – 1308) настаивал на том, что нет необходимости в гармонии между двумя истинами – их надо развести, поскольку истины веры связаны с раем, а истины разума обращены к реалиям жизни. Продолжая развивать истины разума, Дунс Скот сформулировал ключевой вопрос материализма о том, не является ли разум свойством материи, то есть самого субстрата, в котором локализована душа (а не свойством богоявленной души)? Роджер Бэкон (1214-1292) ратовал за развитие объективного знания, доказывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Опираясь на взгляды Аристотеля, Р. Бэкон доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто вербальные методы, схоластические рассуждения не отвечают задаче развития интеллекта. Ему же принадлежит известный тезис: «Знание - сила», указывающий на безграничность способностей и возможностей человеческого ума. Уильям Оккам (1285-1349) в противостоянии с идеалистическим реализмом отстаивал номинализм. Номинализм и реализм – направления в средневековой науке, утверждающие происхождение универсалий (общих понятий). У.Оккам, опираясь на идеи номинализма, утверждал, что материальные вещи существуют независимо от универсалий, следовательно их познание заключено не в рефлексии, а в чувственном опыте. Идеи только обобщают и обозначают накопленный опыт. Так, У.Оккам противопоставил внутреннему опыту объективный подход к изучению психической деятельности. У. Оккам известен и своим принципом экономии мышления, получившим название «бритва Оккама» и гласившим: «Сущностей не следует умножать без необходимости». Иначе говоря, если в какой-нибудь науке все может быть истолковано без допущения той или иной гипотетической сущности, то и нет никакой нужды ее допускать. Этот афоризм оказал значительное влияние на развитие логики и использовался в рассуждениях ученых Средневековья и Нового времени, доказывавших, что, исходя из этого, душа как недоказуемая и не постигаемая разумом сущность должна быть исключена из научного рассмотрения и отдана чистому богословию. Итак, к концу средневекового периода, в противовес схоластике складывается методология, основанная на опытном подходе. К концу XIV века наступает эпоха Возрождения, которая, по сути, стала временем возвращения важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследования психических (душевных) состояний. Понятие «Возрождение» возникло как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этим понятием обозначали первый со времени античности блестящий рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. Центром Возрождения стала Италия. Воплощением гуманистического идеала, всесторонне развитой личности и выдающегося ученого является Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – гениальный живописец, ученый-экциклопедист, он был и блестящим анатомом, механиком, ботаником, архитектором, физиком, геологом и т.д. Леонардо да Винчи считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. В трактате Лоренцо В а ла (1407 – 1457) в трактате «О наслаждении как истинном благе», также, высказывает идею природной детерминации человека: Человек и его душа – природное, а не божественное проявление, поэтому жить он должен по законам природы, а не церковным канонам. Ведущий признак живой природы – потребности и стремления к удовольствию и физическому наслаждению, которые надо удовлетворять (в соответствии с природной сущностью), а не ущемлять (как учит церковь). Бернардино Телезио (1508 – 1588) выдвинул идею гомеостаза, согласно которой, все материальное подчинено цели сохранения достигнутого состояния в условиях изменения окружающей среды (а не божьей воле). Психика как состояние материи также подчинена закону самосохранения при воздействии аффектов, т.е. стремится к балансу аффектов: положительные аффекты способствуют самосохранению (удлиняют жизнь), отрицательные нарушают гомеостаз (сокращение жизни) – гомеостаз – в балансе аффектов. Николо Макиавелли (1469 – 1527) – положил начало прикладной психологии («политический реализм»). Считал, что для успешной политики необходимо изучение истиной природы человека с материалистических позиций, а не идеалов, данных в священных текстах. В своей знаменитой работе «Государь» Макиавелли учит политиков манипулировать, эксплуатировать истинную человеческую природу в своих интересах. О необходимости развивать естественнонаучный подход к исследованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан Луис (Людовик) Вивес (1492-1540). В своей работе «О душе и жизни» X. Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсорной стороной душевной деятельности, важное значение придавалось и эмоциональной. Не меньше значение для психологии имела и книга другого известного испанского психолога - Хуана Уарте (1530-1592) «Исследование способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Анализируя разнообразные науки и искусства, X.Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Работы немецких мыслителей отличались от общей тенденции развития психологии в эпоху Возрождения, так как в Германии дольше других стран сохранялись богословские представления о божественной природе и бессмертии души. Научное творчество немецких мыслителей было ограничено комментированием учения Аристотеля (неосхоластика). Из наиболее значимых фактов, определивших развитие психологии, можно выделить введение в научный язык термина «психология» после выхода в свет в 1590 году одноименного труда немецких схоластов Р. Гоклениуса и О. Кассмана. Подводя итоги развития психологии в Средневековье и эпоху Возрождения, необходимо подчеркнуть, что знания о психике и путях ее изучения обогатились многими важными данными, в частности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций. В то же время полученные результаты требовали осмысления в новых категориях, без обращения к схоластическим проблемам и к вере. Этот аспект стал ведущим и в следующий период, получивший название Нового времени. Практические задания 1. Заполните матрицу психологических идей Средневековья по форме:
2. Запишите определение следующих понятий: 1) Волюнтаризм 2) Номинализм 3) Реализм 4) Схоластика 5) Принцип экономии мышления 6) Интроспекция 7) Рефлексия 8) Томизм 9) Аверроизм
3. Определите авторство и проблемное поле по представленным текстам: · «ЭТОТ английский мыслитель Средневековья отводил ведущее место в ряду естественных наук – физической оптике. ОН объяснял это тем, что только благодаря зрению человек устанавливает различие предметов, а это умение лежит в основе всех наших знаний о мире. ОН сравнивал глаз с тончайшим оптическим инструментом и утверждал, что зрительные ощущения и восприятие – это не продукты интенциональных актов духовной субстанции, как полагал Ф.Аквинский, а результат действия, преломления и отражения света» · «Согласно воззрениям ЭТОГО мыслителя, душа – орудие, которое правит телом. Основу души образует не разум, но воля. Воля индивида, завися от божественной, действует в двух направлениях: управляет действиями души и поворачивает ее к себе самой. Все изменения в теле имеют психический характер, потому что любой телесный акт происходит благодаря воле. · «Физиологическая психология ЭТОГО ученого утверждает возможность управлять процессами в организме и далее придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея данной взаимосвязи, это не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность глубоко влиять на них (при аффектах, психических травмах, деятельности воображения)». · «ЭТОМУ ученому принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм построения зрительного образа. Опираясь на эксперимент, ОН показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор, а причиной возникновения чувственного образа являются не истечения, как предполагали греки, а законы отражения и преломления света. Форма и натуральный объем предмета воспринимаются благодаря умственной деятельности, которая обычно не осознается человеком. Еще одним условием возникновения зрительного образа являются следы прежних ощущений в нервной системе». · «В комментариях к трудам Аристотеля, ЭТОТ ученый дал материалистическое объяснение отношений души к телу. Так, индивидуальная душа обладает некоторыми особенностями, которые коренятся в чувственности и позволяют воспринимать ей божественный разум.
Контрольные вопросы
Охарактеризуйте социальную ситуацию и научную проблематику в Европе эпохи Средневековья. 1. Что являлось предметом психологического познания в эпоху Средневековья? 2. В чем заключалась специфика психологического познания в европейской психологии в средние века? 3. Как Августин Аврелий обосновал божественную сущность индивидуальной души? 4. Что, с точки зрения А. Аврелия, является источником познания? 5. Как Августин Аврелий объясняет соотношение божественной и индивидуальной воли? 6. Охарактеризуйте социальную ситуацию и научные достижения арабоязычной науки эпохи Средневековья. 7. Каким образом Ибн Сина обосновал независимость научного познания от религиозных догматов? 8. В каких экспериментах и исследованиях Ибн Сины была доказана связь психики и организма? 9. Какие источники и законы зрительного восприятия были экспериментально установлены Альгазеном? 10. Какие идеи, несовместимые с религиозными догматами феодального общества, утверждал Аверроэс в своих комментариях к учению Аристотеля? 11. Как Фома Аквинский обосновал приоритет веры над научным познанием? 12. Охарактеризуйте материалистические тенденции Средневековья в трудах Р.Бэкона, Д.Скота, У.Оккама? 13. Охарактеризуйте основные научные идеи и достижения эпохи Возрождения.
Рекомендуемая литература Date: 2015-04-23; view: 2281; Нарушение авторских прав |