Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общее представление о законах и закономерностях обучения
Дидактика – наука. Основная задача любой науки – искать и выявлять законы, которые действуют в границах ее объекта. В дидактике тоже должны быть свои законы, управляющие процессом обучения. Что такое закон? Толковый словарь С.И. Ожегова говорит: «1. Закон – связь и взаимозависимость каких-нибудь явлений объективной действительности. Закон сохранения энергии. Законы наследственности. Закон всемирного тяготения. 2. Постановление государственной власти. Конституция – основной закон России. Кодекс законов о труде. Закон «Об образовании». 3. Общеобразовательное правило, то, что признается обязательным. Закон нравственности. Неписанные законы». Энциклопедический словарь пишет: «Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обще-стве. Закон <…> выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного класса. <…> Законы носят объективный характер, существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки». Какое толкование закона можно принять для педагогики и дидактики? Дидактика как наука не придумывает законы сама, она лишь открывает те связи, которые существуют объективно в образовательном процессе и дает им формулировки, то есть поступает как и любая наука, открывающая законы внутри объективного мира.
Главное свойство закона – объективность. Закон существует вне зависимости от того, знаем мы о нем или нет. Закон всемирного тяготения или законы наследственности не перестают существовать, если кто-то о них не знает. Еще одно важное свойство закона – всеобщность, то есть закон обязателен для всех объектов данного класса и проявляется во всех заданных условиях. Любое двуполое живое существо наследует признаки родителей в соответствии с законами генетики.
Сегодня уже можно выявить причины, в силу которых законы не выделялись учеными-педагогами. 1. Субъективный характер обучения. Закон отражает внутреннюю необходимую связь явлений и процессов, существующих независимо от познающего эти законы субъекта, то есть закон объективен. Обучение же складывается из целенаправленной деятельности, общения, сотрудничества его субъектов – людей, которые формулируют цели и выбирают средства их достижения, то есть обучение субъективно. В силу этого качества обучения не представлялось возможным сформулировать объективные законы для субъективного процесса. Но деятельность людей тесно связана со средой, окружающим миром, она определяется историческим опытом, закономерностями развития психики и коллективного сознания. Значит, обучение, субъектное по своим проявлениям в конкретных условиях, объективно по социальным основаниям, и подчиняется объективным законам и закономерностям, что может позволить выделить и сформулировать законы обучения. 2. Многофакторность. На процессы воспитания, обучения и развития влияют множество факторов. Поэтому законы дидактики почти никогда не дают строго гарантированного, однозначного, определенного результата. Они носят вероятностный характер, их действие зависит от наличия многих условий, в том числе, от активной деятельности участников этих процессов. 3. Неоднозначность результатов. Связь между объективными законами с одной стороны и поведением людей, их сознанием и подсознанием с другой стороны очень неоднозначна, она не укладывается в рамки строгих причинно-следственных связей. Одни и те же закономерности, факторы развития в разных условиях и по отношению к разным субъектам дают совершенно непохожие, иногда противоположные результаты. Тем не менее, невзирая на описанные трудности, сегодня мы можем говорить о существовании в обучении объективных законов, которые отражают основные зависимости в обучении, способы связи в нем объективного и субъективного. Объективно то, что обучение вписано в конкретно-экономический контекст, объективен процесс развития общества, и объективна зависимость цели, содержания и процесса обучения от социально-политических и экономических условий. Субъективна деятельность учителя и учеников и реализация процесса обучения. Справка:
Интересно, что классики дидактики брали на себя смелость формулировать законы обучения, которые, кстати, выступали и принципами, и правилами. Я.А. Коменский сформулировал следующие законы: закон всеобщности обучения, закон природосообразности, закон практического характера обучения. А. Дистервег формулировал 33 правила обучения, некоторые из которых он сам называл законами. И.Г. Песталоцци объявил об открытии закона умственного развития ребенка – от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям. И еще один великий (по словам И.Г. Песталоцци) закон: «Каждый предмет действует на наши чувства в зависимости от степени его физической близости или удаленности». Date: 2015-06-07; view: 788; Нарушение авторских прав |