Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законы обучения: дидактические и философские
В процессе обучения действуют и проявляются разнообразные законы: дидактические, диалектические, психологические, социальные и др. Собственно дидактические законы обучения сформулированы в работах Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого. Выделенные законы обучения получили признание научно-педагогической общественности. Наиболее полно формулировки законов дидактики представлены в работах В.И. Загвязинского. Дадим им краткую характеристику. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает определяющее влияние общества через социальный заказ образованию на содержание, цели, масштабы, средства, методы организации учебного процесса. Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся. И содержание, и стиль общения, и характер заданий – все компоненты обучения непременно влияют на формирование ориентации, личностных качеств, духовного мира, способностей, черт характера воспитанников. Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся. Этот закон раскрывает влияние формирующих личность процессов, в том числе познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учеников на результаты обучения. Они будут тем выше, чем активнее сам учащийся, чем больше усилий он прилагает. Закон целостности и единства педагогического процесса. Онотражает связи части (например, факта, закона) и целого (например, теории, общей научной картины мира), взаимосвязь рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, обуславливает необходимость гармонической интеграции предметов, содержательного, мотивационного и операционного компонентов деятельности, овладения знаниями и развития. Этот закон связан с пониманием процесса обучения как целостной системы. Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении. Он означает, что любое научное знание прямо или опосредованно служит практике (да и выводится в конечном счете из нее). Отсюда необходимость опоры на общественную практику и жизненный опыт учащихся, конкретизации и применения научных положений на практике, насколько позволяет это специфика материала, подготовленность учащихся и условия обучения. Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности. Эти виды организации деятельности могут быть разделены во времени или совмещаться, взаимопроникать; какому-то виду деятельности на определенном этапе может отдаваться предпочтение, но они должны не исключать, а предполагать и дополнять друг друга. Указанные законы имеют объективные источники и действуют в любых ситуациях обучения. Кроме этих законов, в дидактике действуют и всеобщие законы диалектики.
Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные личностные характеристики (мотивы, установки, индивидуальный стиль деятельности, умения, навыки) представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. Целенаправленное решение учебных задач не сразу обнаруживает свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени. В результате многократного повторения действий то или иное качество проявляется как устойчивое личностное образование. Чтобы сформировать, например, навык правильного поведения, необходимо, чтобы ребенок постоянно совершал поступки, предписанные моральными нормами. По прошествии определенного времени количественное накопление правильных действий перейдет в требуемое качество личности.
Date: 2015-06-07; view: 814; Нарушение авторских прав |