Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения





Мышление – это обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях (В.А. Ситаров).

 

Существенные связи и отношения проявляются в виде объективных законов окружающей действительности, поэтому мышление позволяет нам проникать в глубинную суть существования окружающего мира. Оно позволяет познать то, что скрыто от органов чувств, с помощью установления связей и отношений путем осмысления и обобщения.

Мышление опирается на:

1) чувственное отражение мира, так как мышление всегда и обязательно строится на ос­нове чувственного восприятия, образы чувственного по­знания являются материалом, с помощью которого осуществиться мышление;

2) слово, так как мышление взрослых людей является словесно-логическим, и мыслят люди преимущественно с помощью слов;

3) имеющийся опыт восприятия различных объектов и явлений, так как чем богаче опыт, тем больше возможностей для обобщенных взглядов, тем сложнее и глубже мышление;

4) память, которая хранит образы и представления, в которой запечатлеваются результаты размышлений, и тем создаются условия для дальнейшей мыслительной деятельности;

5) словарный запас, так как чем он богаче, тем шире и глубже мышление, подобно тому, как из большего числа кирпичей можно построить более удобное и просторное здание;

6) имеющиеся знания, с опорой на которые протекает мышление, так как больший объем знаний повышает эффективность мышления.

Мышление является опосредованным отражением действительности, так как оно использует мыслительные операции. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с други­ми операциями.

Функцией анализа является разделение целого на части, выде­ление отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие от­дельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение является средством объединения предметов или яв­лений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объ­единение объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объ­единение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Мышление проходит в три этапа: понимание, осмысление, обобщение (рис. 4).

Понимание сообщаемой информации осуществляется через ус­тановление первичных, в значительной мере обобщенных, свя­зей и отношений между предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников функ­ционирования. В основе понимания лежит установление связей между новым материалом и ранее изученным, что, в свою оче­редь, является основанием для более глубокого и разносторонне­го осмысления учебной информации.

Осмысление изучаемого материала требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыс­лительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставле­ние, классификация и систематизация и др. Осмысление учебно­го материала сопровождается формированием у учащихся опре­деленных отношений к нему, понимания его социального, в том числе практического, значения и личностной значимости. Ос­мысление непосредственно перерастает в процесс обобщения зна­ний.

 


Рис. 4. Этапы мышления

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией об­щих существенных признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень абстрагирования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла к опреде­лению понятия. Научные понятия всегда абстрактны, поскольку в них фиксируется отвлечение от конкретных предметов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобще­ния знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений. А сопоставление суждений приводит к умозаключениям, к самостоятельным выводам и доказатель­ствам.

Учитывая возможность применения в обучении как аналити­ческой, так и дедуктивно-синтетической логики учебного про­цесса, надо особо заметить, что обобщение завершает (в основ­ном) обучение, если избран индуктивно-аналитический путь. При дедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные дан­ные в виде понятий, определений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе ее изучения.


Умственные способности ребенка шире, чем предполагалось ранее. При специальной методической организации обучения младший школьник может усваивать абстрактный материал, например, овладевать основами алгебры, устанавливать отношения между величинами. Развитию мышления в процессе обучения способствуют нижеперечисленные приёмы.

1. Моделирование отношений, то есть выражение их в другой материальной форме. Отношения «больше-меньше», например, можно моделировать при помощи двух одинаковых банок с разным количеством воды или двух одинаковых предметов разной массы.

2. Преимущественное развитие теоретического мышления, которое помогает овладевать понятиями и способами решения интеллектуальных задач. Выражается теоретическое мышление в умении осмысливать собственные действия по решению задачи, соотносить их с условием задачи, анализировать задачу и выявлять общий способ решения, строить внутренний план действий.

3. Развитие интеллектуально-побуждающих мотивов, познавательных интересов и потребностей, связанных с установлением взаимосвязей и причинно-следственных зависимостей, их теоретическому осмыслению.

4. Систематическое руководство мыслительной деятельностью учащихся, которое заключается в том, чтобы не допускать снижения мышления с абстрактного до конкретного уровня при работе с новым и трудным материалом. Например, всегда необходимо подталкивать учеников к поиску общих способов решения задач, а не ограничиваться конкретными частными решениями.

5. Использование в учебном процессе дедуктивно-синтетической логики при овладении научными понятиями.

6. Широкое введение в учебный процесс разнообразных мыслительных операций и их использование школьниками на различном материале.








Date: 2015-06-07; view: 963; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию