Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
Существенные связи и отношения проявляются в виде объективных законов окружающей действительности, поэтому мышление позволяет нам проникать в глубинную суть существования окружающего мира. Оно позволяет познать то, что скрыто от органов чувств, с помощью установления связей и отношений путем осмысления и обобщения. Мышление опирается на: 1) чувственное отражение мира, так как мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного восприятия, образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого осуществиться мышление; 2) слово, так как мышление взрослых людей является словесно-логическим, и мыслят люди преимущественно с помощью слов; 3) имеющийся опыт восприятия различных объектов и явлений, так как чем богаче опыт, тем больше возможностей для обобщенных взглядов, тем сложнее и глубже мышление; 4) память, которая хранит образы и представления, в которой запечатлеваются результаты размышлений, и тем создаются условия для дальнейшей мыслительной деятельности; 5) словарный запас, так как чем он богаче, тем шире и глубже мышление, подобно тому, как из большего числа кирпичей можно построить более удобное и просторное здание; 6) имеющиеся знания, с опорой на которые протекает мышление, так как больший объем знаний повышает эффективность мышления. Мышление является опосредованным отражением действительности, так как оно использует мыслительные операции. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями. Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого. Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов. Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других. Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов. Мышление проходит в три этапа: понимание, осмысление, обобщение (рис. 4). Понимание сообщаемой информации осуществляется через установление первичных, в значительной мере обобщенных, связей и отношений между предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников функционирования. В основе понимания лежит установление связей между новым материалом и ранее изученным, что, в свою очередь, является основанием для более глубокого и разностороннего осмысления учебной информации. Осмысление изучаемого материала требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и систематизация и др. Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимания его социального, в том числе практического, значения и личностной значимости. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний.
Рис. 4. Этапы мышления Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень абстрагирования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла к определению понятия. Научные понятия всегда абстрактны, поскольку в них фиксируется отвлечение от конкретных предметов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений. А сопоставление суждений приводит к умозаключениям, к самостоятельным выводам и доказательствам. Учитывая возможность применения в обучении как аналитической, так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса, надо особо заметить, что обобщение завершает (в основном) обучение, если избран индуктивно-аналитический путь. При дедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные данные в виде понятий, определений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе ее изучения. Умственные способности ребенка шире, чем предполагалось ранее. При специальной методической организации обучения младший школьник может усваивать абстрактный материал, например, овладевать основами алгебры, устанавливать отношения между величинами. Развитию мышления в процессе обучения способствуют нижеперечисленные приёмы. 1. Моделирование отношений, то есть выражение их в другой материальной форме. Отношения «больше-меньше», например, можно моделировать при помощи двух одинаковых банок с разным количеством воды или двух одинаковых предметов разной массы. 2. Преимущественное развитие теоретического мышления, которое помогает овладевать понятиями и способами решения интеллектуальных задач. Выражается теоретическое мышление в умении осмысливать собственные действия по решению задачи, соотносить их с условием задачи, анализировать задачу и выявлять общий способ решения, строить внутренний план действий. 3. Развитие интеллектуально-побуждающих мотивов, познавательных интересов и потребностей, связанных с установлением взаимосвязей и причинно-следственных зависимостей, их теоретическому осмыслению. 4. Систематическое руководство мыслительной деятельностью учащихся, которое заключается в том, чтобы не допускать снижения мышления с абстрактного до конкретного уровня при работе с новым и трудным материалом. Например, всегда необходимо подталкивать учеников к поиску общих способов решения задач, а не ограничиваться конкретными частными решениями. 5. Использование в учебном процессе дедуктивно-синтетической логики при овладении научными понятиями. 6. Широкое введение в учебный процесс разнообразных мыслительных операций и их использование школьниками на различном материале. Date: 2015-06-07; view: 963; Нарушение авторских прав |