Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимосвязь обучения и развития
Человек становится личностью в процессе своего роста и развития. Существуют две концепции развития. В первой концепции развитие рассматривается как процесс количественного накопления свойств (метафизическая). Качественную сторону изменения эта концепция не рассматривает. Вторая концепция предусматривает переход количественных накоплений в новое качество (диалектическая). Наука рассматривает развитие как закономерный процесс количественных и качественных изменений, обуславливающих определенное движение. Развитие – это объективный закономерный процесс внутреннего, последовательного, количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. В целом развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от низших форм жизни и деятельности к высшим. Задача школы, образования – сделать из природного существа (ребенка, индивида) сильную, самостоятельную, творческую личность. Путь этот длительный, сложный. Необходимо обеспечить полноценное, разностороннее развитие личности ребенка. С.Ф. Петрушкин предполагает осуществлять развитие по пяти направлениям. Первое – обеспечить физическое развитие (изменение роста, веса, пропорций тела, мышечной силы и т.п.). Второе: физиологическое развитие – обеспечить развитие функций организма в области деторождения, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем. Третье: физическое и физиологическое развитие лежат в основе психического развития. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущение, восприятие, память, мышление, чувства, воображение. Меняются (как правило, в сторону усложнения) психические образования, потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Четвертое: социальное развитие – постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения. Пятое: духовное развитие – осмысление своего предназначения в жизни, появление ответственности, постоянное стремление к совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психологическое и социальное развитие. Развитие обеспечивается через образование, которое по современной трактовке включает в себя и обучение, и воспитание. В процессе образования человека происходит его личностное развитие, уровень которого влияет на воспитание и обучение, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание и обучение ускоряет темпы развития. Взаимосвязь обучения и развития находится в числе ведущих проблем теории обучения по нескольким причинам: 1. Главной целью современного образования является разностороннее развитие гармоничной личности, что предполагает и овладение знаниевой базой, и развитие личностных качеств и психических процессов. 2. Современная наука постоянно расширяет границы своего знания, но содержание школьного образования не может вместить все новейшие научные открытия, так как срок обучения ограничен. Поэтому необходимо выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы дети сами смогли бы в дальнейшем продолжать и углублять свое образование, а для этого необходимо обеспечить ребенку в процессе обучения соответствующее личностное развитие, которое и станет основой самообразования. 3. Долгое время придавалось огромное значение возрастным особенностям ребенка и считалось, что никакое обучение не в силах преодолеть ограниченные возможности того или иного возраста. Выяснение взаимосвязи обучения и развития позволит, и уже позволило, показать преодолимость возрастных ограничений специально организованным обучением. Сегодня можно выделить три взгляда на соотношение обучения и развития, которые проявлялись в истории исследования данной проблемы. 1. Обучение и развитие признавались тождественными процессами. Каждый шаг обучения считался и шагом развития. Любое обучение становилось Развивающим. Этого взгляда придерживался американский ученый Э. Торндайк. При этом Э. Торндайк не видел разницы между обучением человека и животного, не придавал значения роли человеческого сознания. Сегодня эта точка зрения практически никем не поддерживается. 2. Связь между обучением и развитием отрицается. Этот подход предложен психологом Жаном Пиаже и его школой, поддерживался З. Фрейдом, А. Тезеллом. Развитие психических качеств и свойств личности считается следствием самостоятельного, внутреннего (спонтанного) развития личности, на которое обучение влияния не имеет. Более того, с этой точки зрения обучение целиком зависит от постепенного изменения уровня развития личности. Развитие «должно совершить определенные законченные циклы и определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения» (Л.С. Выготский). Принимается до сих пор рядом западных педагогов и психологов, например, школой М. Монтессори. 3. Обучение и развитие единые, но не тождественные процессы. Данный взгляд сформулирован Л.С. Выготским. «… Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу… Между процессами развития и обучения устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой» (Л.С. Выготский). Обучение – источник развития, и при этом взрослый, обучая, должен иметь в виду «зону ближайшего развития», т. е. учитывать тот уровень развития, который достигнут учащимися, и продвигать их в следующую, доступную им зону. «… Обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека» (Л.С. Выготский). Принимается сегодня большинством российских ученых и лежит в основе психологического аспекта сущности обучения. Специалисты многих стран признают, что по уровню своей перспективной научно-практической значимости гипотеза Л.С. Выготского стоит выше всех теорий, относящихся к связи обучения и развития. Итак, современная педагогика и дидактика стоят на позициях взаимосвязи обучения и развития. Развитие в обучении может рассматриваться: 1) как процесс; 2) как результат обучения. Говоря о развитии как процессе, мы будем вести речь о развитии восприятия, памяти, наблюдательности, мышления, речи, воображения в ходе обучения знаниям и умениям. Вместе с тем, не всякое обучение знаниям и действиям (умениям) приводит к высокому развитию, а только такое, которое уделяет значительное место самостоятельной работе учащихся, особым развивающим методам обучения; которое учитывает как содержание, так и операции с ним. Таким образом, развитие в обучении обеспечивается: 1) содержанием образования; 2) применяемыми методами и формами работы, которые должны стимулировать собственную активность учащихся. Раскроем эти положения. Ведущая роль в развитии учащихся в процессе обучения принадлежит содержанию образования. Обучение не должно акцентироваться только на знаниях и программных умениях и навыках. Рассматривая учение, мы говорили, что овладение системой знаний, умений и навыков является вторичным в обучении, первичным является усвоение интеллектуальных умений и практических способов оперирования усвоенным содержанием. Поэтому обучение знаниям и умениям может и должно сопровождаться таким же обучением интеллектуальным, познавательным действиям и операциям, составляющим содержание умственного развития. Обучение приемам умственной деятельности может осуществляться как на программном содержании, так и с привлечением специального учебного материала, который затем позволит решать и основные предметные задачи. Усвоение содержания помогает усвоить не только информацию, но и те операции, которые важны для усвоения структуры знаний. Знания, построенные в виде умозаключения, с посылкой, развертыванием мысли и конечным выводом, постепенно научают структуре умозаключения эмпирически. Учитель, явно раскрывая структуру, создает у учащихся ориентировочную основу действия, а неоднократное вариативное воспроизведение умозаключения формирует обобщенное умение и готовность к переносу. Так же обстоит дело и с другими мыслительными действиями и операциями: обобщением, абстрагированием, сравнением. Точно также возможно обучение и творческой деятельности. Оно осуществляется на программном предметном содержании, а при необходимости – на специально построенных учебных задачах. Усваивая опыт творческой деятельности, характерные для нее процедуры, учащиеся приобретают способность видоизменять те стереотипы мышления, которым их научили в ходе привития навыков и умений, отказываться от них, конструировать новые подходы к осмыслению ранее усвоенного или нового содержания. Тем самым обучение знаниям, регламентированным способам деятельности, творческой деятельности в совокупности и обеспечивает интеллектуальное развитие. Содержание изучаемого в указанных сферах деятельности (знания, умения, творческая деятельность) составляет и содержание умственного развития. Развитие в процессе обучения зависит также от используемых методов и способов научения. Научение – спонтанное приобретение знаний, умений и навыков. Целенаправленное управляемое научение трансформируется в учение. В литературе много писали, что развитие происходит не только в обучении, но и за пределами его, «на периферии детской жизни». Это верно, но данный факт означает, что развивает всякое научение, стихийное или целенаправленное. Весь вопрос в способах, которыми достигается научение, и полноте видов усваиваемого содержания. Способы научения должны соответствовать ведущему типу деятельности, например, для дошкольника наиболее эффективно обучение в игре, для школьника становится важным учет мотивов учения. Важным условием эффективности учебной деятельности становится ее личностная значимость, личностный смысл. И в любом случае используемые методы и способы учения и обучения должны создавать условия для активной мыслительной и практической деятельности учащихся, которая и является залогом личностного развития. Выполняя, помимо образовательной, еще и воспитательную функцию, обучение также способствует развитию общих свойств личности: 1. Развитие личностной направленности: учебной, познавательной, коммуникативной. Учет личностной направленности, по мнению Н.Ф. Добрынина, – главное условие эффективности обучения. 2. Развитие психологической структуры деятельности: мотив, цель, операции, способ, объект. В обучении ребенок овладевает умением устанавливать связи между целью деятельности и мотивом, подбирать необходимые операции, развивается умение планировать свою деятельность. Например, в 1-м классе в зависимости от поставленной задачи дети не меняют существенно тип и способ выполнения действий, а в 4-м классе в зависимости от задачи изменяются и цель, и способ деятельности. 3. Развитие механизмов сознания. Изменяются содержание, структура и механизмы идеального отражения действительности в сознании детей, развиваются механизмы мышления, происходит овладение системой понятий. При современной модели школы умственно развитой человек – это знающий, умеющий и творчески подготовленный человек. Недостаточная развитость есть одновременно и недостаточная обученность знаниям, умениям и интеллектуальной деятельности. Овладение знаниями и умениями есть необходимое условие интеллектуального развития, а последнее – предпосылка овладения более высоким уровнем знаний и умений. Уровень обучения и развития обеспечивается сложностью структур знаний, сложностью тех проблем, которые способен ставить и решать обучающийся. Развитие как результат обучения мы обозначим как готовность к самостоятельной организации своей умственной деятельности в соответствии с возникшими или поставленными задачами разного уровня сложности. Такое определение акцентирует внимание на самоорганизации личностью своей интеллектуальной деятельности и дает возможность измерять развитие сложностью задач. Разные авторы выделяют разные признаки развития: Ø способность индивида к движению от абстрактного к конкретному, и наоборот, дисциплинированность мышления (П.П. Блонский); Ø обучаемость, т. е. способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская); Ø сочетание системности и динамичности знаний, т. е. умения их применять в разнообразных условиях (Ю.А. Самарин); Ø перенос приемов умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер); Ø чувственный опыт, познание сущности явлений, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающее (Л.В. Занков); Ø теоретическое мышление, в том числе способность к «внутреннему плану действий» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Date: 2015-06-07; view: 3086; Нарушение авторских прав |