Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закономерности обучения
В процессе обучения действуют и проявляются самые разные закономерности – психологические, физиологические, гносеологические, собственно дидактические и др. «Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом» (В.А. Сластенин). Дидактические закономерности устанавливаются с помощью других наук, но с позиций теории обучения. Знание дидактических закономерностей позволяет ученым и практикам построить процесс обучения оптимально в разных конкретных случаях. Дидактические закономерности можно разделить на внешние и внутренние. Внешние закономерности отражают зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образованности. Это следующие закономерности: 1) цели и содержание обучения зависят от требования общества к уровню образованности личности; 2) эффективность процесса обучения зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических); 3) эффективность обучения зависит от профессионализма учителя. Внутренние закономерности отражают связи между компонентами обучения: целями, содержанием, средствами, методами, формами, между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Главной закономерностью ученые-дидакты называют следующую: результаты обучения и воспитания личности зависят от характера деятельности, в которую включен учащийся. Эта закономерность проявляется в более частных закономерностях: 1) обучающая деятельность преподавателя носит воспитывающий характер; 2) результаты обучения зависят от стиля взаимодействия учителя и учеников; 3) результаты учения зависят от сознательности и активности учебно-познавательной деятельности школьника; 4) развитие умственных умений и навыков зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения; 5) прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал; 6) содержание, формы и методы обучения обусловлены возрастными особенностями и возможностями школьников; 7) содержание обучения обусловлено поставленными задачами; 8) методы и средства обучения обусловлены содержанием и задачами конкретной учебной ситуации и др. В учебнике И.П. Подласого описаны такие дидактические закономерности: 1. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны: · продолжительности обучения; · степени осознания целей обучения обучаемыми; · значимости для учащихся усваиваемого содержания; · мастерству преподавателя. 2. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна: · количеству изучаемого материала или объему требуемых действий; · трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий. 3. Результаты обучения зависят от: · способа включения учащихся в учебную деятельность (Л.В. Занков); · применяемых методов и средств; · способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части. 4. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений зависит от характера созданной учителем учебной ситуации. 5. Обучение путем «делания» в 6-7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».
Date: 2015-06-07; view: 616; Нарушение авторских прав |